От Назрани до Владикавказа - всего 28 километров по шоссе. Но даже, если бы вы решили поехать туда на супергоночной машине, вы бы не обернулись меньше, чем за час. Ибо такое ощущение, что Северную Осетию, столица которой как раз Владикавказ, от Ингушетии отделяет государственная граница. Честное слово! С кучей КПП и военных!
Мы решили ехать во Владикавказ автостопом. Почему? Потому что, во-первых, у нас уже был не далее как вчерашний опыт великолепного автостопа по Чечне, и это наводило на мысли, что такой он на Кавказе везде. А во-вторых, мы находились далеко от Назраньского автовокзала, откуда во Владикавказ отправлялись маршрутки, и банально не захотели тратить время на то, чтобы на него возвращаться и ждать эту самую маршрутку, так как времени у нас и так было в обрез.
Что сказать? Насчет автостопа мы оказались правы. Стоило Антону только встать на обочину и поднять вверх большой палец, как первая же машина, сначала проехавшая мимо, остановилась, начала вдруг сдавать задом, и когда почти поравнялась с нами, из окна с пассажирского места высунулся мужчина, кивнул нам и крикнул: "Садитесь!"
Оказалось, что в машине ехали два ингушский полицейских - о них я уже упоминала в одной из своих предыдущих заметок. Работали они в Назрани, а жили в каком-то селе в пригороде Владикавказа. Это село до сталинских репрессий 1944-ого было чисто ингушским, потом его присоединили к Северной Осетии, и так оно и осталось в его составе, как весь Пригородный район. Мужчины ехали как раз домой, в это село и, когда узнали, что нам надо во Владикавказ, сказали, что подвезут нас только до границы, точнее, высадят на перекрестке сразу за ней.
- Мы бы и во Владикавказ вас подбросили, тут близко. Но у машины ингушские номера, начнут на каждом посту останавливать.
Когда мы подъехали к границе, хвост из автомобилей самых разных мастей извивался перед ней где-то на сотню метров.
- Так тут всегда? - спросили мы.
- Еще бы! Проверяют практически каждую машину, так что и мышь не проскочит! Боятся контрабанды из Чечни и Ингушетии. На самом деле, не того боятся. Сейчас преступность там ниже, чем в любом регионе России. Однако, дана установка, вот, и исполняют. Но нас тут знают, вряд ли будут проверять. У вас-то, надеемся, документы в порядке?
- В порядке, - заверили мы, поглядывая в окно.
За разговорами мы не заметили, как уже подъехали к первому КПП. Да, КПП здесь было сразу несколько. А на разделительной полосе шоссе стояли бетонные блоки и полутораметровый длинный сетчатый забор. "Пограничники" (в кавычках, ибо, на самом деле, кто они?) в будках не сидели. Все они стояли вдоль этого самого забора, тормозили каждую машину, наклонялись и вглядывались в лица тех, кто ехал внутри. Многих просили выйти и проверяли не только документы, но осматривали сами машины. Правда, нас не тронули. Как и говорили наши полицейские, их тут знали, а потому сотрудник КПП лишь посмотрел на них, спросил у нас, кто мы такие, и велел проезжать. У остальных же на прохождение границы, не считая времени в очереди на подъезде к ней, уходило минимум по 5-10 минут, а то и больше, если стражей порядка что-то заинтересовывало. Чем не государственная?
За границей мы распрощались с полицейскими, вышли из их машины и перешли перекресток на ту сторону, где шоссе уходило на Владикавказ. КПП здесь были повсюду, поэтому мы прошли и их, дабы водители не боялись тормозить рядом с нами, а у нас был шанс уехать побыстрее. И вот, еще несколько минут на обочине, и нас взял на борт водитель старенькой раздолбанной "семерки" с чеченскими номерами. Водитель тоже был в возрасте, подстать своей машине, и ехал куда-то совсем не во Владикавказ. Но, когда он услышал, что мы путешествуем по Кавказу, и нам здесь очень нравится, он так обрадовался, что решил довезти нас сразу до места. Мы так и не поняли, кем по национальности он был: чеченцем, ингушем или осетином? Он вроде бы говорил, что сам не чеченец, а только машина чеченская, хотя кто знает? И вроде бы не осетин. Но, по-любому, он не предусмотрел, что на шоссе уже за границей тоже была куча КПП, и нас тормознули. На этот раз стражей заинтересовало всё: и документы водителя, и документы на машину, и документы Антона. Не заинтересовала их разве что только я. Так что, господа контрабандисты, можете иметь это в виду. :)) Первым с КПП вернулся водитель. Когда он увидел, что Антона в машине тоже нет, он сразу испуганно спросил: "Что случилось?" Но когда я объяснила ему, что с документами у нас все в порядке и это - обычная проверка, он немного успокоился. Вскоре появился и сам Антон. Оказалось, что его снова, как несколько дней назад в Аргунском ущелье, приняли за какого-то беглого военного - похож он на него, что ли? Но теперь разобрались и отпустили с миром!
- Вот, сволочи! - возмущался наш водитель, когда мы снова тронулись в путь. - Люди путешествуют, приехали Кавказ посмотреть, а они тут со своими проверками лезут, настроение портят!
Но больше никакие приключения нас не ждали, и вскоре мы благополучно въехали во Владикавказ.
Первое, что нас поразило в столице Северной Осетии, так это - ее размеры, обилие народа и транспорта. За те несколько дней, проведенных нами в Чечне и в Ингушетии, мы успели привыкнуть к тому, что улицы городов там не забиты общественным транспортом да и частными автомобилями тоже, пробок на улицах нет, а пешеходам на тротуарах есть, где разминуться. Во Владикавказе же все выглядело в точности так, как в самом настоящей столице-мегаполисе (хотя, о чем это я? - здесь проживает чуть больше 300 тысяч человек).
2.
По дорогам туда-сюда сновали маршрутки, автобусы и автомобили, перед светофорами они замирали и образовывали пусть небольшие, но заторы. Народа было тоже немало. А вообще, складывалось впечатление - опять-таки в сравнении с городами Чечни и Ингушетии, что торговля здесь была развита гораздо шире: повсюду было множество магазинчиков, павильонов, ларьков, киосков, обычных рынков и просто торговавших с рук, чем непоподя, тетенек. Ну, и, конечно же, сами люди внешне были совершенно другими. Владикавказ - православный город. Единственная мечеть в нем - это знаменитая сунитская мечеть Мухтарова, которая долгое время была музеем, и кою лишь недавно возвратили верующим. Поэтому, наверное, мы и ощутили такой разительный контраст во внешнем облике людей. Точнее, прежде всего, в одежде, как женщин, так и мужчин. Как не верти, но ни в Чечне ни в Ингушетии мы не встречали мужчин в шортах - ходить в них там абсолютно не принято. Девушки в коротких юбках были, но тоже в меньшинстве. Во Владикавказе же это было первое, что бросилось нам в глаза: девочки, девушки, тетеньки и даже совсем необъятные тетеньки пенсионного возраста вовсю ходили здесь в маечках, шортиках и шлепанцах на босу ногу. Правда, я категорически не уверена, что все они были осетинками - все-таки осетинов во Владикавказе около 60 процентов от всего населения города, и около 30 процентов русских и украинцев. Но тем не менее. По цвету кожи - белой-красной от подпалившего ее недавно жаркого кавказского солнца я бы отнесла каких-то из этих женщин, а вместе с ними бледных и полных мужчин в шортах с бутылками пива в руках, которых тоже было немало, к классу понаехавших на отдых туристов. Но отчего их было тут столько - ума не приложу. Впрочем, конечно же, по улицам Владикавказа разгуливали не только они. На том же проспекте Мира - главной пешеходной улице города - мы встретили во всех смыслах гораздо более приятные типажи, да и на других улицах тоже.
3.
4.
Местные старожилы.
5.
Нарядные такие. Пасха на носу. :)
6.
Но я забежала вперед. Сначала же мы отправились на автовокзал на другой конец Владикавказа. Во-первых, мы собирались купить там себе на вечер билеты в Кисловодск (точнее, в Пятигорск, откуда мы планировали уехать в Кисловодск, так как прямых автобусов в Кисловодск из Владикавказа в нужное нам время не было). А, во-вторых, сдать вещи в камеру хранения и уже налегке гулять по городу. Все это в итоге мы сделали, но, к сожалению, времени на все ушло гораздо больше, чем мы предполагали - только до автовокзала мы добирались на маршрутке не меньше получаса, а потому на осмотр Владикавказа у нас осталось всего несколько часов. Поэтому, как только мы освободились, сразу решили отправиться в центр города, туда, где располагалось больше всего всяких интересностей.
Из очередной маршрутки мы вышли на берегу Терека рядом с Ольгинским мостом и площадью с памятником генералу Плиеву на коне на фоне Кавказских заснеженных гор. Генерал Исса Александрович Плиев - местный уроженец - прославился в годы Великой Отечественной войны. Он командовал войсками в Московской и Сталинградской битвах, в Мелитопольской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Белорусской, Будапештской и Пражской операциях. А за проявленные при этом мужество и героизм стал дважды Героем Советского Союза. В первый раз это звание ему присвоили за умелое управление войсками при форсировании реки Южный Буг, в боях за Одессу в 1944 году. А вторую Звезду Героя Плиев получил год спустя, за успехи в разгроме Квантунской армии во время советско-японской войны, когда он командовал конно-механизированной группой в Хингано-Мукденской операции. И теперь, пожалуй, площадь, на которой во Владикавказе установлен ему памятник, я бы назвала самой живописной в городе. Очень уж тут красиво, правда?
7.
Кстати, Столовую гору, которая возвышается на горизонте за Тереком, многие считают визитной карточкой Владикавказа. Она есть на гербе города и даже ее в свое время отчеканили на десятирублевых монетах. Мне кажется, заслуженно! Пейзаж она освежает здорово. А, вообще, о Столовой горе местные жители рассказывают красивую легенду. Вроде как давным-давно в пещере внутри Столовой горы жил дракон. Дракон был вредный, и как было свойственно всем вредным драконам его вида, питался 16-летними девственницами. Раз в год он похищал деву из соседнего селения и уносил в свою пещеру. Единственной управой на этого дракона была дочь местного князя. Поговаривали, что, если он ее съест, то
подавится сгорит. Но князь, конечно же, берег дочку, как мог. И когда той исполнилось 16 лет, запер, на всякий пожарный, ее вместе со служанкой в башне. Но девушка оказалась патриоткой. В роковой день она, чтобы ее никто не узнал, переоделась в одежду служанки и побежала к месту встречи с драконом. Там она сначала затерялась в толпе, а когда появился дракон, выскочила навстречу и сама прыгнула к нему в пасть. Дракон, как и было обещано, тут же сгорел. А княжна оказалась на вершине Столовой горы. Она лежала там, как на смертном одре, с распущенными волосами, ниспадавшими в сторону реки Терек. Но это еще не всё. В княжну был влюблен местный юноша по имени Казбек. Когда он увидел, что его возлюбленная погибла, то он взмолился богу, что без нее больше не хочет жить, и пусть бог превратит его в гору повыше Столовой - так, чтобы он мог сверху смотреть на свою любимую. Бог внял просьбам юноши и превратил его в гору. Так появилась гора Казбек, которую по сей день можно увидеть возвышающейся над горой Столовой...
Горы и Терек.
8.
Ну, а мы, полюбовавшись панорамой гор, отправились разглядывать упомянутой мной выше Ольгинский мост. В принципе, внешне, если не приглядываться, этот мост нынче не представлял собой ничего особенного. Разве что, позолоченные по обеим его сторонам львы и чугунные ажурные решетки придавали изящества.
Львы у въезда на мост.
9.
Решетка.
10.
Да расположенное неподалеку гидротехническое сооружение в виде башенки.
11.
Но Ольгинский мост, его здесь еще называют Чугунным, на самом деле, весьма исторический, а главное - один из самых старых в городе. Возвели его еще аж в 1863 году и назвали Ольгинским в честь жены тогдашнего наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича Романова - Ольги Федоровны. Чугунные конструкции моста заказывали аж в Лондоне, а освещали мост газовые фонари на изящных литых опорах. В общем, можно понять, что жители Владикавказа таким мостом очень гордились, и вскоре он стал чуть ли не главной достопримечательностью города. Но примерно через сто лет кому-то "шибко умному" пришло в голову, что мост устарел, и его надо разобрать. Так и поступили... Так что, мост, который сейчас стоит на месте старого Ольгинского, - это немного другой мост, так сказать, здорово обновленный. Конечно же, он все равно красивый, но мне, честно говоря, когда я услышала всю эту историю, стало даже обидно, что не удалось сохранить тот первый мост. Но что поделать, времена были советские, в ту пору ломали не глядя...
12.
Вид на набережную Терека с Ольгинского моста.
13.
Однако же, осматривать Владикавказ мы, наверное, начали неправильно. Ведь город был основан в 1784 году, как русская крепость на входе в Дарьяльское ущелье. Случилось это в связи с подписанием Георгиевского трактата между Россией и Грузией и началом строительства Военно-грузинской дороги. Вот, с крепости и надо было начинать, тем более, что во время Кавказской войны она себя весьма проявила и даже трижды перестраивалась. Впрочем, сейчас от той прежней крепости, как и от Ольгинского моста, мало чего осталось. Сейчас Владикавказская крепость - это, скорее, памятник. Собой она являет единственную отреставрированную стену, причем, отреставрированную настолько, что мне она показалась новоделом.
14.
15.
16.
Внутрь крепости пройти невозможно, ибо настоящих ворот в нее нет, а те, что есть, - лишь имитация. Зато можно погулять перед этой самой стеной, хотя и по маленькой, но живописной площади, засаженной цветами, и увидеть памятник Дзаугу Бугулову - основателю осетинского поселения Дзауджикау, рядом с которым чуть позже и появилась крепость Владикавказ.
17.
18.
19.
Впрочем, на эту самую прогулку по площади у стены у нас ушло не больше десяти минут, а дальше мы отправились знакомиться с владикавказской архитектурой. И вот тут-то, скажу я вам, было, на что посмотреть!
Вообще, уже когда мы ехали по Владикавказу на маршрутке из одного конца города в другой, поняли, что архитектура здесь есть весьма знатная. Конечно, разные пятиэтажки и современный новострой во Владикавказе тоже имеются, но стоит ли обращать на них внимание? А вот, исторический центр да и не только центр с симпатичными разноцветными кирпичными двух-трех- этажными зданиями 19 - начала 20-ого веков, построенные в классическом стиле, а также в стилях модерн и эклектика, да и просто без стиля - это чудо, что такое. Даже, если это чудо слегка потрепанное и годами не ремонтировавшееся.
20.
21.
22.
Правда, мы-таки после небольшой прогулки по городу свернули на проспект Мира - главную почти пешеходную улицу Мира, так как именно на ней сконцентрирована большая часть самых красивых зданий.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Проспект Мира появился одним из первых во Владикавказе. Случилось это в первой половине 19 века благодаря первому начальнику военного Владикавказского округа и коменданту крепости генерал-лейтенанту Петру Нестерову. Именно поэтому чуть позже он был назван именно Нестеровским бульваром.
29.
Но, как вы сами, скорее всего, понимаете, переименовывали проспект не раз. Мало того, я даже, честно сказать, не припомню, чтобы какой-нибудь еще улице меняли названия так же часто. :) В сентябре 1871 года во Владикавказе побывал император Александр Второй, и Нестеровский бульвар в связи с визитом Его Величества переименовали в Александровский проспект. После Октябрьской революции всякие императоры стали уже не актуальны, и поэтому Александровский проспект назвали Пролетарским проспектом. Произошло это в 1926 году. Затем в 1938-м его переименовали в проспект Сталина. И только с ноября 1961 года он стал называться проспектом Мира.
30.
Кстати, а вы заметили, что я выше написала, что проспект Мира - ПОЧТИ пешеходная улица? А все дело в том, что транспорт по нему действительно никакой не ходит, и единственное исключение - это трамваи. Трамваи же во Владикавказе старинные во всех отношениях. Первую трамвайную колею здесь проложили еще аж в 1902 году, а двумя годами позже началось регулярное пассажирское движение. Сейчас вагоны в основном татрские и тоже далеко не новые. Но ничего не могу с собой поделать: на мой взгляд, трамваи здорово оживляют и разнообразят транспортную жизнь Владикавказа. И глядя на них, как-то радостно становится на душе. :)
31.
Что же касается все остального транспорта, то проспект Мира для него закрыт и даже огорожен специальными столбиками. А чтобы ушлые автолюбители не вздумали заехать сюда по трамвайной колее, над ней висит объявление о шипах, да и сами шипы между рельсами можно увидеть собственными глазами.
32.
33.
Но велосипедистам можно.
34.
Честно сказать, когда я читала о Владикавказских достопримечательностях, то очень жалела, что у нас получается там мало времени на осмотр города. Но сделать все равно ничего было нельзя, а поэтому я была уверена, что городской парк, самый старинный на юге России, парк имени Коста Хетагурова, тот самый, который был разбит еще в 1830-х годах и позже за свою живописность и красоту стал называться на французский лад "Монплезир", мы осмотреть не успеем. Но, когда, гуляя по проспекту Мира, мы оказались у памятника осетинскому поэту Косте Хетагурову и увидели напротив него вход в парк, удержаться не смогли.
35.
По правде говоря, я ко всяким городским паркам обычно дышу более чем спокойно. Но как же здесь было хорошо! Мы даже не удержались и присели на лавочку! Красивые цветники и свежие газоны, старинные ажурные павильоны, ненавязчивая музыка с площадки, где устроили вечер танцев для людей, как принято сейчас называть, элегантного возраста, старинные беседки... И ведь говорят, что теперь этот парк в запустении (везде бы такое запустение!), что видал на своем веку он и лучшие времена...
Может, конечно, оно и так. На обычном информационном стенде в парке написано, что в начале 20 века здесь устраивали карнавалы и праздники с фейерверками. Летом в прудах плавали лебеди и другие водоплавающие птицы. На "зверином" острове был небольшой зоопарк, а по аллеям парка, покрытым морским песком, разгуливали павлины. Зимой на малом пруду устраивали каток, причем, с отапливаемыми помещениями, где все желающие в случае чего могли погреться, и с пунктом выдачи коньков. Парк украшало здание павильона летнего театра, построенного в мавританском стиле, - уникальное на Северном Кавказе. А в целом он считался самым красивым на Кавказе!..
36.
Вот такой у нас в итоге получилась прогулка по столице Северной Осетии. И пусть мы увидели не так уж и много, но почему-то от увиденного было как-то спокойно и гармонично на душе. А потому, когда мы возвращались на автовокзал, чтобы сесть там на маршрутку до Пятигорска, лишь одно меня немного удручало: мы так нигде и не успели попробовать настоящих осетинских пирогов - больших таких, круглых, с самыми разными начинками. Конечно, их много где продают и в Москве, но что-то подсказывало мне, что они здесь у нас совершенно не такие, как настоящие, которые готовят в Осетии. И вот, около вокзала мы вдруг заметили маленькую кафешку с разной едой в дорогу.
- Давай зайдем! - предложила я Антону. - Вдруг они там есть!
И Антон, уже давно убежденный, что лучше со мной не спорить, раз уж что-то втемяшилось мне в голову, согласился. И что вы думаете? Они там были! Целых три вида: фыдджин - с мясом, уалибах - с осетинским сыром и мой самый-самый любимый сахараджин - со свекольными листьями.
37.
Мы взяли все три, решив, что один съедим в маршрутке, а два других оставим себе на ужин или на завтрак. Надо ли говорить, что за полтора часа езды до Пятигорска мы съели все три пирога? :)) Надо ли говорить, что они оказались настолько вкусные, сочные, свежие, ароматные, что таких в Москве мы не ели никогда? В общем, как же было жаль, что закончился наш первый и единственный день во Владикавказе...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Северному Кавказу:
2013 год, апрель-май:
Магас. Город Солнца
Про Ингушетию и ингушей
Хаджи-Эвла. В чеченские гости!
Автостопом по Чечне. К Хеди-Зиярату
Аргунское ущелье. В горы! К снегу! Случайно...
Вверх по Аргунскому ущелью
Как не умереть с голоду в Чеченской Республике?
Урус-Мартан. Донди-Юрт - чеченская национальная деревня
Не грозный Грозный
Эти нестрашные чеченцы
Пятигорск. Найти орла!
Фотообзор: Время Ч, или дорогами Чечни