К 14 часам я вернулась на «Марину Цветаеву».
У трапа творился невообразимый кавардак. Наш круизный народ закупил в неимоверном количестве машины. Большую часть из них уже загрузили на корабль, остальные же прямо на глазах теперь разбирали на запчасти, которые потом тоже грузили на палубу.
2.
3.
Перевозить автомобили в виде запчастей оказалось гораздо дешевле, чем целиком. Но в результате вместо того, чтобы покинуть японские берега в три часа дня, как это планировалось, мы их покинули в семь вечера, несмотря на то, что японскую таможню прошли очень быстро. Нас опять собрали в музыкальном салоне и мигом проштамповали паспорта.
Из Японии наш корабль отчалил со значительным креном в правую сторону - на палубу, которая при погрузке была ближе к причалу, и на которой теперь стояло больше всего машин. Сразу после того, как «Марина Цветаева» тронулась в путь, владельцы автомобилей снова занялись их сборкой из запчастей. А я все-таки, как натура утонченная и романтическая, вышла на палубу, чтобы под «Прощание славянки» проститься с Японией. Но таких, как я, натур оказалось пол-корабля, и места у борта на нижней палубе мне не хватило. Тогда я пошла на верхнюю, как раз на ту, где базировалось большинство автомобилей. И, Боже ж мой! Без преувеличения я протискивалась к борту не меньше 15 минут. Машины стояли так плотно, что пройти между ними было практически невозможно! Кроме того, я то и дело спотыкалась о веревочные крепления, которым их от качки каким-то хитрым способом привязали к полу. Еще большее впечатление на меня произвел наш корабельный бассейн – теперь он был полностью завален колесами!!! В общем, ужас! Тем не менее, с Японией я простилась. Я стояла на палубе, пока Отару не превратился в кучу огней, и лишь колесо обозрения еще долго продолжало играть огнями в кромешной тьме удалявшегося берега…
У моих попутчиц, накупивших массу всяких разнообразных вещей и сгрузивших их все в каюте, случился перевес багажа. У всех! Дело в том, что провозить через японско-российскую границу разрешалось не больше 50 килограммов каждому пассажиру, а только один телевизор Ани, который та с восторгом приобрела по какой-то немыслимо низкой цене, весил 38 килограммов. В общем, я со своим маленьким рюкзачком оказалась весьма полезной персоной, и дабы не платить по четыре евро за каждый килограмм перевеса, на меня начали претендовать все наши девушки. В принципе, им помочь я была не против. Так что, после длительных интеллектуальных измышлений, как сделать так, чтобы перевеса не было ни у кого, девами был произведен разбор и перераспределение вещей, и мне, в результате, достался тот самый 38-килограммовый телевизор, с которым мне и предстояло теперь проходить таможню.
К российским берегам мы причалили к 17 часам следующего дня, но на берег нас выпустили только через час. По слухам, таможня должна была занять не меньше еще двух часов, и я позвонила Саше и попросила по ее удачному завершению забрать меня из Холмска. А потом началось!!!
В принципе, мы сами совершили важную стратегическую ошибку, пропустив всех вперед. Посидели еще минут тридцать в каюте, а потом загрузили все наши вещи в специально подогнанный грузовик и пошли за ним пешком вплоть до самого здания таможни. Но войти в него сразу нам не удалось. Впереди стояло столько народа, и у всех было столько вещей, что такое мне даже в жутком сне еще ни разу не снилось! Только через час мы вошли в здание. Внутри было безумно душно, кресел было только пять штук, а окошко, в котором проверяли паспорта, только одно. Вещи вообще было велено протаскивать через отдельно стоявший металлоискатель. И это на 140 пассажиров корабля! Простояли еще часа полтора. Наконец, до меня дошла очередь. Телевизор в металлоискатель не поместился, и его пришлось волочь через багажное отделение крупногабаритных вещей. Ох!
Наконец, мы тронулись в путь. А еще через час я отдыхала на диване у Димы и Любы в ставшем почти родным городе Южно-Сахалинске.
...И все-таки, как ни крути, мое путешествие стремительно приближалось к завершению. Увы и ах! До отправления домой оставались считанные дни, и провести их я решила так, чтобы потом не было мучительно больно. В общем, в один из дней я отправилась в Аниву, поселок в южной части Сахалина, куда обычно ездят отдыхать к морю многие его жители. Анивский залив, по слухам, тут был наиболее теплый, чем во всех остальных местах, а пляж представлял собой исключительный песочек.
Из Южно-Сахалинска в Аниву ходили маршрутки, довозившие народ прямо-таки до пляжа за 30 минут и за 70 рублей. Сам поселок Анива особого впечатления на меня не произвел. Здесь стояли обычные серые пятиэтажки. А, вот, пляж произвел! Но какое! То, что на самом деле, он являл собой не «исключительный песочек», а песок, перемешанный с глиной и мелкими камешками, было еще полбеды. На нем было столько мусора, сколько я еще не видела никогда в своей жизни! Было похоже, что пляж не убирали никогда вообще. Там сплошным покрывалом валялось все, что можно – битые бутылки, панцири от съеденных ракушек, бумаги, рыбьи кости, пакеты, пластиковые бутылки – в общем, помойка! Для того чтобы его живописно сфотографировать вместе с морем, я долго и мучительно выбирала ракурс, чтобы в кадр случайно не попал мусор!
4.
Единственным достоинством анивского пляжа было, пожалуй, только то, что он был широким и длинным, но при такой помойке, это уже вряд ли можно было считать достоинством.
Я прогулялась по пляжу в обе стороны, осмотрела скопище машин отдыхающих, детей, бултыхавшихся в мелком мутном море и две впадавшие туда речки (не исключено, что канализационных), после чего Аниву гордо покинула.
За день до отъезда я пошла по магазинам. Прежде всего, мне надо было купить икры. Мало того, что самой хотелось, так еще нужно было выполнить спецзаказ Всеволода и привезти ему аж два килограмма (ложкой, наверное, есть собирался!). Икра продавалась как раз в килограммовых пластиковых ведерках, так что перевозить ее было, в общем-то, удобно. Но, чтобы меня не смущал многочасовой перелет, а точнее, то, что она его может не пережить, я закупила еще воды в бутылках, сунула ее в холодильник, а потом вместе с икрой упаковала в сумку. В общем, перед самым отъездом я вдруг сделала открытие – вещей у меня оказалось на порядок больше, чем было тогда, когда я только приехала на Сахалин.
Мой самолет улетал в Москву утром. В аэропорт меня провожал Дмитрий – тот самый, с которым мы ездили на джипе на мыс Великан. Оглядев весь мой багаж, он спросил:
«А ты уверена, что у тебя все это весит меньше тридцати килограммов? Перегруза не будет?».
«А почему тридцати? – спросила я. – Вроде бы лимит – 50!».
«Всю жизнь думал, что тридцать!» - ответил Дмитрий.
Мы судорожно стали листать мой билет, выискивая информацию о том, сколько все же килограммов багажа можно перевозить в самолете.
«И все-таки тридцать!» - нашел Дмитрий нужную строчку.
Когда он ставил на весы все мои сумки, я затаила дыхание.
«Что еще ставить?» - спросил он, поглядывая на мою ручную кладь из трех увесистых пакетиков и рюкзачка.
«Ни-че-го!» - процедила я, гипнотизируя замелькавшие циферки электронных весов. Циферки замерли на 29 килограммах 400 граммах! Уфф! А моей ручной кладью так никто и не заинтересовался.
…Самолетом был «Ил-96». Я сидела в самой середине салона и смотрела телевизор впервые в экономклассе. Правда, то, что показывали на экране, мне, в общем-то, было безразлично, я даже не замечала то, что там показывали. Мне было не до того. Я возвращалась домой из самого замечательного путешествия в моей жизни.
* * *
Да, это путешествие на Сахалин и в Японию было самым лучшим и ярким моим путешествием. В нем мне понравилось буквально все! И очень! Изумительные по красоте сахалинские озера, водопады и сопки, впечатляющие по размерам лопухи, гречиха и бамбук. И люди – удивительные, гостеприимные и душевные!
Япония - уникальная по-своему и необычная до безумия! В которой, среди пышущих жаром домов, я, как ни странно, почему-то почувствовала себя, как дома.
Когда я еще попаду в такую страну? Когда еще я попаду в те края?
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Дальнему Востоку, Сахалину и Японии:
2004 год, июль:
Отару. Туманные горы, именины Отару и производство саке
Саппоро. Улица красных фонарей по-японски
Деревня самураев
Саппоро. Первая любовница
Саппоро. Мне сверху видно всё, ты так и знай!
Японская национальная кошка
Отару. Порт розовых фонарей
Холмск - Хоккайдо. И окурки я за борт...
Мыс Великан
Ноглики. Город на нефти
Оха. Город на нефти
Пильво - 110 лет!
Александровск-Сахалинский. "Каторжные мы..."
Невельск. Город-ленинец
Суровое озеро Буссе
Сахалинские деликатесы
Про Сахалин и сахалинцев
День сурка или "Горный воздух"
Водопады Быкова
Озерный край. Тунайча, Изменчивое и другие
Южно-Сахалинск. Столица рыбки-острова
Сахалин с первого взгляда: по пути от Холмска до Южно-Сахалинска
Тот самый Ванинский порт
Комсомольск-на-Амуре. Молодость, поросшая травой, а также о том, как я на бичевозе через Сихотэ-Алинь ехала
Хабаровск. Брат московского брата
Владивосток. Порт интернациональной дружбы
Фотообзор: Рыбка-остров, островитяне и их соседи