Гонконг - это не только город непохожих друг на друга небоскребов, в Гонконге есть еще целая куча самых оригинальных видов разнообразного транспорта: автобусы, трамваи, метро, паромы, канатные дороги, эскалаторы и фуникулеры. Впрочем, я даже не уверена, что это - всё, я лишь перечислила те виды транспорта, на которых ездили или, по крайней мере, которые видели мы.
О современных двухэтажных автобусах, кои со страшной скоростью носятся по центру острова Гонконг и району Коулун, лавируя между небоскребами, я уже рассказывала в своей предыдущей заметке.
2.
На подобных мы ездили и в Куньмине, правда, там их было гораздо меньше и они не носились так быстро. Теперь же мы наблюдали за ними со стороны и думали, что, в принципе, было бы неплохо заменить ими наши московские маршрутки, а главное - пустить их с такой же частотой, как в Гонконге.
3.
Было похоже на то, что пассажиры больше двух минут не ждут автобусов на остановках, ибо они подходят один за другим и забирают всех желающих. Особенно здорово на таких сидеть впереди на верхнем этаже - обзорность получается просто великолепной!
4.
Но двухэтажные автобусы - это еще что! Всё-таки, как не вертите, но есть такие и в Англии, и в Индии, и в целой куче других стран. В общем, увидеть их можно не только в Гонконге. А вот, что вы скажете о единственных в мире деревянных двухэтажных трамваях? Причем, не сугубо туристических, а об обычных - рейсовых, общественных, которые существуют уже более ста лет?
5.
6.
7.
Разумеется, узнав о них, мы тут же решили на них покататься. И это нам удалось буквально сразу: не искать их по острову, не ждать их нам не пришлось и минуты. Несмотря на то, что двухэтажные гонконгские трамваи - этакие динозавры и в общей сложности их сеть состоит из шести маршрутов, протяженность которых всего-то 16 километров, они пользуются незаурядной популярностью среди местных жителей, а потому ходят не просто часто, а очень часто. Мы даже видели, как трамваи практически выстраивались один за другим и ехали медленно (кстати, в отличие от автобусов, они тут совсем не гоняют), удерживая дистанцию в 20-30 метров. Ну, а поскольку популярность так высока, то нам даже пришлось несколько остановок проехать стоя, пока два каких-то гонконгца не вышли, и не освободили два самых лучших места спереди на втором этаже.
8.
9.
Усевшись на них и обозревая окрестности, мы получили незаурядное удовольствие.
10.
Кстати, что интересно, исключительно на всех трамвайных остановках, таблички с их названиями были написаны не только на высоте человеческого роста, как это обычно бывает у нас, но и на уровне второго этажа трамвая. А что, ведь удобно! Едешь, смотришь в окно и сразу понимаешь, где тебе выходить!
11.
Метро. Вообще, что касается метро, то гонконгцы им тоже гордятся. Правда, нам, честно говоря, оно показалось весьма запутанным и не особенно удобным - по крайней мере, явно менее удобным, чем в том же Гуанчжоу. Хотя оба метро были похожи. Всего в Гонконге одиннадцать линий, нередко станции разных линий находятся одна под другой. На станциях есть электронные табло, где бегущей строкой пишется, сколько минут осталось до прибытия поезда, а рельсы отделены от платформ пластиковыми прозрачными стенами с дверьми - когда поезд подходит, то его двери с этими совпадают в точности до сантиметра и открываются одновременно.
12.
Поезда ходят часто, ждать по долго, по крайней мере, днем их не приходится.
13.
14.
Есть и пить в метро нельзя!
15.
Но, что нам показалось совершенно неудобным, это то, что далеко не везде есть указатели при переходе с линии на линии, и, порой, нам приходилось бегать с высунутыми языками, чтобы разобраться, где, в конце концов, нам переходить.
Переход.
16.
Кстати, что интересно, гонконгское метро на английском языке будет вовсе не Subway, как могут подумать многие, особенно американцы. Слово Subway здесь обозначает просто подземный переход, а метро будет - MTR, что значит Mass Transit Railway, то есть железная дорога для массовой перевозки людей, и обозначается значком, похожим на русскую букву Ж.
Вход в метро.
17.
Проезд в гонконгском метро не дешевый и зависит от того, сколько станций вы собираетесь проехать. Минимальная цена - три гонконгских доллара (примерно 12 рублей), но даже если вы хотите проехать всего три-четыре станции, то цена за билет будет уже чуть ли не в два раза дороже.
18.
При этом перегоны между станциями совсем небольшие. Правда, есть проездные, ездить по которым получается гораздо выгоднее. Мы, к примеру, одним таким даже очень успешно попользовались. Проездной назывался Octopus. Он представлял собой пластиковую карточку, которую можно было купить в билетной кассе на любой станции метро за 150 долларов. При этом сама карточка стоила только 50, а остальные 100 клались на нее в качестве баланса и их можно было тратить.
19.
При проходе через турникет на станцию карточку надо было подносить к считывающему устройству, а затем в конце поездки при выходе со станции подносить к нему еще раз. Так, списывалась оплата за проезд и на табло высвечивалось, сколько денег осталось на карте.
20.
Что интересно, расплачиваться Октопусом можно было не только в метро, но и во всех прочих видах городского транспорта и даже в некоторых магазинах и кафе. Мы, к примеру, с помощью него один разок успешно покормились в Макдоналдсе, купили карту Гонконга, прокатились на трамвае, на пароме и на фуникулере. Причем, если деньги на Октопусе заканчиваются, можно уходить в минус - правда, только один раз и до 30 долларов. В конце карточку можно сдать и получить свои 50 баксов обратно. Хотя, если вы это делаете раньше, чем за месяц с момента ее приобретения, то семь долларов с вас изымают. Но даже так это очень выгодно. Например, обычный билет на фуникулер на пик Виктория стоит 40 долларов, а по Октопусу нам удалось купить его всего за 28.
Впрочем, добираться из одного района Гонконга в другой можно вовсе не на метро, не на трамваях и не на автобусах. Например, чтобы попасть с полуострова Коулун на остров Гонконг с небоскребами, разделенные бухтой Виктории, достаточно парома.
21.
22.
Паромы - небольшие двухпалубные кораблики - здесь тоже старые, английские, с деревянными сиденьями. И перебираться с берега на берег на таком - тоже, своего рода, небольшое приключение. Поездка занимаем минут пятнадцать.
На паром объявлена посадка.
23.
Капитан дает гудок и вы отправляетесь в путь.
24.
25.
Спуск в машинное отделение.
26.
27.
Навстречу вам плывут такие же, как ваш, оазисы старой Англии, а одновременно с тем вы наблюдаете, как на берегах, которые отлично видно с борта, вовсю кипит современная жизнь огромнейшего муравейника.
28.
29.
30.
Канатная дорога и центральный эскалатор. Что же касается канатки, то это - больше туристический вид транспорта. Но того же отнюдь нельзя сказать об эскалаторе. Его длина 800 метров, он состоит из более 20 пролетов, считается самым длинным эскалатором в мире и даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Подняться на нем можно примерно до середины окрестных гор (район, который там расположен, так и называется - Mid-Levels), а весь процесс подъема занимает около 20 минут. Правда, мы, к сожалению, прокатиться на эскалаторе банально не успели. Так что, он остался у нас на следующий раз.
Но зато, как я уже говорила, мы испытали фуникулер. Причем, не какой-нибудь, а тоже очень древний, как и трамвай, появившийся в Гонконге еще в конце 19 века. Впрочем, сам фуникулер, если можно так выразиться, относится к трамвайному типу. После того, как Гонконг стал английской колонией, он начала быстро разрастаться, и вскоре жилые районы появились не только на берегу, но и на склонах гор. Правда, добраться туда было совсем не просто. Рядом с нижней станцией фуникулера теперь есть небольшой музейчик, и мы увидели там забавный старинный плакат, приглашающий посмотреть на Гонконг с высоты птичьего полета, то есть, с пика Виктория. На плакате был изображен белый мистер, которого два китайских юноши вносили на носилках в гору. Именно таким образом до середины 1880-х годов и можно было добраться до пика Виктория.
31.
А потом один шотландский инженер измыслил проложить здесь трамвайные рельсы и запустить трамвай.
32.
Правда, склон горы был таким крутым, что обычный трамвай просто-то таки по нему бы не поднялся. И потому пришло решение запустить трамвай-фуникулер (официально он называется пик-трам). Сказано - сделано! Трамвай, как и сейчас, раньше на вершину горы поднимался с помощью тросов. Только если теперь тросы приводятся в движение электричеством, то раньше это делалось паровой машиной.
33.
Один из первых вагончиков теперь стоит на вершине пика Виктории.
34.
Впрочем, это, наверное, единственное изменение, которое произошло здесь больше чем за век. Фуникулер и ныне имеет старинный вид и считается общественным транспортом. Он представляет собой два вагончика с деревянными лавочками внутри, едет он медленно, порой, даже складывается впечатление, что с большим трудом поднимается в гору.
35.
36.
37.
Внутри.
38.
Оцените угол уклона.
39.
40.
Длина его маршрута 1300 метров, а по пути - в местах скопления жилых домов и разных улиц он делает целых две промежуточные остановки. Правда, сейчас ездят на нем в основном туристы, желающие насладиться панорамами, которые открываются на Гонконг с пика Виктория, и мы, несмотря на то, что пик-трам был полон, не видели ни одного человека, выходящего на этих остановках.
41.
Вот такой транспорт мы испытали на себе в Гонконге.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011-2012 год, декабрь-январь:
Гонконг. Большой муравейник
Шеньчжень. Из жизни проданного "Минска"
Шеньчжень. Если бы я решила уехать в Китай на ПМЖ, я бы уехала в Шеньчжень!
Хайнань. Остров Сидао. Неправильный Край света
Хайнань. Санья. Рай для руссо туристо
Дали. Слинго-байцы
Дали. Город с тремя пагодами в Яшмовых Горах
Доктор Хо из Байши
Лицзян. Притибетские наси
Где жить в Китае?
Лицзян. Дворец главного наси
Лицзянское средневековье
Шилинь. Наши сани едут с вами!
Шилинь. Каменный лес
Куньмин. Танцуют все!
Куньмин. По городу весны на двухэтажном автобусе пятками кверху
Пиньян. Туманные безрисовые террасы
Пиньян. Народности яо и жуанг. Девушки с самыми длинными волосами и их соседи
Яншо, Синьпин. На бамбуковой лодке по реке Ли
Гуйлинь. К слонику!
Кушать подано!
Трудности перевода с китайского
Гуйлинь. Новый Год с лапшой Доширак
На автобусах, поездах и самолетах по-китайски
Гуанчжоу. Лекарство из сушеных змей
Гуанчжоу. К чему приводят опиумные войны?
Гуанчжоу. Шесть баньяновых деревьев и кое-что еще
Фотообзор: Новый Год с китайскими палочками