Сегодня, в ночь с субботы на воскресенье у евреев начинается праздник Шавуот. Это день, когда Создатель даровал им Тору на горе Синай. Произошло сие событие на 50-й день после Исхода из Египта, и поэтому сейчас Шавуот празднуют на 50-й день после Песаха - того самого дня Исхода. Если же вспомнить, что Песах часто связывают с христианской Пасхой - по датам они нередко совпадают, то Шавуот совпадает с христианской Троицей. А самое интересное, что, согласно обычаям обоих народов, храмы и дома на Шавуот и Троицу принято украшать аналогично - зеленью: например, березовыми, липовыми ветками и полынью, как это делали евреи на Западной Украине в середине 20 века (а, может, и сейчас?).
Мы с Антоном и с моей знакомой из ЖЖ Светой
p_krysa побывали на мероприятии проекта Эшколь (
http://www.eshkol.ru), которое было посвящено этому празднику. Ну, что, рассказать вам о традииях Шавуота по порядку?
В принципе, традиция украшать синагоги и дома на Шавуот зеленью взялась не абы откуда. Как нам рассказала на лекции научный сотрудник кафедры иудаики МГУ и преподаватель РГГУ Александра Полян (она на фото №1), считается, что в день дарования Торы, обычно лысая гора Синай (кто был в Египте, те ее видели), вдруг покрылась травой, кустами и деревьями и зацвела.
Но украшение домов - это, конечно же, не единственный обычай праздника. Прежде всего, нужно было начиная с вечера 49 дня и все ночь на день 50-й читать Тору. В ту ночь читались особенные молитвы, специальные. Впрочем, сейчас, наверное, найдется немного иудеев, кто следует этому правилу. За века обычай изменился, и хотя в наше время Тору на Шавуот читают по-особенному, всю ночь, конечно же, уже никто не молится.
Вообще же, Шавуот также принято отмечать, как день первого урожая. И именно из первого урожая принято готовить блюда на этот праздник. А готовят обязательно блюда из муки и молока, разные сладости, пьют соки и вино, едят фрукты и овощи. Хотя мясные блюда многие готовят тоже, но с обязательным соблюдением кошрута, то есть так, чтобы на одном столе мясные и молочные блюда не оказались вместе. Мало того, между трапезами обязательно делают перерыв, меняют скатерть и мясные блюда уже подают в другой посуде.
В Эшколе, кстати, для всех организовали небольшое праздничное угощение - из печенья, соков и минералки.
Кстати, почему на Шавуот сложился обычай есть именно молочную и мучную пищу, имеется несколько версий. Лично я читала, что - это своеобразная дань предкам. Мол, хлеб и молоко ели евреи в тот самый день несколько тысячелетий назад, когда им была дарована Тора. Но Александра Полян организовала несколько экспедиций в Молдову и на Западную Украину, где общалась с пожилыми евреями, которые еще помнили, как они отмечали Шавуот до прихода Советской власти, то есть до 1940-х годов. И как раз из их рассказов можно почерпнуть и несколько других версий. Например, кто-то говорил, что это оттого, что Бог благословил скотину, другие, что весной коровы уже отелились и у них есть молоко, которое можно пить, третьи - что "когда была дарована Тора, евреи были чисты как дети" А что пьют младенцы? Правильно, молоко! Кто-то ссылался на выдержку из самой Торы, где Израиль называется "Землей текущей молоком и медом". В общем, сколько людей, столько и мнений.
Что же обычно едят на Шавуот? Сыр, творог, сметану, блинчики с творогом и с разными вареньями, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром.
Один из респондентов Александры из города Черновцы пустился, например, вот в такие воспоминания: "Помню, потому что всё было очень вкусно. Мама делала пирожки с творогом, со всевозможной зеленью внутри. Я был тестомесом. Я замешивал тесто, брат топил печь, мама пекла. В общем, каждый были при деле. Что готовили, зависело оттого, какой был творог. Творог мы делали сами. Сквашивали молоко в марлечке. Мама сыворотку не выливала. Ее мы обычно пили утром вместо воды, она была, оказывается, очень полезна для желудка, и мама это очень хорошо знала. Или на этой сыворотке мама делала молочный борщ, не мясной, постный". Другой респондент из города Хотина тоже упоминает, что "варили зеленый молочный борщ, пекли кнешекех с сыром, с творогом. И туда клали много зелени, укропчик, зеленый лук".
И тогда и сейчас Шавуот отмечают два дня подряд. В наши дни в синагогах обязательно выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах праздника. В Израиле дети частенько идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Окна домов украшают бумажными аппликациями, а в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезанием. Некоторые достигают в этом искусстве такого совершенства, что их аппликации выглядят как настоящие картины.
А что еще интересно, я не знаю, как сейчас, но раньше Шавуот был жертвенным праздником. И помимо испеченных из первой муки хлебов, в храмы для жертв вели ягнят, козлят, теленка, взрослых козлов и прочих животных. Интересно, сейчас это есть?
В конце вечера в Эшколе мы послушали концерт группы "Tsarovtsev Hebrew Project". Группа оказалась очень интересной. Ее музыка включатся в себя и хасидские традиционные мелодии, и ближневосточные мотивы, и что-то американское, и немного европейское. Да и сами музыканты играют на арабской лютне, дарбуке, индийской флейте, европейском кларнете и бас-гитаре. Как объяснил солист группы, это все неспроста, так как как таковой древнееврейской музыки не существует, существуют только слова, написанные в Торе. А музыки они перенимали от тех народов, в кругу которых жили. Тем не менее, музыка получилась очень прикольной. Вот, если кому интересно, то здесь кое-что из их старых песен
http://www.tsarovtsev.ru/music.html. Новые я, к сожалению, не нашла.
А вообще, друзья, всех, кто празднует, поздравляю с Шавуотом! Пусть будут мир, радость и благополучия в ваших домах! :)
На фотографиях:
Фото 1: научный сотрудник Александра Полян - замечательно она рассказывает, нам очень понравилось;
Фото 2: Женщина-слушательница, Света и мы с Антоном вдалеке внимаем;
Фото 3: Мы с Антоном аплодируем после лекции;
Фото 4: Группа "Tsarovtsev Hebrew Project".