Вообще-то, на вид Седлец - место вполне себе милое: домики с черепичными крышами, магазинчики, кафе - всё, как в любом чешском городке.Территориально Седлец теперь - пригород Кутна Горы, хотя раньше был отдельным поселением. Но на самом деле место это - жутковатое.
А началось все с того, что здесь в 1142 году был основан первый цистерцианский монастырь, а чуть позже в его окрестностях найдены залежи серебра. В общем, благодаря тому, что серебро начали активно добывать, монастырь быстро и мощно разбогател и стал самым богатым монастырем в стране. Правда, потом он погряз в долгах, а затем и вовсе был разрушен, но это уже другая история. В общем, теперь от монастыря осталось только два храма и несколько помещений, в которых с 19 века разместилась табачная фабрика. Кстати, именно табачная корпорация "Филипп Морис" не так давно выделила кучу денег, на которые храмы были отреставрированы.
Что же касается храмов, то оба они весьма странноватые, хотя по названию очень даже ничего: собор Девы Марии и костел Всех святых. Кстати, обоими ими вдохновилось ЮНЕСКО и занесло их в свой список всемирного наследия. И, в принципе, есть за что.
Например,
собор Девы Марии был построен в стиле готического барокко, и сейчас сохранился чуть ли не единственным в мире.
В плане он сделан в виде креста, внешне в нем больше готических черт.
Вход.
А внутри - наоборот преобладает барокко.
...
...
В соборе хранятся ценные старинные картины Петра Брандла, Вильмана и других. И это вовсе не музейная экспозиция - тут так было всегда.
Но я не случайно в начале своего рассказа заикнулась о том, что Седлец - место жутковатое, и оба здешних собора - со странностями. Все-таки в средневековье к жизни и смерти относились гораздо проще, чем мы сейчас. Ну, умер человек, все мы будем тленны. Так зачем же, трястись над чьим-то прахом и предавать его земле? Тем более, если это прах римских христиан-первомученников! Это я к тому, что с двух сторон от алтаря в соборе Девы Марии стоят раки с мощами святых Винценца и Феликса. Раки стоят на всеобщем обозрении, и они с прозрачными стенками! То есть, грубо говоря, трупы несчастных святых видны во всех подробностях. На их лица, правда, надеты маски, а, в остальном...
Святой Феликс.
Сначала я подумала, что это муляжи. Но потом, когда пригляделась, мне стало жутко! Их одежда полуистлела, из-под нее видны кости, местами она вообще провалилась между ребер. В общем, не для слабонервных! И что самое потрясающее, этих усопших к 600-ой годовщине основания аббатства в 1742 году подарил монастырю папа Бенедикт XIV. Нехилый такой подарочек! Как бы так ни было у верующих, но ведь это - два мертвых человека, тела, на которые теперь через стекло глазеют толпы туристов. И чем, скажите, это отличается от мавзолея, в котором у нас лежит Ленин? На мой взгляд, ничем! Венценцу и Феликсу поклоняются одни, а Ленина благотворят другие, а по сути - все трое на обозрении...
Но по сравнению, с костелом Всех Святых, собор Девы Марии - это еще цветочки. Ведь в костеле на всеобщем обозрении находятся не два и не три мертвых человека, а сорок тысяч!
Костел всех святых и кладбище рядом.
...
По-другому он даже называется -
Костница, и в нем из человеческих костей сложены пирамиды, сделаны настенные украшения и даже люстра!
Началось все с того, что один из аббатов седлецкого монастыря побывал в Палестине, привез с Голгофы, где якобы был распят Иисус Христос, горсть земли, кинул ее и провозгласил место, куда она упала, святой землей. Вскоре на этом участке приняли решение устроить кладбище. Устроили и поразились: вроде как тело, похороненное в этой земле, начинало разлагаться только через три дня. От этого многие обалдели и завещали хоронить себя именно тут. В итоге, хоронили здесь не только умерших из Чехии, но и из Польши, Баварии и Бельгии. Было это во второй половине 13 века.
А в 1318 году в Чехии разразилась чума, и в этот год на кладбище похоронили сразу около 30 тысяч человек. В общем, в конце 14 века дозрели, наконец, до того, что построили здесь часовню, которую назвали часовней Всех Святых. И именно она теперь стала костелом. Дальше захоронения продолжались. Очень много людей полегло на кладбище в первой половине 15 века (тоже от чумы), а потом во время гуситских войн.
А затем кладбище решили ликвидировать. Но выкидывать кости было, по всей видимости, не комильфо, и их перенесли в часовню, где образовался самый настоящий склеп. Прошло еще немного времени, и один из монахов монастыря решил по-своему упорядочить кости и сложил из них несколько пирамид. Монах был полуслепой, но пирамиды у него получились на удивление правильными.
В 19 веке монастырь закрыли, а земли, на которых стояла часовня и располагалось кладбище перешли во владение некоего князя Шварценберга. Этот Шварценберг, видимо, был с небольшим прибабахом и позвал резчика по дереву Франтишека Ринта из Чешской Скалицы, чтобы он привел в порядок часовню и окончательно упорядочил накопившиеся в ней кости. Ну, а у Ринта прибабах был еще сильнее, и он вместе с четырьмя членами своего семейства решил совместить одно с другим и оформил интерьер часовни из человеческих костей.
...
А чтобы его запомнили в веках, даже сложил из костей собственный автограф на одной из стен. Да уж, такое вряд ли забудешь!
Не только стены костела украшены костями и черепами, собранными тут в нечто вроде гирлянд.
...
Как я уже писала, Ринт измыслил люстру, в которой присутствуют все кости человеческого скелета.
...
А еще костяные даровницы для мощей - представляете, кого-то после смерти кладут в даровницу, которая сделана из тех, кто умер еще раньше. Брр! И даже герб рода князей Шварценбергов, на коем, в частности, изобразил голову побежденного турка, которому ворон выклевывает глаза, он тоже сделал из черепов и костей!
...
И ведь заказчик это все оценил!!!
Пирамида с несколькими особо крупными черепами на переднем плане. Пирамида с черепами на доске в ее нише - не знаю, у кого как, но у меня сложилось стойкое ощущение, что головы-черепа запихивают на лопате в печь.
Даже скульптуры милых ангелочков, кои всегда присущи католическим церквям, и те опираются на человеческие черепа.
Конечно, перед тем, как создать всё это, Ринт долго изучал химию и думал, как сделать так, чтобы со временем кости не испортились и не сгнили. И придумал: перед тем, как работать с ними, он опускал их в раствор хлорированной гашеной извести. Поэтому кости, когда высыхали, получали специфический белый налет.
И вы знаете, как объяснил Ринт появление своего жуткого детища? По его мнению, каждый, кто видит его, должен задуматься над смертью, быстротечностью и мимолетностью человеческой жизни. Если человеческие останки такие жалкие и убогие, значит, надо приложить много усилий, чтобы оставить после себя память в сердцах и мыслях потомков. Хм, как мне кажется, есть масса других способов призвать людей оставлять после себя добрую память. А тут... Жил бы Ринт в наше время, по нему не исключено, что плакал бы психдиспансер. А так, какие времена, такие, видимо, и люди.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, ноябрь:
Кутна Гора. На серебре
Чехи
Прага. Йозефов - бывшее еврейское гетто
Прага. Малая Страна - большая жемчужина
Прага. Самое-пересамое
Братислава. В столицу к братьям славянам
Баден. Искупаться по-древнеримски
Хинтербрюль. Под землю за гипсом
Про австрийцев
Вена. Мы в деревне Хундертвассера!
Вена. Самый музыкальный город Европы
Про Вену с высоты птичьего полета, лошадок и День Рождения
Фотообзор: По четырем странам с 9-месячным Данилкой на самолетах, поездах, автобусах, лодках и канатных дорогах