У большинства русских туристов существует некий стереотип в представлении арабского мужчины. Многие наши девушки возрастом от 12 до 60 считают, что сия национальность подразумевает этакого не особо богатого, но часто симпатичного, хотя и не всегда чистоплотного мужчину, не скупящегося на ласки, обещания и красивые слова, возможно, прекрасного в постели, но на деле, не горящего желанием связывать свою дальнейшую жизнь с русскими красавицами. Некоторым красавицам такой расклад сразу кажется неподходящим, и они называют арабов "приставучими банными листами". Других, особенно тех, кому за тридцать и у кого не получилось сложить личную жизнь на родине, это вполне устраивает, и они сами едут в Египет за быстрой любовью, порой, оставляя на попечение мамкам-нянькам своих отпрысков, а иногда и нелюбимых мужей.
Когда я ездила в Египет в прошлый раз (дело было четыре года назад), я познакомилась в Хургаде с двумя девушками. Девушки смотрели на меня широко раскрытыми глазами, не понимая, почему меня тянет путешествовать по стране, и рассказывали, что сами ловят огромный кайф от хургадских дискотек и общения с местными парнями, при этом не забывая добавлять через каждое слово, что в Египте все очень дорого и приходится копить не меньше полугода, чтобы позволить себе отправиться на семь дней в отель четыре звезды. Они не верили мне, что Египет, на самом деле, - одна из самых дешевых стран, и, что жизнь и цены на курортах, здесь тоже, как и везде, очень отличаются от цен в не туристических городах. Что арабские мужчины могут быть серьезными, и что общение с ними - это не только секс, хотя насчет него они никогда не против. Не верили и ладно... Попробую рассказать вам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спонсор поста:
А вы знаете, что в английском языке тоже есть слова-иероглифы? Да-да, этакие особенности
английской орфографии. Суть в том, что в английском языке имеется категория слов, которые предназначены только для глаз, то есть для написания и прочтения, а не для произношения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Начнем, пожалуй, с того, что египтяне вовсе не считают себя арабами. Для них, как для потомков великой египетской цивилизации, это даже несколько обидно. Арабы для них - это те, кто живет в ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии, Йемене, наконец. Но не они! Они - египтяне! Правда, когда начинаешь спрашивать, что же египетского в них осталось, они очень часто разводят руками, понимая, что за несколько тысячелетий столько кровей перемешалось в их жилах, что уже сложно сказать, что было врожденными, а что приобретенным.
Современная мечеть в Каире.
С другой стороны, если брать Египет в целом, то сейчас это вовсе не забитая страна с патриархальными закидонами, и с каждым годом в ней все больше и больше появляется светских и цивилизованных обычаев. Сразу оговорюсь: если кто-то вдруг подумал, что в Египте все стало так же, как в Европе, то это не так. До свободы, равноправия между полами, а также до благоустроенности городов, благополучия жизни в целом этой стране до Старого Света пока что очень далеко. Но если сравнивать Египет, который я видела четыре года назад, и тот, который встретил нас сейчас, то отличия налицо.
Например, первое, что мне сразу бросилось в глаза, это то, что египтяне, несмотря на свой менталитет, стали меньше торговаться. Здесь, пожалуй, стоит подчеркнуть: не перестали вообще (у них это в генах, а того, что в генах, не искоренить никогда), а именно стали меньше. Если, допустим, в мою прошлую поездку я поставила личный рекорд, сторговав цену за полотенце с египетской символикой со ста фунтов до семи, то сейчас такой номер не прошел нигде в принципе. Максимум, чего удавалось добиваться, это снижения цен в два, два с половиной раза, а торговаться я умею. Но увы, теперь, когда я предлагала свою цену за товар и она казалась продавцу слишком низкой, он просто не утруждал себя тем, чтобы предложить свою, а упрямо повторял первоначальную, скидывал несколько фунтов или просто удалялся. Что это? Лень? Или первоначальная цена сейчас действительно стала ближе к реальной?
На рыбном рынке в Александрии.
Женщина выходит из мясной лавки.
Кстати, что касается цен, я заметила, что за эти годы они значительно выросли. Особенно это видно по отелям. Если раньше мне удавалось останавливаться в отелях за 6-10 долларов, то сейчас такие же номера стоят не меньше 20, а то и 40-50.
Другой пример "продвинутости" египтян - это последование за модой. Правда, это касается в большей степени девушек, да и то в основном живущих в Александрии. Но тем не менее. Например, абаю и никаб здесь (да, впрочем, и не только здесь) носит далеко не каждая. Встретить этакую зульфию в черном платье до пят, со спрятанным за черной тряпкой лицом и шарахающуюся от всех встречных мужчин в Египте весьма сложно.
Конечно, пожилые женщины, как собственно и наши, там предпочитают неброские цвета в одежде и, порой, надевают все черное. Но, что касается девушек, то это - исключительная редкость.
Обычно девчонки носят джинсы и обыкновенные блузки и кофты, правда, такие, чтобы в них не были видны руки и шея. Но фасоны при этом совершенно европейские. Например, сейчас в большой моде слегка удлиненные маечки и футболочки без рукавов, под которые египетские красавицы надевают облегающие тонкие водолазки. Выглядит мило и более чем сексуально!
Правда, без платка на голову дело не обходится, это обязательный атрибут.
Если же девушка решила принарядиться, отправляясь, предположим, на свидание или просто в свет, то это вообще отдельный разговор. Джинсы тут не прокатывают и в ход идут длинные до пят платья.
Но, Боже ж мой, какие это платья! Во-первых, ткань выбирается очень дорогая. Мы не раз встречали наряды, сделанные, если я не ошибаюсь, из плотного атласа (у нас из него часто шьют свадебные платья) или тонкие шелковые с потрясающе красивой вышивкой и узорами. Во-вторых, все эти платья совершенно разных ярких расцветок: желтые, бирюзовые, синие, зеленые. В-третьих, несмотря на, казалось бы, похожий фасон, на каждой девушке платье выглядит индивидуально. Мы ни разу не встретили девушек в одинаковых нарядах, хотя я, задавшись целью, и старалась их высмотреть. В-четвертых, платочки к этим платьям девушки выбирают очень грамотно. Считается моветоном надеть, например, желтое платье и синий платок - в идеале и платок, и платье должны быть не просто одного цвета, но и одного оттенка.
Признаюсь, когда видишь этих красивых, пусть и по-восточному, но стильно и элегантно одетых девушек, просто душа за них радуется. Кстати, в Египте мы довольно-таки редко сталкивались с тем, чтобы юные красавицы гуляли лишь с родственницами женского пола, что присуще, например, Йемену или Саудовской Аравии. Обычно египетские девушки гуляют с подругами или со своими молодыми людьми. Да, я не оговорилась. По крайней мере, в Александрии свидания вполне процветают, и в форте Кайт-Бей нам повстречалось немало влюбленных пар.
Что же касается египетских мужчин, то они все-таки более самобытны, чем женщины, и пока что, по нашим наблюдениям, меньше подвержены западному влиянию.
Это тоже видно, прежде всего, по гардеробу. Например, встретить мужчину в длинной национальной рубашке до пят пока что еще можно даже в Каире.
Правда,часто поверх таких рубашек египтяне надевают пиджаки европейского покроя, что выглядит немного странно. Хотя и мужчин в костюмах мы тоже встречали.
Наверное, в стремлении к европейскому стилю жизни сейчас во многих египетских городах вошла в моду чистка обуви. И, правильно, зачем ходить в пыльных ботинках? На центральных улицах, у метро, в других оживленных местах на специальных табуреточках или просто на постеленных на асфальте картонках сидят чистильщики обуви, которые за небольшую мзду отшлифуют ваши ботинки так, как они не выглядели даже в магазине, когда вы их покупали.
Кстати, профессия чистильщика не обязательно стационарна. Частенько они ходят по кафе, где предлагают свои услуги всем зашедшим перекусить или покурить шишу посетителям, пока те ожидают своих заказов.
Конечно, немного другая картина складывается на курортах. В Хургаде, Дахабе или Шарм-эль-Шейхе вы редко увидите египтянина в национальном наряде (хотя, замечу, что в старой части Хургады мне такие встречались). На курорты, как у нас в Москву, в сезон стремится приехать чуть ли не треть населения страны, ибо заработать там можно не мало. Например, в Александрии нас подвозил парень но новенькой "Шкоде Актавии", который уверял, что купил ее благодаря нескольким сезонам работы в Шарм-эль-Шейхе. Там он делал туристам татуировки из хны. Когда мы спросили, сколько стоит одна небольшая татуировка, он ответил, что около 20 долларов по шармовским ценам. И спрос при этом очень даже хороший. Для сравнения в Йемене такая татуировка стоит меньше одного доллара, а в других египетских городах - около двух-трех.
Конечно, из-за того, что Египет сейчас стал раем для туристов (как для матрасников, так и для тех, кто путешествует самостоятельно - многие бекпекеры предпочитают начинать именно с него), местные жители разбаловались уже почти везде, хотя и не до такой степени, как в той же Хургаде. Тем не менее, я считаю, что именно из-за массового наплыва туристов, в Египте в последние годы взлетели цены на все: начиная с отелей и заканчивая продовольствием. Правда, тут есть и оборотная сторона медали. В отличие от граждан Йемена, Индонезии и даже от Южной Кореи, где путешествующих европейцев - считанные единицы, египтяне быстро и эффективно осваивают английский (а многие даже русский) язык, потому как понимают, что это - верный способ заработать на иностранцах лишних несколько фунтов. Верна истина: знания - сила, а информация бесценна, и, если кто-то не может ею поделиться из-за незнания языка, то это его проблема. Турист уйдет к тому, кто язык знает и может удовлетворить его потребности. Поэтому-то в Египте практически не существует языкового барьера. Даже с самым ломаным и минимальным английским вас поймут, а, если и не поймут, то позовут того, кто поймет, и один на один со своими проблемами вы не останетесь.
Ну, и напоследок хочу все-таки рассказать о том, что, на мой взгляд, жители современного Египта абсолютно точно унаследовали от древних египтян. Унаследовали они отношение к кошкам. Нет, они теперь, конечно, не считают кошек священными животными и им не поклоняются, но по-прежнему любят их. Первый признак того - это огромное количество этих четырехлапковых созданий в любых общественных и необщественных местах.
Кошки живут при магазинах, при рынках, при кафе, в домах, в парках, у пирамид, у разных других достопримечательностей, да и просто на улицах. Причем в огромных количествах. Например, в кафе при нашей гостинице в Дахабе жило не меньше 10-15 кошек. Местные жители их не гоняют, туристы тоже, кормятся кошки, как правило, остатками с кухни или просто выклянчивают еду у посетителей.
...
...
...
Когда владелец дахабской кафешки увидел, что мы специально купили консервы с рыбой, чтобы подкормить хвостатую ораву, он лишь улыбнулся и, не глядя на то, что кошки растащили рыбу по всему ковру под столом, удовлетворенно кивнул и сказал:
"Я, как и вы, люблю кошек. У меня дома живет целых пять штук. Тоже кормлю их. Жалко, да и хорошие они!"
Вот такие они - потомки древних египтян.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Египту и Иордании:
Александрийский трамвай
Александрия континентальная
Александрия морская
Марса-Матрух. Бункер Роммеля
Оазис Сива. Среди песков
Из Каира в Александрию на поезде
Каир. Как мы пирамиды осматривали
Каир. Цитадель Салах-ад-Дина и Город мертвых
Каирское метро
Каир. Ближневосточно-африканская столица
Фотообзор: Египет и Иордания. Две страны, два континента