В эти выходные мы решили массово просветиться, а потому взяли брата Антона Гришу, племянника Ваню и машину в аренду и отправились в Монино, в музей ВВС смотреть на самолеты, выпущенные за все годы развития советской авиации.
Скажу сразу, что к военной авиации я дышу весьма ровно, поэтому сама основной упор делала только на гражданскую и космическую авиацию, то есть на то, что можно использовать не в военной жизни и в науке, а фотоаппарат вообще вручила Антону, так что, фотографом в этот раз был в основном он.
До Монина мы ехали долго и упорно, постоянно удивляясь, какого лешего понадобилось
гадюкинцам дачникам в субботу не самым ранним утром по дороге в область, ибо туда ехали в основном они. Но вот, наконец, и мы добрались до места.
Пожалуй, самым мощным экспонатом, который покорил умы и сердца всех наших троих мужчин, стал тяжелый транспортный вертолет В-12. Поразил он, прежде всего, своими размерами - для масштаба вся честна компания стоит на его фоне. На нем же, кстати, был установлен рекорд грузоподъемности, который не побит до сих пор: 40 тонн на высоту 2250 метров.
Впрочем, других военных транспортных вертолетов в музее было тоже не мало. Вот, например, тяжелый транспортный вертолет Ми-26 1977 года выпуска. Знаменит тем, что принимал участие в тушении пожаров на Чернобыльской АЭС.
Или вот, еще один пожаро-тушительный вертолет.
А это - тяжелый десантно-транспортный вертолет Як-24 1952 года выпуска. Мог брать на борт до 20 десантников.
Пожалуй, к вертолетам, а точнее, к гибриду самолета и вертолета, можно отнести и этот агрегат. Называется он Воздушный пункт управления Ми-64Я. Был изобретен в 1975 году, оборудован узлом связи и салоном для работников связи, а должен был применяться для управления войсками.
Его же морда лица.
Если же говорить о военных транспортных самолетах, то их в Монино тоже зашибись.
Вот, пожалуйста, Военно-транспортный самолет Ан-8. Разработан в 1955 году. Мог летать со скоростью 520 километров в час, на его борту имелись две пушки.
Стратегический военно-транспортный самолет А-22 или по-другому "Антей". Изобрели его в 1965 году, а на борт он мог брать аж 240 десантников и поднимать 60 тонн.
Юный авиатор рассматривает понравившуюся модель.
Теперь переходим, так сказать, к чисто военной технике. Этого "счастья" в музее тоже выше крыши!
Пожалуй, один из самых стареньких - это пассажирский и транспортный самолет Ли-2. Построили его в 1938 году, а во время Великой Отечественной войны применяли, как ночной бомбардировщик.
Вот, к примеру, дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4. Славен тем, что стал первым в СССР носителем ядерного оружия и был разработан в 1947 году на основе американского бомбардировщика Б-29.
А это - еще более древний экземпляр. Фронтовой бомбардировщик Ту-2. Был разработан в 1941 году, а затем был признан лучшим бомбардировщиком Второй Мировой. На нем летали известные летчики Скок, Лебедев и Белый. Единственное, мы не совсем поняли, почему у него окраска была такая веселенькая?
Еще один из древних. Дальний бомбардировщик ДБ-3, он же Ил-4. Впервые испытали его в 1935 году. И именно на нем летчик-испытатель Коккинаки, водителем у которого, кстати сказать, служил жених моей бабушки, совершил первый беспосадочный полет Москва - Дальний Восток.
А это практически его братан из США - средний бомбардировщик фирмы "Норд Америкен" Б-25. Хорош тем, что во время Великой Отечественной войны СССР получил по договору аж 862 таких экземпляра.
Есть в музее и современная военная техника. Например, экспериментальный сверхзвуковой бомбардировщик - ракетоносец Т-4 (он же Су-100). Правда, слово "современная" для него не совсем подходит. Запроектировали его еще аж в 1965 году, а в 1972 году на нем были совершены первые полеты. Но считается, что он сильно обогнал свое время, а потому некоторые его технологии используются в авиастроении и по сей день. Но, что еще интересно, это то, что после взлета носовой обтекатель (кривая часть носа) выпрямлялся и полностью закрывал летчикам обзор. После этого экипаж не имел возможности видеть окружающее пространство вообще. Полет производился только по приборам, в том числе по мониторам установленных на носу видеокамер.
А этот экземпляр понравился даже мне. Беспилотный самолет-разведчик М-141 "Стриж". Управляется турбореактивным двигателем. Может летать на расстояние до 1000 километров, занимается аэрофотосъемкой окрестностей.
Но гораздо ближе мне все-таки гражданская авиация. Чего только стоит пассажирский самолет Ту-114! Первый полет этого самолета был совершен в 1957 году. В нем имелось три пассажирских класса: экономический, первый и три трехместных купе. Правда, потом купе ликвидировали. Самолет был двухэтажным. На первом этаже размещалось багажное отделение, комната отдыха экипажа и кухня, а на втором - пассажирский салон.
Или вот: первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. К сожалению, использовался в авиации он всего лишь около года - в 1977-1978 году, а затем был снят с эксплуатации из-за дороговизны полетов, а также из-за того, что внештатные ситуации происходили у летчиков почти в каждом полете. А еще именно этот самолет был показан в фильме "Мимино" и по сценарию летал из Москвы в Дели и в Сан-Франциско. Хотя на самом деле Ту-144 выполнял пассажирские рейсы только в Алма-Ату, на что ему требовалось всего два часа.
Как вы уже поняли, большинство экспонатов музея стоят на улице. Но здесь еще имеется специальный ангар, в котором хранятся особо ценные Уникальные летательные аппараты.
Вход.
Прежде всего, это, конечно, тоже самолеты. Но уже не военные и не гражданские, а служившие на благо науки. Например, вот такой АНТ-2, созданный еще аж в 1924 году. Это был первый в нашей стране цельнометаллический самолет с кабиной пилота и двумя пассажирскими креслами.
А это - самолет рекордной дальности АНТ-25. На самолетах этой марки было совершено несколько рекордных полетов, в том числе и беспосадочные полеты из Москвы в США в 1937 году.
Кстати, что касается самолетов, то на территории музея работает немало волонтеров, которые чинят их и приводят в божеский вид.
Процесс.
Правда, иногда фантазии волонтеров заносят, и они сооружают очень оригинальные вещи. Интересно, где сие можно применить? :))
Впрочем, отличились не только волонтеры. Например, в 1958 году авиаконструкторы изобрели вот такую гравицапу. Называется он турболет. А применялся для исследования в полете особенностей устойчивости и управляемости вертикально взлетающих летательных аппаратов в особых режимах.
И все-таки основные уникальные летательные аппараты - это, главным образом, аппараты, связанные с космической авиацией.
Лично я больше всего прониклась вот этим агрегатом. Это - гондола стратостата "Волга". В 1962 году стратостат "Волга" поднялся на высоту 25600 метров. Экипаж состоял из двух человек. Они провели научные исследования, испытали авиационное и космическое снаряжение и совершили парашютный прыжок из высоких слоев стратосферы, что было настоящим подвигом. Оба члена экипажа - Долгов и Андреев - получились звания Героев Советского Союза, правда, Долгов посмертно.
Кабина гондолы.
А это - гондола другого стратостата "СССР-1", еще более древнего. Свой рекордный полет он совершил в 1933 году, поднявшись на высоту 19 тысяч метров. Предназначался он для изучения интенсивности и проникающей способности космических лучей, а также состава и давления воздуха в верхних слоях стратосферы.
Но наши ученые замахивались не только на стратосферу, но и куда выше! Например, в 1950 году был разработан экспериментальный дископлан с круглым крылом, предназначенный для исследования планирующего спуска на землю с использованием эффекта "воздушной подушки".
А еще был разработан дископлан - космический планер, предназначенный для спуска на Венеру! Весил он всего 300 килограммов. В баллоне планировалось перевозить исследовательскую аппаратуру, а крыло могло раскладываться.
На табличку под аппаратом внимания не обращайте. Она от другого экспоната, в музее перепутали.
Ну, и наконец, ЭПОС - аналог Экспериментального Пилотируемого Орбитального Самолета - вторая ступень космической системы "Спираль". Его сбрасывали с высоты 5500 метров, после чего он благополучно приземлялся. А изобрели его, как вариант корабля-шатла для того, чтобы с орбиты летать на землю. Сейчас по такой схеме летает американский шатл. А технологии, примененные в ЭПОСе использовались при создании системы "Буран".
На сим, в принципе, всё.