Провинция Юннань - место поистине удивительное. Кроме своих древних городов и природных красот, она славится еще и тем, что именно здесь проживает самое большое количество национальных меньшинств Китая. Получилось это потому, что Юннань граничит со многими странами и древними королевствами - с Тибетом, с Индией, с Мьянмой, с Лаосом. А приграничные народы, где бы они не жили, всегда тесно взаимодействовали друг с другом и привносили друг другу свои традиции, обычаи и культуру. Разных народов и народностей в Юннане теперь насчитываются десятки, если не сотни. А в столице этой провинции - городе Куньмине даже есть специальный парк национальных меньшинств, где воссозданы их традиционные деревеньки. Правда, этот парк - развлечение чисто туристическое, и мы с Антоном туда не пошли. Но познакомиться с представителями разных национальностей Юннаня нам очень хотелось. И потому в первый же вечер в Куньмине мы решили побывать на танцевальном шоу народов Юннаня под названием "Динамичный Юннань", которое ежедневно дают в местном национальном театре.
Вообще, это танцевальное шоу по сути своей уникально. С ним театральная труппа, которая состоит из 60 человек, включая одну совсем маленькую девочку, уже объехала практически весь мир, дала более трех тысяч представлений в разных странах и собрала целую кучу наград за постановку, за мастерство танцоров, за динамику и за прочее-прочее-прочее. Забегая вперед, скажу, что награды поистине заслуженные. Я была поражена тому, насколько здорово была подобрана музыка, насколько пластичны движения танцоров, насколько потрясающи и ярки их костюмы! Что интересно, исполняют танцы сами же представители национальных меньшинств, ибо режиссер, которая ставила это шоу, решила, что они, как никто другой, лучше всех смогут передать всю правду этнических танцев. Но несмотря на то, что практически всё шоу (а оно состоит из нескольких сцен по одному или по два танца в каждой) построено на традиционных танцах и легендах, само представление не производит впечатления заунывного и пригодного только для просмотра тем, кто интересуется местными этносами. Шоу получилось самой настоящей гремучей смесью музыкальных многовековых традиций и обычаев с современными, а потому и смотреть его хочется до конца, не отрываясь и поражаясь увиденным мастерством с каждой минутой все больше и больше.
2.
А начинается представление с тибетской молитвы. На сцене появляется монах с камнем в руках, который несет его к горе, где лежат уже другие такие же камни. "Сюда приходят молиться многие, а потому эти камни знают желания всех просящих и по-своему мудры", - написано в программке. И если задуматься, то так ведь оно и есть... Танцы же начинаются со сцены "Солнце". На горизонте медленно поднимается красный огромный диск, и вот на его фоне - уже замерший силуэт танцора. Утро. Мужчины и женщины поднимаются чуть свет, чтобы вместе идти на работу, вместе жить, вместе растить детей. Так было раньше и так есть сейчас. Разве что-то изменилось за века? А танцоры на сцене выкатывают огромные выше человеческого роста солнечные барабаны с торчащими из них словно лучами палочками.
3.
Такие барабаны у многих народностей Юннаня считались раньше символом мужского начала, а барабанные палочки были началом женским. Надо ли объяснять, что обозначала игра на барабане? А барабанные ритмы на сцене звучат все зажигательнее, темп игры и темп танца все возрастают. Еще чуть-чуть и танцоры окончательно войдут в свою роль!
4.
Нет, в последний момент всё прекращается и начинается другой танец - молитва дождю - по началу более спокойный, а под конец снова переходящий на безудержный темп, потом в гром, в молнию и ливень, да такой, что капли дождя отскакивают от барабанов, а танцоры становятся мокрыми от воды. Или это нам кажется? Честно говоря, мы так и не поняли, настоящим ли был ливень, уж очень он был похож на реальный. А если и бутафорским, то что же дало такой мощный эффект схожести...
Барабаны.
5.
6.
7.
Вторая сцена "Земля". Третья "Родина". Одни танцоры сменяются другими. Танцы лирические, романтичные, грустные, шуточные... Вот, во время солнечного затмения, которое до сих пор некоторые народы считают чем-то мистическим, под медленную красивую музыку девушка, показывая чудеса пластики, поклоняется солнечному диску и просит у всевышних божеств благополучия ее роду. Вот, группа из двадцати, а то и тридцати юннаньских красавиц в богатых ярких костюмах и в шапочках с разноцветными понпончиками синхронно все вместе и по парам, с залихватской песней то вертятся, то подпрыгивают, то наклоняются, то стучат руками по полу.
8.
Вот, уже и девушки и парни под другую удалую песню разыгрывают историю знакомств и ухаживаний. "Ведь каждая девушка мечтает позвать парня собирать цветы, но только стесняется ему об этом сказать".
9.
Шуточный танец заканчивается тем, что все, наконец, образуют пары. Мальчики уносят девочек на руках "собирать цветы", и только одна пара остается на сцене: парню попалась такая тяжелая девушка, что он едва удерживает ее, сделает несколько шагов и почти роняет, ухватит получше, пройдет еще немного, и снова она у него почти на земле. Так и не смог ее унести, упал. И тогда девушка берет быка за рога: засучивает рукава, поднимает парня и уносит его со сцены сама! :))
А больше всего мне понравилось два самых последних танца - из сцены "Паломничество" и из Эпилога. У меня даже слезы выступили на глазах! Настолько красивым было зрелище, потрясающей постановка. Да что там, я не найду эпитетов, чтобы передать вас словами свои ощущения.
Первый танец - тибетский. Начинается он с того, что в горах дует пронизывающий ветер и идет снег - не сцену падает белое конфетти, его всё больше и больше. А к Святой горе, опираясь только на бамбуковые палки, идут пилигримы.
10.
Среди них женщина с маленькой дочкой. Они измеряют дорогу своими телами, целуют землю на каждом шагу, а их сердца освещены ярким огнем. Они идут из последних сил, падая и вставая снова.
11.
Девочка падает, ее засыпает снегом, мать с трудом находит ее, берет на руки. И, вот, наконец, они достигают Святой горы, а затем попадают в Небесное королевство.
12.
13.
Самое потрясающее, насколько танцоры смогли изобразить, как холодно и сложно пилигримам в пути - они в танце как будто бы замерзали сами. Просто браво!
14.
Второй танец - танец павлина. Его танцевали девушки в белых платьях с блестящими пятнами, которыми в природе украшено пышное оперение этих благородных птиц. Но сначала на сцену вышла солистка. И я снова не берусь описать словами, как можно в движениях изобразить птицу, и изобразить так, что, глядя на нее, в какой-то момент начинаешь сомневаться: человек ли перед тобой или, может, действительно птица?
15.
16.
После представления я была под таким сильным впечатлением, что мне даже захотелось купить диск с услышанной музыкой и увиденными танцами. Но, увы, их, к сожалению, не оказалось. Так что, друзья мои, если вы вдруг будете в Куньмине, не пожалейте денег (в среднем билет стоит около 220 юаней - 1100 рублей) и сходите на шоу в местный театр. Оно этих денег безусловно стоит! А я, если вдруг какими-то судьбами окажусь здесь еще раз, то тоже снова обязательно пойду!
17.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011-2012 год, декабрь-январь:
Куньмин. По городу весны на двухэтажном автобусе пятками кверху
Пиньян. Туманные безрисовые террасы
Пиньян. Народности яо и жуанг. Девушки с самыми длинными волосами и их соседи
Яншо, Синьпин. На бамбуковой лодке по реке Ли
Гуйлинь. К слонику!
Кушать подано!
Трудности перевода с китайского
Гуйлинь. Новый Год с лапшой Доширак
На автобусах, поездах и самолетах по-китайски
Гуанчжоу. Лекарство из сушеных змей
Гуанчжоу. К чему приводят опиумные войны?
Гуанчжоу. Шесть баньяновых деревьев и кое-что еще
Фотообзор: Новый Год с китайскими палочками