Дорогие читатели этого блога. На всякий пожарный напоминаю, что любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан. Надеюсь на понимание.
Когда мы только еще готовили наше путешествие по Чечне, мы сразу решили, что хотим побывать там в каком-нибудь таком месте, где можно было бы прочувствовать все местные народные традиции, обычаи и этнографические особенности, узнать об истории, археологии и антропологии, в общем, погрузиться поглубже в чеченскую культуру. Конечно, общение с самими чеченцами никто не отменял, наоборот, именно оно должно было стать главной составляющей нашего путешествия. И стало! Но и глубины, как я только что уже сказала, нам тоже хотелось. Можно было, конечно, не заморачиваться и отправиться в Национальный музей Чеченской Республики, расположенный в самом центре Грозного. Но на майские праздники он не работал. И мы решили поехать в Урус-Мартан – городок в 31 километре от столицы Чечни. Именно там находился другой музей – частный, этнографический под названием «Донди-Юрт». А фишка этого музея была в том, что основал его и полностью собрал коллекцию один-единственный человек – бывший сотрудник МВД и теперь уже заслуженный работник культуры Чеченской Республики по имени Адам Сатуев.
О нем и о его детище я и хочу рассказать вам сейчас поподробнее.
Как и во многих восточных странах, в Чечне, по крайней мере, в Грозном, есть такое понятие, как шеред-такси. Это, когда обычная легковая машина работает по принципу маршрутки. Базируются такие обычно на автостанциях и их водители собирают пассажиров до какого-нибудь населенного пункта. Набрали «полную коробочку» и поехали. Проезд в шеред-такси стоит чуть дороже, чем в рейсовом автобусе или маршрутке, но гораздо дешевле, чем в обычном такси. А плюс, безусловно, в том, что довозят вас не до автостанции в том самом населенном пункте, куда вы путь держите, а прямо до нужного вам там места. Вот на таком шеред-такси мы и отправились из Грозного в Урус-Мартан.
Пока что Урус-Мартан, к сожалению, на слуху у среднестатистического российского гражданина вовсе не из-за расположенного там музея. После окончания Первой чеченской войны именно этот небольшой городок и его окрестности оказался под контролем вооружённого формирования исламских радикалов – «Урус-Мартановского джамаата». Тогда здесь находились базы боевиков, а еще вводился шариатский суд, применялись телесные наказания за употребление спиртного (40 ударов палками), осуществлялись попытки ввести ношение женщинами хиджабов в общественных местах - в частности, водителей автобусов и такси заставляли высаживать женщин, не надевших покрывающую все тело одежду. Летом 1999 года на центральной площади Урус-Мартана был впервые публично приведен в исполнение смертный приговор шариатского суда, который постановил расстрелять жителя соседнего села, который убил и ограбил пожилую женщину и её 16-летнюю внучку.
Когда началась Вторая чеченская, по Урус-Мартану и его окрестностям российские войска нанесли несколько мощных авиаударов, и буквально взяли город без боя. Постепенно сюда начали возвращаться беженцы. Тем не менее, власть в Урус-Мартане долгое время после взятия города принадлежала военным. Но даже несмотря на это, именно здесь в ноябре 2001 года на центральной площади Урус-Мартана был убит комендант Урус-Мартановского района генерал-майор Гейдар Гаджиев – к нему подошла женщина, окликнула его и тут же привела в действие взрывчатку, закрепленную у нее на теле. В общем, комендантский час здесь действовал вплоть до 2005 года, и город был окружен блок-постами федеральных подразделений.
Но сейчас уже практически ничто не говорило о таком прошлом Урус-Мартана. Минут через сорок после того, как уехали из Грозного, мы оказались в провинциальном, разбросанном, но вполне себе крупном городке, застроенным в основном частными сектором, со множеством магазинчиков самого разного вида, рынком и всевозможными учреждениями и заведениями.
2.
3.
Музей «Донди-Юрт» располагался на самой окраине Урус-Мартана, и вскоре мы оказались перед его железными воротами.
Накануне нашего путешествия мы позвонили Адаму Сатуеву – владельцу музея. «Всё-таки майские праздники, - подумали мы, - не факт, что музей будет открыт!» Однако ж, Адам проявил чисто кавказское гостеприимство и сказал нам приезжать, несмотря ни на что: он обязательно нам всё откроет и покажет.
Адам слева.
4.
Это было за несколько дней до нашей поездки. Но буквально в то утро, когда мы уже собрались ехать в Урус-Мартан, Адам перезвонил нам и сказал, что ему срочно нужно уехать. При этом он попросил нас не беспокоиться и все равно приезжать – ключи от музея он отдал своему сыну Арслану и велел ему о нас позаботиться. И действительно, через несколько минут после того, как мы вышли из такси, подъехал Арслан на машине, открыл ворота и впустил нас внутрь.
5.
«Донди-Юрт» - это не просто этнографический музей. Это – целый археолого-этнографический комплекс под открытым небом, этакая деревня со строениями из разных эпох истории Чечни. Здесь есть и родовые башни, и дома-сакли (мазанки), которые Адам собственноручно построил по зарисовкам немецкого ученого, путешествовавшего более века назад по Кавказу и набросавшего в своем блокноте самые старые жилища в чеченских селах, и уличные погреба, и древние склепы… Здесь много чего есть.
Башни.
6.
7.
8.
Древние склепы.
9.
Дом-сакля.
10.
11.
В каждом строении (ну, или, если быть совсем точной, то почти в каждом) воссоздана обстановка того времени, когда эта постройка использовалась. Столы, стулья, топчаны, старые ковры и шкуры на полу и на стенах, посуда, среди которой я даже нашла кое-что, что имелось у моей бабушки, кувшины, украшения, картины и старинные фотографии в рамках…
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ну, красота же!
20.
21.
22.
А так в башне.
23.
24.
25.
Такой медный кувшин для воды я потом долго искала на рынке и в магазинах - уж очень хотелось купить себе такой. Но, увы, оказалось, что ничего подобного больше не делают.
26.
27.
28.
Честно говоря, мне было очень жаль, что мы так и не встретились с самим Адамом. По всей видимости, человек – он просто потрясающий и безумно интересный. Как оказалось, собирать экспонаты для своего будущего музея он начал еще с детства.
29.
Правда, в ту пору о его создании он вряд ли задумывался, а экспонаты хранил в собственном доме. Даже окончив школу, Адам не подумал связать свою жизнь с археологией или этнографией, а после службы в армии поступил в высшую школу МВД, где и проработал потом много лет в уголовном розыске. Но давнее хобби не давало этому человеку жить, как все. Как только закончилась Вторая чеченская он уже начал строить музей и, конечно же, продолжил собирать для него экспонаты.
30.
31.
Помните, я недавно писала про
экспедиции? Вот и Адам стал ездить по чеченским селам и горным аулам, заходить в дома к местным жителям, собирать старые вещи, утварь, посуду. Так, в его коллекции накопилась масса всего интересного.
32.
33.
Есть даже вот такие штуки.
34.
35.
36.
37.
А теперь в его музее гости совсем не редки. Туристов в Чечне не много, но те, которые есть, заезжают. Мы спросили Арслана, как часто они бывают?
- Бывают! – ответил молодой человек. – Причем, даже иностранцы. Недавно приезжали из Германии, Бельгии, Норвегии. Были из Турции, из Голландии, даже из Южной Кореи.
…Мы провели в «Донди-Юрте» не меньше часа. Всё ходили, рассматривали экспонаты, выискивали среди них те, которые были у наших бабушек-дедушек, кстати, отнюдь не кавказцев. Ну, а когда собрались уходить, спросили у Арслана, сколько мы ему должны? Ведь как-никак парень приехал сюда ради нас, открыл музей, все показал, потратил на нас свое время, да и входная плата должна же быть!
- Да нисколько! – ответил он.
Как это нисколько? Сначала я, а потом Антон попытались все-таки всучить ему деньги! Чего мы только не говорили: и что деньги не ему лично, а Адаму, и что не Адаму, а на покупку экспонатов - мало ли, вдруг упрется какой-нибудь сельский житель и не захочет бесплатно расставаться с какой-нибудь ценной вещью. Но Арслан был кремень!
- Сказал не возьму, значит, не возьму! – сказал он. – Пойдемте, я вас лучше до стоянки маршруток на Грозный отвезу, она далеко, пешком не дойдете!
Так и не взял Арслан с нас ни копейки, довез до маршрутки, поблагодарил за интерес к музею своего отца и пожелал счастливого пути. Вот такая чеченская история вприкуску с чеченским гостеприимством!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Северному Кавказу:
2013 год, апрель-май:
Не грозный Грозный
Эти нестрашные чеченцы
Пятигорск. Найти орла!
Фотообзор: Время Ч, или дорогами Чечни