Друзья мои, вы читали "Двух капитанов" Вениамина Каверина? Наверняка, читали, а если вдруг нет, то смотрели фильм, поставленный по этому замечательному роману. А знаете ли вы, что в 2010 году по следам "Двух капитанов" была организована экспедиция? Причем, экспедиция не для галочки, а полезная и очень интересная, и закончилась она просто удивительными находками. Честно, я даже не знала, что такое бывает в наше время! В общем, на поиски следов пропавшей во льдах Карского моря в 1914 году шхуны "Святая Анна" отправились наши с вами современники, ученые и специалисты под руководством Олега Продана - генерального директора клуба "Живая природа". Он вместе с другими участниками этой экспедиции выступал в четверг в Русском географическом обществе и рассказывал о своих находках. Но давайте по порядку.
В 1910-е в обществе назрела идея исследования Северного морского пути. В эти годы на Север отправились целых три независимых друг от друга экспедиции: Георгия Седова на "Святом великомученике Фоке", Владимира Русанова на "Геркулесе" и Георгия Брусилова на "Святой Анне". Все они закончились трагично, и о поисках следов шхуны "Святой Анны" как раз и писал Каверин. Экспедиция Брусилова отправилась из Петербурга в 1912 году. В ее экипаж входило 24 человека. Капитану Брусилову на тот момент было всего 28 лет. "Святая Анна" хотела по морям Северного Ледовитого океана вдоль побережья пройти к Дальнему Востоку. Если бы у них это получилось, то они бы стали вторыми в истории, кто сделал это. Но неприятности ждали "Святую Анну" уже в самом начале пути. Уже в Александровске-на-Мурмане несколько человек из команды отказались от дальнейшего плавания, в том числе, и судовой врач. Правда, место него на борт поднялась 20-летняя девушка Ерминия Жданко, которой было поручено выполнять обязанности сестры милосердия. Но Ерминия, по всей видимости, влюбившаяся в Брусилова, не только лечила людей. На судне ей было поручено и много других обязанностей. И, кстати, благодаря именно ей, у нас теперь остались хоть какие-то документы о том плавании. Девушка всем членам экипажа раздала тетради и велела вести дневники. Вот кое-какие из них и сохранились.
Ну, а потом несчастья посыпались градом. "Святая Анна" застряла во льдах Карского моря и дрейфовала в них почти два года. Болезни, холод, да еще к тому же надвигавшийся голод - продукты ко второму году дрейфа у экипажа почти заканчивались, да еще нездоровый дух в команде. В общем, все это привело к ссоре капитана Георгия Брусилова и штурмана Валериана Альбанова.
Короче говоря, версии есть разные, в том числе и та, что Альбанов - единственный опытный моряк из всего экипажа, понимал, что "Святая Анна" обречена. Но суть в том, что в феврале 1914 года Альбанов вместе с несколькими членами экипажа отправляется пешком по льдам к Земле Франца-Иосифа, чтобы найти там помощь. В этом он видит единственный путь к спасению.
Этот поход был очень сложным. На корабле к тому времени не осталось собак, и все вещи - палатки, еду, каяки группе пришлось нести самим, точнее, тащить на санях. Через много дней истощенные и жутко уставшие они достигли берегов Земли Франца-Иосифа. Говорят, у Альбанова характер был жуткий. Группа подошла к Земле Франца-Иосифа не совсем в том месте, где надо. И до конечной точки маршрута - мыса Флора, где стояли охотничьи домики (база Джексона) еще предстояло добираться и добираться. Проще всего это можно было сделать на каяках, что и предложил Альбанов. Но он не учел, насколько все устали. В общем, группа из четырех человек категорически отказалась садиться в каяки - людям реально хотелось отдохнуть пару дней. Тогда договорились так. Альбанов со всеми остальными плывет на двух каяках до мыса Гранта. А береговая группа, в которую входили старший рулевой шхуны Петр Максимов, механик Владимир Губанов, стюард Ян Регальд и матрос Павел Смиренников, идут туда пешком по берегу и встречаются со всеми на мысе. В результате смогли добраться до места только Валериан Альбанов и бывший с ним в одном каяке матрос Александр Конрад. Второй каяк унесло в море, четверка пропала без вести, точно так же не осталось следов и "Святой Анны", несмотря на их поиски. Альбанова и Конрада же через некоторое время подобрал проходивший мимо корабль, и долгие годы именно их дневники и рассказы считались единственными документами о той экспедиции и ее трагическом конце.
И вот, спустя почти сто лет, Олег Продан организует экспедицию, чтобы попытаться найти на Земле Франца-Иосифа возможные следы четверки Максимова. Казалось бы, что можно найти через столько лет? Но вы не забывайте, что большую часть времени Земля Франца-Иосифа покрыта льдами, а во льдах все сохраняется очень даже неплохо...
Сначала на встрече с Олегом и с другими участниками экспедиции нам показали фильм о их находках. Друзья, мало того, что фильм удивительный (он даже получил какие-то призы на фестивалях), так я просто открыла рот от обалдения, когда увидела находки. Представьте себе, ребята нашли не только гильзы 1910 года выпуска (они явно принадлежали пропавшей четверке, так как до них на этом берегу Земли Франца-Иосифа больше европейцев не было). Они нашли дневник механика Губанова (он на фото), часы, посуду, нож, много чего еще, а главное... скелет погибшего человека! Конечно же, скелет тут же отдали на экспертизу, чтобы выяснить, кем же был погибший. И ученые-криминалисты выяснили по костям, что этому человеку было около 27 лет, его рост был примерно 172 сантиметра и у него были длинные нижние конечности. Они провели биохимический анализ и нашли в костях следы свинца и почти полное отсутствие селена, что говорило о том, что человек, скорее всего, был из Прибалтики. Ученые сложили полученные данные вместе и пришли к выводу, что погибшим, по всей видимости, был стюард Ян Регальд. Погиб же он, вероятнее всего, из-за того, что на него напал медведь - кости его скелета были повреждены с одной стороны как раз так, как это бывает после нападения крупных хищников. Только почему тогда в том же месте, где был найден скелет Регальда, участники экспедиции нашли дневник Губанова, часы и ложку с инициалами Смиренникова? Как все эти предметы, которых всего было около 90, оказались в одном месте? И куда делись остальные трое из береговой группы, бросив свои вещи?
Честно говоря, ученые пока что не пришли к единому выводу, а версий есть сразу несколько. По одной из них, Ян Регальд оставался в лагере, потому что был поваром и готовил еду. В это время остальные могли направиться к мысу Грант, но по пути провалиться в ледниковую трещину. Кстати, версию с трещиной почти все ученые считают основной. Как оказалось, ледник на подступах к мысу Гранта был совершенно непроходимым как раз из-за этих трещин. А если к тому же трещина присыпана снегом... вы понимаете... По второй версии, в этом лагере четверка останавливалась отдохнуть на несколько дней, а затем двинулась дальше. Трое участников, как это было принято, шли в единой связке, четвертому же могло не хватить веревки, либо у него был под рукой нож, и он мог быстро сориентироваться в момент трагедии. Он нес рюкзак с вещами всей четверки, так как был сильнее остальных и не таким измотанным физически. И он видел, как его первый товарищ оступился и рухнул в трещину, как не удержались на льду остальные и полетели за ним. Он удержался единственный. А потом, убедившись, что все погибли, вернулся к последней стоянке, где немногим позже погиб и сам от нападения медведя, либо от того, что замерз, а его тело уже потом растерзал медведь...
Конечно, ученым еще предстоит выяснить многие моменты. Например, сейчас в Прибалтике они нашли ветвь Регальдов и сейчас исследуют их ДНК, чтобы сопоставить результаты с ДНК погибшего на Земле Франца-Иосифа человека и убедиться в том, что им был действительно Ян Регальд.
Вот такая трагическая, но безусловно поразительно интересная история.
Остается только добавить, что на встречу в Русское Географическое общество участники экспедиции привезли несколько находок: нож, ложку, часы, гильзы, и мы с Антоном видели их собственными глазами. Вы знаете, я даже не могу передать вам свои ощущения от всего этого...
Кстати, сейчас, после того, как ученые их изучили, эти находки хранятся в Архангельском краеведческом музее.