Удивительное дело. Казалось бы, какой позор для любой державы веке так в 17-м потерять свой корабль! А если это еще происходит не в бою, а в собственных водах да на виду у многочисленной публики - позор вдвойне! Но шведы смогли превратить свой позор во славу и гордость! В 1628 году на глазах у всех прямо у стокгольмских берегов затонул отправившийся в свое первое плавание королевский корабль "Васа", а спустя 333 года - в 1961 году его подняли из морской пучины, законсервировали, поместили под крышу, создали вокруг него музей, и теперь посмотреть на корабль, уникально сохранившийся за три с половиной столетия, приходят не только сами шведы, но и куча иностранных фанатов. Мы вошли в число последних, так как тоже не смогли оставить старинный "Васа" без внимания.
Когда я готовила маршрут по Стокгольму, то рассуждала так:
"Корабль "Васа". Ну, да, 17 век, хорошо сохранился. Ну, да, Антон балдеет от всяких парусников. Сколько нужно времени, чтобы осмотреть его? Ну, час. Ок, полтора часа хватит даже с избытком!" Трижды ха-ха! Насколько же наивной я оказалась! На самом деле, когда мы вошли в музей, то просто застыли в изумлении!
Корабль в полную величину стоял перед нами, и на нем можно было рассмотреть каждую его дощечку, каждую реечку, каждый гвоздик!
Музей же занимал аж шесть этажей! В итоге, на весь осмотр у нас ушло три часа, да и то пришлось уходить лишь потому, что "Васа" уже закрывался!
Началось все в 1625 году. Шведский король Густав Второй Адольф подписал контракт с судостроителем Хенриком Хюбертссоном на постройку "Васы". Так как 17 век для Швеции выдался весьма тяжелым - то один корабль потопят, то два других столкнутся в море, то новый "Васа" должен был стать гордостью страны, самым большим и мощным военным кораблем, оборудованным 64 крупнокалиберными пушками.
Окно-бойница на батарейной палубе.
Пушечные лафеты.
Король сам следил за строительством и неоднократно посещал верфи. На постройку "Васа" ушла тысяча дубов, а в Швеции на время его строительства был издан закон, по которому рубить дубы для еще каких-то нужд было запрещено. "Кто повалит дуб, тот будет присужден в первый раз к штрафу в 40 марок, во второй раз - 80 марок, а в третий раз - к смертной казни!" - гласил он.
Макет судоверфей.
Строительство.
Строительные инструменты.
За три года корабль построили. В длину он достигал 69 метров, в ширину - 11 метров, в высоту от киля до верха грот-мачты - 52,5 метра, на нем крепилось десять парусов общей площадью 1275 квадратных метров, а экипаж состоял из 145 матросов и 300 солдат. В общем, кораблик получился, что надо. У жителей Стокгольма он вызывал гордость и восхищение, а у врагов Швеции - страх, ибо известно, что за границей за строительством "Васы" следили с большим интересом, и такого большого корабля там не видели никогда.
Его уменьшенная в десятки раз копия.
10 августа 1628 года "Васа" решили спустить на воду и отправить в первое плавание. Точнее, на воду он уже был спущен, и даже прошел в соседнюю бухту - напротив королевского дворца, где ждал торжественного отплытия. На берегу в честь такого случая собралось немало горожан, а экипажу разрешили пригласить на борт своих жен и детей - плавание предстояло недолгим, а после него было запланировано большое торжество. Правда, король на мероприятии не присутствовал, он отбыл в Пруссию решать государственные дела.
И вот, ничто не предвещало беды. Погода была хорошая, дул слабый, но порывистый ветер - как раз самый лучший для мореплавания. Пушки отсалютовали, и "Васа" отправился в путь. Но пройти ему удалось только чуть больше километра. Едва он вышел в открытую бухту, как его паруса наполнились более сильным ветром, и вскоре корабль начал крениться на бок. В первый раз он выпрямился и даже дошел до Бекхольмена. Но здесь новый порыв ветра окончательно повалил его на борт, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим. Случилось это всего в ста метрах от берега.
Говорят, что помощь подоспела очень быстро, и большинство тех, кто находился во время катастрофы на "Васе", удалось спасти. Погибло, по подсчетам, около 50 человек.
В музее рядом с кораблем "Васа" мы осмотрели небольшие макеты, отражающие события того злополучного дня.
Король, который узнал о случившимся только через две недели, велел тут же арестовать капитана. Но потом, после допроса и следствия, его отпустили. И в результате вообще никто за случившееся с кораблем не был наказан. Капитан вел себя безукоризненно, матросы полностью исполняли свои обязанности, никто никакого раздолбайства на борту не проявлял. Значит, ошибка была вовсе не в управлении кораблем. Но тогда в чем? Король вместе со "следственным комитетом" пришел к выводу, что причина была в конструкции корабля. Этой же точки зрения придерживался и адмирал Клас Флеминг. Он рассказал, как перед отплытием "Васа" его испытывали на устойчивость. Тридцать человек перебегали по палубе от одного борта до другого, когда корабль стоял у набережной. После трех попыток было решено прекратить испытания, иначе корабль мог опрокинуться. Но не отправлять его в плавание из-за полной неустойчивости никто не решился. Ведь за этим следил сам король!
Но наказать судостроителя было уже не возможно - он умер за два года до спуска "Васа" на воду. Оставалось только погоревать о потере, вынести соболезнования семьям погибших и закрыть дело.
Кстати, когда спустя три с половиной века шведы подняли "Васа" со дна моря, то они тоже пришли к выводу, что причина трагедии была в неудачной конструкции корабля. Но обвинять в этом судостроителя, на их взгляд, было нельзя. Хенрик Хюбертссон до этого сделал множество других кораблей, и все они были достойными и имели отличную судоходность. Просто "Васа" был, своего рода, экспериментальным - никогда раньше шведы не строили таких больших кораблей и не размещали на них такого огромного количества пушек. В результате получилось так, что, несмотря на полностью загруженный балластом трюм, надводная часть корабля оказалась гораздо тяжелее подводной, и хватило первого же порыва ветра, из-за которого "Васса" перевернулся.
Поднять "Вассу" из морских пучин попытались уже через несколько лет после катастрофы. Однако ж, это не удалось. Правда, именно тогда удалось вытащить на поверхность больше 50 жутко тяжелых пушек. И те, кто это сделал, до сих пор считаются героями. Водолазанье в 17 веке было примитивным. Самым продвинутым агрегатом в ту пору считался прототип батискафа - водолазный колокол, который действовал по принципу перевернутого стакана. Брался колокол и "юбкой" вниз погружался под воду. В его верхней части оставался воздух. Перед этим водолаз облачался в кожаную одежду и вставал на специальную подставку под колоколом - так, чтобы максимально находиться внутри.
Воздуха ему хватало примерно на полчаса. За это время он успевал провести под водой какие-то работы. Так и были подняты на поверхность те 50 пушек. Уже в наше время шведы попытались повторить этот опыт. Буквально через несколько минут водолаза пришлось вытаскивать. Несмотря на кучу теплых штанов и двойные сапоги, он так замерз, что просто дрожал от холода. Так что, остается только догадываться, как справлялись с холодом водолазы 17 века, и как они таки достали пушки. Для сравнения, когда, используя все современные методы, уже в 1950-х годах ученые попытались вытащить только одну пушку, на это у них ушел целый день!
Ну, а окончательно, как я уже говорила, "Васа" со дня моря подняли в 1961 году. Занимались этим целых три года, потому что никто толком не знал, выдержит ли подъем корабль, пролежавший в воде и иле триста тридцать лет, не развалится ли на куски при первой же попытке. А потому действовали с величайшей осторожностью, с помощью толстых стальных канатов, которые пропихнули под корпусом корабля и закрепили их к наполненным водой понтонам. Потом воду из понтонов откачали, они поднялись и вытянули за собой "Васа".
Ученые, которые первыми поднялись на борт корабля, были просто поражены, насколько хорошо сохранились на нем все детали, грузы, кои были на "Васе" в его первом плавании, одежда и прочее-прочее. Если бы корабль столько лет пролежал бы на дне практически любого другого морского водоема, то от него не осталось бы и сотой доли того, что осталось от "Васа". А все дело оказалось в том, что содержание соли в Балтийском море очень низкое, и червь-точильщик, который обычно быстро съедает в воде все дерево, здесь просто не водится. Правда, как выяснилось, корабль все-таки немного пострадал от предыдущих попыток его поднять. Но со временем реставраторы восстановили его полностью, и сейчас шведы с гордостью заявляют, что только пять процентов деталей "Васа" - новые, а все остальные 95 - сохранившиеся с 17 века. Кстати, выяснить, какие детали на корабле новые, а какие старые, можно очень легко. Все старые - темные, а новые - сделаны из свежего дерева, а потому светлые.
Вот тут на мачте хорошо видно.
...
Ну, а после того, как "Васа" достали с морского дна, все поняли, что, если не принять быстрых мер, то на обычном атмосферном воздухе он быстро рассохнется и развалится. Поэтому его решили законсервировать в полиэтиленгликоле. К кораблю подошли, как к человеку. Я, например, была в полном шоке, когда узнала, что полиэтиленгликоль, которым его поливали, содержится в губной помаде и в разных кремах для кожи. А кладут его туда затем, что предотвратить старение. То есть полиэтиленгликоль обладает способностью проникать в кожу или дерево и замещать воду в клетках. В общем, "Васса" подвергся, так сказать, спа-процедуре. В течение всего 1962 года его орошали аж из 500 мундштуков сразу. Орошение длилось 25 минут, потом 20 минут была пауза, затем опять 25 минут орошение и т.д. круглые сутки, без перерыва. Результат получился великолепным. И теперь корабль "Васа" стоит перед всеми посетителями музея во всей красе.
Конечно, мы не смогли пройти мимо и не осмотреть всех его деталей.
...
...
...
...
Наверное, как и многих, нас больше всего впечатлила корма со множеством вырезанных из дерева фигур. Здесь были и львы с открытыми пастями, и черти, и ангелы, и пышногрудые красавицы и прочие-прочие.
...
...
После того, когда "Васа" подняли из моря, на всех этих фигурах ученые обнаружили остатки краски, которыми они были покрашены. Краски было очень мало, но ученым удалось определить, что фигуры были яркими, а среди красок преобладали красные, желтые, зеленые, фиолетовые, розовые цвета. То есть, "Васа" поражал всех видевших его не только своими устрашающими боевыми возможностями, но и вешним видом. Весь этот яркий цвет, все эти пышные формы, о которых сейчас мы бы сказали, что выглядят они вульгарно и пошловато, в 17 веке производили неизгладимое впечатление, они считались верхом красоты, вкуса и богатства. То есть, получается, что королевский корабль, над отделкой которого работали лучшие плотники Стокгольма, был украшен по последнему писку моды того времени. Сейчас, правда, раскрашивать фигуры в те самые цвета на "Васа" никто не стал. Корабль стоит в музее таким, каким его достали из морских глубин. Но, во-первых, рядом на стене есть несколько копий фигур с "Васа", и можно посмотреть, как они выглядели.
...
А, во-вторых, здесь же стоит его миниатюрная копия, где можно подробнейшим образом разглядеть в том числе и корму.
А это краски, которыми красили фигуры.
Вообще же, когда "Васа" подняли из морских глубин, то ученые сразу поняли, что досконально сохранился не только сам корабль, но и все то, что находилось у него на борту. Несмотря на то, что первое плавание "Васа" планировалось не долгим, экипаж взял с собой много разных необходимых в пути вещей. И практически все они были целы и невредимы.
В матросских сундучках по-прежнему лежали упакованными еда, одежда и мелкие личные вещи. В трюме лежали бочонки с мясом, в каюте стоял адмиральский стол, на борту оставались великолепный офицерский обеденный сервиз, бронзовые подсвечники, лампы и прочее-прочее. Я, например, читала историю, что, когда археологи нашли на "Васа" большую бочку с маслом и увидели, что оно тоже отлично сохранилось, то один из исследователей даже попробовал его на вкус. Представляете, 333-летнее масло! В итоге, он благополучно отделался только сыпью вокруг рта, но масло заценил. Также на "Васа" нашли множество оловянных бутылок с алкоголем (анализ показал, что это был ром), пиво и прочую еду, курительные трубки которые только-только в Швеции вошли в моду, нарды, которые, видимо, взял с собой какой-то офицер, и другое.
Одежда.
Посуда.
Светильники.
Курительные трубки.
Нарды.
А я поразилась выставленному в музее простому сундуку, в котором лежала, как будто только что положенная туда абсолютно новая шляпа.
Как я уже говорила, считается, что во время крушения "Васа" погибло 50 человек. Правда, водолазы нашли рядом с кораблем только 25 скелетов. Куда делись остальные погибшие, осталось неизвестно. Но те найденные скелеты сохранились настолько хорошо, что ученые смогли досконально исследовать их, и затем по костям определили пол, возраст, внешность, заболевания, коими страдали эти люди, а также род занятий, который они вели на борту.
Потом к исследованиям подключились другие специалисты, и всем вместе им удалось воссоздать внешность этих людей. В музее мы увидели пять... я даже затрудняюсь правильно назвать... восковых бюстов погибших на "Васа". Они были выполнены с такой точностью и правдивостью - кожа, волоски, мимика, одежда, что, если бы не витрины, то их вполне можно было бы принять за настоящих. Все музеи восковых фигур, в которых я побывала до сих пор, по сравнению с тем, что сделали стокгольмские ученые-реставраторы, нервно курят в сторонке. Под бюстами находились таблички с кратким описанием этих людей. И, что интересно, практически каждый из них обязательно страдал какими-нибудь заболеваниями. Это были и стоматологические проблемы, и проблемы с позвоночником, и с пищеварением, у кого-то не хватало фаланг пальцев на руках и ногах, у кого-то страдали органы кровеносной системы.
...
...
В общем, как показали исследования, жизнь на кораблях у матросов и офицеров очень сильно отличалась. Если для офицеров мореплавание было, хоть и тяжелой, если судить по нынешним временам, но нормальной работой - они досыта ели, жили в отдельных хорошо обставленных каютах и при этом неплохо зарабатывали...
Офицерская каюта.
...то для матросов это было сравнимо с каторгой. В год они получали примерно по 57 далеров. Из этой суммы вычиталось примерно три четверти за питание на борту и за ткань на одежду. То есть, наличными матрос получал около 15 далеров. Это при условии, что, к примеру, корова в 1628 году стоила пять далеров, гусь - полдалера, бочка пива - три далера. В общем, сущие гроши, за которые приходилось постоянно вкалывать или вообще даже распрощаться с жизнью. Кают у матросов на корабле не было, и "Васа" не был исключением.
Они спали на одной из палуб прямо на полу. Из еды имелись крупа, сушеная фасоль и горох, соленые говядина, свинина, сушеная или соленая рыба и хлеб. На этом разнообразие их рациона заканчивалось. Ели они в полутьме у пушек из деревянных тарелок или глиняных мисок. Приборами служили пальцы, деревянные ложки и матросские ножи. Правда, каждому матросу в день полагалось по три литра пива. Но, согласитесь, без нормальной еды на одном пиве долго тоже не протянешь. Свежей же пищи у них почти не было, а потому из-за недостатка витаминов матросы часто страдали цингой и другими болезнями. Кроме того, за любые провинности их строго наказывали.
Когда я читала о наказаниях, то просто поражалась до глубины души. Это какой же извращенный мозг надо иметь, какой жестокостью обладать, чтобы измыслить такое. Я, конечно, понимаю, что любые нарушители порядка должны быть наказаны, но, по-моему, неплохо бы и меру знать. А ведь с тех пор прошло всего 330 лет! Драчуна на корабле прикалывали ножом через ладонь к мачте так, что ладонь прорезалась до пальцев. Жалующихся на пищу заковывали в кандалы и сажали на хлеб и воду на десять дней. Того, кто вызывал пожар, самого бросали в огонь. Убийцу привязывали спиной к спине убитого и выбрасывали за борт. Богохульников и непочтительных к адмиралу протаскивали под килем. Протаскивание под килем, как оказалось, вообще, было обычным наказанием, хотя, по сути, обозначало то же самое, что и смертная казнь. Осужденного поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протаскивали веревкой под килем на другую сторону корабля. Проделывали это один, два или три раза в зависимости от проступка. Если преступник не захлебывался, то его настолько изрезали ракушки со дна судна, что, скорее всего, вскоре он все равно умирал. Что же касается медицины на корабле, то она в 17 веке была просто смешной. Вы только представьте, врачом по совместительству работал... парикмахер! Причем, цирюльник не только готовил отвары из трав хворым, он еще был и хирургом! Ну да, а что здесь такого: бороду отрезать или ногу - в принципе, одно и то же!
Вот такая "веселая" жизнь была у матросов. Такой же она могла быть и на "Васа"...
"Васа" в разрезе.
В Стокгольме мы жили в отеле-корабле
"Loginn Hotell", ели в кафе 13 века
"Cafe Sten Sture".
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:
Стокгольм. Скансен. Швеция изнутри
Стокгольм. Метро, как произведение искусства
Стокгольм. А вы никогда не мечтали о Нобелевской премии?
Стокгольм. Главный город шведов
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний