Позавчера я-таки успела побывать на Шестом Московском международном фестивале визуальной антропологии "Камера-посредник". Это был последний день, когда показывали фильмы, вчера уже было закрытие. Конечно, такая фанатка антропологии и этнографии, как я, могла бы отправиться туда и раньше, ведь фестиваль шел всю неделю, но кто ж меня отпустит? Но не беда! Так получилось, что, по словам самих организаторов, я попала на два лучших фильма. Фильмы назывались "Человек-горлица" и "Колодец" и рассказывали об очень интересных традициях и особенностях жизни. Но по порядку.
Итак, первый фильм -
"Человек-горлица". Сняли его два американских режиссера в Индонезии на острове Ява. Дело в том, что на Яве среди мужчин процветает давний обычай - соревнование горлиц. Считается, что настоящий яванский мужчина в своей жизни обязательно должен иметь пять вещей: дом, жену, кинжал, лошадь и горлицу (именно в такой последовательности). Что касается, первых четырех, то я о подробностях не скажу. А горлиц они действительно выращивают, держат у себя в домах, заботятся о них. Представляете, как трогательно выглядит, когда крепкие мужские руки держат хрупкую птицу, гладят ее по головке, купают в тазике с шампунем, заботятся о только что вылупившихся птенцах? Вот да!
Соревнования же горлиц заключаются в их пении. В обозначенный день все приходят на поле, сажают птиц в клетки, поднимают клетки на шесты на высоту в несколько метров, делают ставки и приступают к прослушиванию. Считается, что очень хорошо, если в начале пения горлица делает короткий звук, потом еще несколько коротких и обязательно раздельных и протяжный в конце. У которой лучше получится, та и победила.
Фильм у авторов получился очень добрым и душевным, но, честно говоря, сразу было заметно, что кино очень любительское: камера скачет, озвучка хромает. Но больше всего меня поразила позиция режиссеров. Они присутствовали в зале и, когда после показа началось обсуждение фильма, они сразу сказали, что хотят говорить только об эмоциях, которые этот фильм вызывает и больше ни о чем. Из зала кто-то попытался спросить, значит ли что-то горлица в яванском фольклоре, участвуют ли в соревнованиях женщины или только мужчины, просили рассказать поподробнее о судействе на соревнованиях. В результате единственным ответом режиссеров был один: "Мы не знаем!" Прямо вот так, да. Я, конечно, понимаю, эмоции, впечатления и всё такое очень важно. Но, блин, если вы едете за тридевять земель, снимаете фильм о потрясающе интересной традиции, которой больше нет ни у одного народа мира, неужели вам самим не интересно узнать о ней все подробности? В общем, режиссеры меня разочаровали, как и многих зрителей в зале, но сюжет фильма очень понравился.
Второй фильм -
"Колодец" - оказался гораздо интереснее!
Речь в нем идет о южном районе Эфиопии, где проживает народность борана. Борана всегда были пастухами, имели огромные стада коз и коров и еще несколько лет назад, пусть и жили в хижинах из прутьев, считались вполне зажиточными, хотя не знали ни денег, ни других ремесел, кроме как пасти животных. Но в последние годы жизнь у борана стала труднее, так как ожесточились отношения с соседними племенами и периодически между ними вспыхивают войны. Режиссер фильма - итальянец Рикардо Руссо, который после показа, общался с нами по скайпу, рассказал, что съемки фильма длились всего три месяца, хотя планировались на более продолжительный срок, и все из-за в очередной раз начавшейся войны...
Но тема фильма - это вовсе не война, а колодцы, к которым борана водят животных на водопой, и откуда сами набирают воду. В этой части Африки влажный сезон непродолжительный и большую часть года стоит засуха. Борана сами не помнят, когда на их земли появились колодцы. Их выкопали их предки, но очень давно, возможно, столетия, если не тысячелетия назад. И в таких условиях, когда животные пьют только раз в три дня, и это здесь постоянно, люди берегут колодцы, как зеницу ока. Ведь у них нет ничего, кроме их животных, и если погибнут животные, то не станет и их самих.
Каждый день к колодцу приходят множество людей со стадами коз, коров и осликов. Колодцы глубоки, поэтому нужны крепкие мужчины, чтобы доставать из них воду. Они выстраиваются вертикальной цепочкой из четырех человек: первый спускается к самой кромке воды и зачерпывает воду, передает ведро тому, кто стоит чуть выше, тот - следующему и т.д., пока ведра не окажутся на поверхности. Здесь воду выливают в специальные желоба, к которым и подходят животные. Во время работы, чтобы дело спорилось быстрее, мужчины поют ритмичные песни. Процесс, конечно, трудоемкий, но раньше было еще сложнее. Сейчас колодец усовершенствовали, оборудовали ступени и желоба, из которых в день могут напиться 1200 животных. А еще несколько лет назад цепочка доставателей воды была из восьми человек и в день могли утолить жажду только 800 животных.
У каждого колодца в Эфиопии есть свой смотритель. Как рассказал тот, о колодце которого снимался фильм, работа смотрителя никак не оплачивается, но, если есть желающие подарить ему какие-нибудь подарки - козу, например, или что-нибудь из еды или одежды, то он не возражает. Сам же он смотрит, чтобы вода всегда была чистой, чтобы у колодца никто не занимался торговлей, и чтобы всегда соблюдалась очередь. Когда собирается много людей и животных, то сначала воду пьют козы, затем телята, потом воду набирают женщины, затем к желобам пускают коров и в самом конце верблюдов. Таковы правила! И если их вдруг кто-то нарушает, то следует наказание. У провинившегося забивают одно животное и делят мясо среди пострадавших.
Фильм получился очень ярким и красивым. Быт, проблемы, жизнь, природа. И мне очень понравился тот момент, когда режиссер фильма сказал, что во время съемок он договорился с борана, что большая часть средств, которые появятся от продажи фильма, он передаст им на благоустройство колодцев. Борана именно такая помощь необходима. К сожалению, многие колодцы разрушаются...