Посетили мы сегодня фотовыставку швейцарского фотографа и путешественника Леонара Джанадды, который в 1957 году приезжал в Москву на Международный фестиваль молодежи и студентов и снимал всю нашу тогдашнюю столичную жизнь.
Выставка меня впечатлила. 1957 год - это уже время начала хрущевской оттепели. Но, несмотря на это, даже по фотографиям Леонара, которому тогда было, кстати, всего 22 года, все-таки еще чувствуется небольшая зажатость наших людей. Кто-то смотрит в кадр и искренне улыбается, кто-то взирает удрученно и устало, кто-то просто испуганно. Но тот факт, что швейцарец спокойно ходил по московским улицам и спокойно фотографировал то, что ему казалось интересным, уже говорит о многом. И мне даже показалось, что тогда у нас было чуть больше свободы, чем сейчас. Сейчас ведь нельзя фотографировать Красную Площадь профессиональной техникой, а тогда было можно и не только это.
Конечно, нельзя говорить о том, что Джанадда снял все, как нужно, и объективно на сто процентов. Но точно можно сказать, что он показал свой взгляд на Москву и СССР того времени. Ведь он - путешественник (за 20 с небольшим своих лет он побывал в Италии, в круизе по Средиземному морю, в США, в Египте и отдельно в Африке), а потому и интересны ему в СССР были, прежде всего, люди. Потому-то он не показывает красоты, которую можно было найти у нас в стране, не показывает и грязи, в том числе, политической. А показывает в основном лица и занятия встреченных им людей. Например, есть у него целая серия фотографий московских уборщиц и дворничих. И, что интересно, те самые металлические ящички на длинной ручке, куда они заметали свой мусор, с тех пор конструктивно совсем не изменились. :))
Фотографии на выставке подписаны небольшими текстами-аннотациями из дневника Леонара. По ним, в общем-то, можно судить, что больше всего поразило его в Москве и в СССР.
А поразила его, например, бедность. До Москвы он добирался пять суток на поезде, и, когда поезд остановился в Киеве на 15 минут, он вышел на вокзал. Дело было ночью, и на вокзале вповалку на полу спали женщины, ожидая своего поезда. Женщины были одеты в платки и старые кофты. Но, как только он решил их сфотографировать, к нему подошел некий сотрудник, сказал, что этого делать не стоит, и проводил назад до вагона. Но памятный кадр он все-таки сделать успел.
Бедность поразила его и на государственном уровне - тем, что советские граждане не могли купить в магазинах того, чего хочется. К примеру, о нейлоновых чулках у нас только слышали, но нигде в то время они еще не продавались. В результате наиболее моднявые девушки ни раз обращались к нему и к другим иностранцам с вопросом: а нет ли у них в запасе чулочков, а не продадут ли? Поразили его и цены на обувь и одежду у нас в те годы. При средней зарплате в 500 рублей, как он пишет, мужские ботинки можно было купить за 300. В принципе, то, что наши граждане одеты бедно и не сопоставимо с иностранцами видно и по фотографиям: тетки в башмаках, платках и халатах, мужчины в помятых пиджаках или военной форме, девушки в школьной форме и редко в нарядных платьях, лысые дошкольники в кепках и штанах на лямках... И, к примеру, он же - Леонар Джанадда на Красной площади: в туристических брюках с накладными карманами, модной толстовке и сандалиях. Если бы я не знала, что эта его фотография сделана в 1957 году, я бы решила, что он - наш современник.
Еще Леонара шокировало то, что наши женщины в ту пору трудились на одном уровне с мужчинами. То есть, он видел их и на стройке, и дворничихами, и на железной дороге, где представительницы слабого пола укладывали рельсы, и на других тяжелых работах. А когда он спросил студентку МГУ, о чем она мечтает, та ответила, что хочет стать водителем автобуса. :) Мы до сих пор с Антоном думаем, это она так прикололась? :)
Ну, и, конечно, русская удаль. Все-таки началась оттепель, во время фестиваля повсюду звучали песни, по вечерам люди собирались на площадях и во дворах, пели, танцевали, веселились. Звучал джаз, запрещенный ранее, и многие советские граждане почувствовали хоть небольшой, но глоток свободы. И вместе с ними почувствовал его и Леонар.
Кстати, по возвращении в Швейцарию, казалось бы, в демократическую страну, его ждала совершенно иная реакция общественности. Несмотря на редкие для того времени кадры, его работы не приняло к печати ни одно издание, ему не предложили сделать ни одной авторской выставки, а в прессе появились статьи, осуждающие его поездку в СССР.
Я же очень рекомендую всем желающим посетить выставку его фотографий. Проходит она в музее личных коллекций до 14 марта.
Это Леонар Джанадда на Красной Площади.
А теперь несколько фотографий автора, чтобы вы могли иметь представление, о чем это я, собственно, так долго пишу.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...