Казалось бы, Московская область переезжена вся вдоль и поперек и не только нами, а большинством наших соплеменников. Ан нет! Есть еще на ее картах несколько мест, где не ступала нога наша! Одним из таких мест до недавних пор был Егорьевск. Правда, прежде чем бы мы туда добрались, наверное, прошли бы еще годы. Если бы не желание показать нашему Даниилу Антоновичу северных оленей, живущих на ферме в Анциферово, что в Егорьевском районе. Об этой ферме и о том, как мы все впечатлились от тамошних оленчиков, я вам
рассказывала еще перед Новым Годом. Тогда же я, кстати, и про Егорьевск упоминала. Ведь к оленям нам пришлось купить организованную экскурсию, а с ней в придачу шло и посещение Егорьевска.
Впрочем, Егорьевск в придачу к оленям или олени к Егорьевску – история умалчивает. Еще когда мы только загрузились в Москве в поданной турфирмой микроавтобус, то поразились до глубины души – кроме нашего Даньки и еще одной девочки лет десяти, в автобусе не было ни одного ребенка. Сплошные дяди и тети в возрасте, причем, какие-то такие все суровые такие, неулыбчивые… А казалось бы, к оленям же едем!
Ну, да ладно, Егорьевск, значит.
А у города оказалась просто потрясающая история. Всякие там войны, сражения, переход из одного княжества в другое – это мы опустим, где только такого не было? Но каким-то образом маленький по нынешним временам Егорьевск в 19 веке стал центром старообрядчества. И это, несмотря на гонения старообрядцев по всей стране, несмотря на то, что им приходилось уезжать на север, в Сибирь и за границу! А тут, понимаешь, всего-то 100 километров от Москвы и… До сих пор в Егорьевске сохранился действующий старообрядческий храм – святого Георгия Победоносца. Когда мы проезжали по городу, то видели его из окошка. Но, вот, остановка и посещение этого храма в нашу программу, блин, не входили, а потому и эта тема прошла мимо нас. Еще раз говорю, други мои, ездите самостоятельно, не поддавайтесь ни на какие туры – и увидите вы так всего гораздо больше! :)
Кстати, что касается старообрядчества, то процветало оно в те годы (а даже гораздо раньше) не только в Егорьевске, но и во многих окрестных деревнях и селах. Гуслицкий край, как тогда именовали эту область по протекающей тут одноименной речке, еще называли «Старообрядческой Палестиной». Неслучайно, надо полагать. Старообрядцы ревностно поддерживали и хранили свои древние традиции, а их культура была на весьма высоком уровне. В селах отливали медные образки, крестики и складни. В ряде деревень писали иконы, переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью. И литье и эта роспись были настолько особенными и необычными, что вылились в собственный стиль, который даже получил свое название – гуслицкий.
Правда, как поживают гуслицко-егорьевские старообрядцы ныне, я, честно говоря, вам не скажу. С одной стороны, по рассказам нашего гида, они продолжают быть весьма закрытыми товарищами, в свой храм, если и пускают, то со скрипом, запрещают фотографировать и даже криво смотрят, если кто-то просто ходит и смотрит на старинные, почти черные иконы. С другой стороны, я слышала и такую версию, что истинных старообрядцев там осталось считанные единицы. А те, которые себя за них выдают, частенько не чисты на руку и опустились до того, что даже грабят туристов. У меня своего мнения на этот счет нет, так как нам пообщаться со старообрядцами не удалось. Соглашусь, это обидно. Но, увы, что есть…
Егорьевск внешне – средненький городок-райцентр в Московской области. Обычные улочки с обычными двухэтажными «купеческими» домами в центре, заселенными магазинчиками, парикмахерскими, нотариальными конторами и прочими офисами, с частным сектором на окраине и с советскими пяти- и девяти-этажками, понатыканными то там, то сям, с летающими стаями голубей, которых наш Данилка тут же принялся гонять, с добросердечными бабулями, которые этим голубям приносят крошки и семечки, с обычными горожанами маленького городка, спешащими в свой выходной по магазинам, выгуливающими детей на главной площади, да просто живущими, как бог дал…
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Первым делом наш автобус под руководством гида проехал по всем этим егорьевским улочкам, а гид вкратце рассказал о них. И тогда я подумала, что, когда начну писать заметку о Егорьевске, то, честно говоря, даже не знаю, о чем буду в ней рассказывать. Гид вещал хорошо и даже местами интересно, но, увы, ни об одной городской «изюминке» в его речи не было ни слова: ни об особенностях архитектуры, ни об особенностях быта и традиций (старообрядцы не в счет), ни… Да и не видели мы ничего такого, катаясь по городу. Хотя постойте, чего это я? Ведь какой-то момент мы оказались перед весьма интересным зданием – этакой башней с часами, слегка смахивающей на лондонский Биг-Бен. Оказалось, что в городе ее так и называют – Биг-Бен. А на самом деле, это – бывшая бумагопрядильная фабрика братьев-купцов Хлудовых.
10.
История этих купцов очень интересная. Основателем династии был некий Иван Иванович Хлудов. Его отцом был крепостной крестьянин. Но сам Иван Иванович, проявил себя очень энергичным и предприимчивым человеком. В общем, еще в юности на крестьянскую работу он забил и занялся перепродажей быков из южных российских областей в Москве. Скопил денег, переехал в Москву. Ну, а тут стал ткать кушаки. Пряжу красил сам, а появившиеся к тому времени сыновья Тарас и Савелий полоскали ее в Яузе. Сняв первый кушак со стана, Иван Иванович с трепетом понес его на Красную площадь, в тогдашние старые Ряды. Показав свою работу купцу, Хлудов, изучивший к тому моменту цены на аналогичную продукцию, запросил за изделия сто рублей (самому ему изготовление этих кушаков обошлось в 35 рублей). Купец, внимательно осмотревший хлудовский товар, достал требуемые деньги и велел Ивану Ивановичу впредь приносить свои изделия только ему. Так понемногу дело и пошло.
Потом бизнес стал процветать. Хлудов прикупил несколько лавок в центре столицы и довольно быстро стал купцом первой, высшей гильдии. Однако прожил он недолго, а после смерти оставил своим сыновьям в наследство 200 тысяч рублей - колоссальное по тем временам состояние. На эти деньги братья Савелий, Алексей, Назар, Герасим и Давыд учредили Торговый дом с заковыристым названием «С., А., Н., Г и Д. Ивана Хлудова сыновья». Именно они в 1845 году и построили в Егорьевске свою бумагопрядильную фабрику – нынешний Биг-Бен.
11.
На фабрике работало 300 рабочих, около 15 тысяч веретен вырабатывали до 60 пудов пряжи в день. Успех превзошел все ожидания, и уже через три года производство расширилось, а из Англии были выписаны новые прядильные механизмы и паровая машина. В итоге фабрика Хлудовых стала одной из самых крупных ткацко-отделочных предприятий, находившихся в центральной части России. До недавних пор на ее территории работала «Егорьевская текстильная мануфактура». Правда, производят ли на ней что-то сейчас или нет, мы так и не поняли. Похоже, что нет.
А эта башенка с забором по соседству - следственный изолятор.
12.
Кстати, если уж речь зашла о егорьевских производствах, то, наверное, самое известное из них, то, которое больше всего на слуху – это Егорьевская колбасно-гастрономическая фабрика. Вспомните, в наших магазинах продаются такие паштеты в бежевых пластиковых коробочках с надписью «Егорьевская»? Вот, они и есть ее производства! В принципе, паштеты, всякие мясные изделия и колбасы «Егорьевской» очень даже ничего. Мы их и дома обычно берем, но в Егорьевске оказалась целая куча фирменных магазинов с гораздо большим ассортиментом, приближался Новый Год, а потому мы мимо них не прошли и купили там себе кое-что вкусненькое. :)
13.
14.
15.
16.
Ну, да ладно, вернемся к пище духовной. По всей видимости, гид, когда начал возить нас сначала по неинтересным местам города, самое вкусное оставил на «заедку». Потому что, после Биг-Бена мы приехали на главную площадь и осмотрели там вполне себе симпатичный собор Александра Невского – между прочим, самый большой егорьевский храм.
17.
18.
Построить его решили после покушения на царя Александра Второго, которое произошло 2 апреля 1879 года, «в память неоднократного спасения царя от рук злодеев», что и сделали на доходы городского банка, на средства города, на суммы соборного приходского попечительства и на добровольные пожертвования.
19.
А после того, как мы осмотрели этот собор, мы отправились в Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь. Вообще, мне, наверное, сразу нужно было признаться, что в Егорьевске до этой поездке я все ж таки бывала. Правда, случилось это на заре моего радостного детства, когда мне от силы было годика три-четыре. И вот, все, что осталось у меня в памяти от той поездки, - это какая-то уж очень красивая красно-кирпичная стена. Я почему-то решила, что это была стена какого-нибудь местного кремля. Так я и думала долгие годы, пока не стала увлекаться путешествиями и много читать даже про те города, в которые в ближайшее время не собиралась. И представьте мое удивление, когда я выяснила, что никакого кремля в Егорьевске нет. А та самая красная стена есть! И принадлежит она монастырю, Свято-Троицкому Мариинскому.
20.
21.
В моем детстве монастырь, конечно же, не действовал. Все-таки это были еще советские годы, когда в монастырских стенах размещали всякие прочие заведения. В Мариинском, например, было Летное училище.
Несколько монастырских корпусов пока все-таки по-прежнему принадлежит ему.
22.
Теперь же монастырь снова действует. Правда, несмотря на это, мы на его территории не встретили ни одной монахини (если не считать бабульки-уборщицы в храме, которая, хе-хе, заявила, что патриарх Кирилл ей не указ) – куда они все подевались, загадка!
А началось все с городского кладбища. Именно сюда в конце 18 века была перевезена с погоста Гвоздна небольшая деревянная церковь Никиты Великомученика. Но церквушка была летняя, холодная, службы совершались в ней нечасто, и горожане сетовали, что, мол, как-так, что на месте их умерших родных и близких не возносятся ежедневные молитвы? Сетовали они сетовали, и спустя примерно сто лет, власти, наконец, прислушались и решили построить на кладбище новый храм – большой каменный и теплый!
Сказано – сделано! Через три года появился храм с боковыми приделами Никифора Цареградского и Марии Египетской. А спонсором строительства выступил, вы не поверите, городской голова, он же - купец первой гильдии и почетный гражданин города Егорьевска Никифор Михайлович Бардыгин! Вот такие были раньше мэры!
23.
Писали, что «в Рязанской епархии, к которой тогда относился Егорьевск, не приходилось видеть подобное блестящее благолепие храма». Необыкновенная замысловатая роспись в стиле 17 века, выполненная на золотом фоне, придавала архитектуре храма особый оттенок. Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт Петербурге на заводе Виллеруа и Box Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором. Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии, о чем свидетельствует надпись на остатках кирпичей от центральной печи. Для изготовления иконостаса была привезена крымская яблоня. Иконы в храме были написаны на золотом фоне. А по словам современников, внутренне убранство храма напоминало теремной дворец царя Алексея Михайловича! На колокольне находились пятнадцать колоколов, в том числе и праздничный колокол в 500 пудов. В общем, вы поняли, что это был за храм по размаху.
24.
Правда, долго он не простоял. В 1890 году здесь началось строительство монастыря с целым комплексом монастырских зданий, и храм был переделан. А затеяла строительство жена Никифора Михайловича – Мария Владимировна Бардыгина. Она была намного моложе своего мужа и, казалось, преследовала благочестивую цель. Она хотела после его смерти скоротать в монастыре остаток своих дней. Но все получилось совсем не так. Вскоре она заболела и умерла от тяжелой, но очень быстро развившейся болезни. В день первой годовщины со дня смерти Марии Бардыгиной в будущем монастыре открыли богадельню (дом престарелых, по-нашему). А Никифор Михайлович к этому дню заново позолотил в храме иконостасы, а на иконы Спасителя и Божией Матери сделал большие венцы из драгоценностей покойной жены. В ее честь, кстати сказать, монастырь стал именоваться "Мариинским". Ко второй годовщине при Троицком храме открыли женскую общину. А к третьей – состоялось открытие и самого монастыря.
25.
26.
Кстати, что интересно, первой настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского женского общежительного монастыря (так он правильно называется) стала родная сестра Никифора Бардыгина – игуменья Олимпиада. Проявила она себя в монастыре, как человек знающий, умеющий управлять коллективом, но при этом подающий всем остальным монахиням и послушницам пример величайшего смирения. В общем, ее все очень любили и чтили.
Вот такая история. Не могу сказать, что сейчас Мариинский монастырь после стольких лет, когда он был закрыт, пребывает в красоте и благосостоянии. Честно говоря, он не произвел на нас впечатление богатой обители.
27.
Ну, а ту самую красно-кирпичную стену, которую я помнила с детства, с замечательными воротами с башенками мы, как вы уже и сами наверняка, поняли, нашли (ворота смотрите на фото №1). Согласитесь, башенки точь-в-точь похожи на Царскую башню Московского кремля!
Егорьевская.
28.
Московская.
29.
Ну, и, наконец, последним пунктом в Егорьевске у нас стал историко-художественный музей. И кто бы мог подумать, что он окажется самой интересной здешней достопримечательностью? Я бы даже сказала, Достопримечательностью с большой буквы!
Друзья, скажите мне честно, что вы обычно ждете, когда в каком-нибудь небольшом городке вам говорят: «А теперь мы с вами посетим местный исторический музей?» Ну, или художественный, или краеведческий? Я, к примеру, сразу начинаю испытывать безразмерную тоску, ибо, чего уж греха таить, особой креативностью такие музеи у нас не славятся. Так что, когда в Егорьевске дошло дело до похода в музей, я по привычке приуныла. Однако ж стоило нам войти в здание симпатичного двухэтажного особнячка в самом центре города, где он располагался, и… Бааааа! – как говорила моя бабушка! Недаром наш гид оставил нам этот музей «на сладкое»! Истинная правда – если и встречала я музеи подобного уровня, то далеко не в провинции!
Парадная лестница.
30.
Во-первых, несмотря на то, что появился он еще аж в 1911 году (кстати сказать, на базе коллекций Михаила Бардыгина – сына того самого мэра Никифора Бардыгина, о котором я только что рассказывала, а главное – такого же мецената и человека весьма деятельного), сейчас Егорьевский историко-художественный музей современный в самом прямом смысле этого слова. То есть, здесь и близко нет каких-нибудь древних витрин с пыльными экспонатами, все тут выглядит так, как будто только на днях построено и появилось на свет, а средневековыми посудой, коврами, книгами и разными прочими предметами быта пользовались буквально вчера! Причем, что еще удивительно, в музее нет никаких копий экспонатов (но разве что за крайне редким исключением), все это – оригиналы, просто сотрудники сумели некоторые из них сохранить, а другие привести в порядок настолько, что разглядывать их теперь – одно удовольствие.
Во-вторых, у нас по музею была экскурсия. И экскурсовод попалась удивительная во всех отношениях женщина. Около двух часов она рассказывала так, что можно было запросто потерять счет времени (нам, правда, это не грозило, так как вместе с экскурсоводом мы посмотрели только первый зал, а остальные уже осматривали в Данином темпе). Но я давно не слышала, чтобы экскурсоводы могли вещать так интересно, причем уделять внимание некоторым экспонатам так, чтобы захотелось о них узнать еще больше. Например, не так давно я публиковала у себя в блоге загадку из Егорьевска. На фото был изображен этакий стеклянный колпак с прорезью внизу. Сделан он был в 19 веке и имел очень оригинальное и весьма популярное назначение. К слову сказать, экскурсовод нам тоже загадала загадку, мол, для чего он? Оказалось, что так выглядела мухоловка. Под колпак клали что-то сладкое, муха, чтобы им полакомиться, заползала через прорезь, а выбраться обратно уже не могла. Во, человеческая хитрость до чего дошла! :)
31.
Правда, был в музее и огромный минус. Фотографировать в нем можно было только за 200 рублей. Ну, честное слово, моя жаба завопила дурным голосом, и мы остались без фотографий. Поэтому фотография мухоловки – из дневника
Rakitin, а остальные я взяла с сайта музея – славатегосподи, они там были вполне приличного качества, хотя местами маленькие. Так что, смотрите! :)
В общем, больше всего меня покорила старинная стеклянная посуда. Слов нет, чтобы передать ее красоту!
32.
33.
34.
35.
Немного керамики.
36.
37.
38.
Художественный металл.
39.
40.
41.
Шитье.
42.
Резная кость.
43.
44.
Резное и расписное дерево.
45.
46.
47.
48.
А это фотографии Каминного зала особняка. Здесь уже снимать было можно, поэтому их автор – Антон.
49.
50.
51.
52.
Но вернемся к моему рассказу. Самое главное, чем мне понравился музей - это тем, что он был интерактивный. Нет, конечно, трогать, мерить и использовать по назначению его экспонаты нельзя. Но зато буквально в каждом зале музея было что-нибудь такое, с чем можно было поиграть, что поизучать и чем восхититься. Не только наш Даня, но и мы с Антоном в результате прониклись и знатно заигрались. Но давайте я по порядку расскажу.
Вот, к примеру, проект под названием «Феерия света». Экскурсовод подозвала нас всех к витрине со старинным стеклом, а нашего Даню попросила стать ее помощником. Юноша тут же согласился и спросил, что надо делать? :) И тогда она выключила в зале свет и велела нашему мурысу нажимать по очереди на картинки на сенсорном экране компьютера, вмонтированного тут же в витрину. И витрина вдруг озарилась светом: сначала одним, потом другим, затем следующим, стеклянная посуда заблестела, стала переливаться всеми цветами радуги, как в волшебной сказке.
53.
54.
Но это было еще не все. Затем на экране компьютера появились вопросы, как викторине, а ответы нужно было искать среди экспонатов. Когда мы отвечали правильно, экспонат освещался, а если нет, то предлагалось попробовать еще.
Кстати, проект «Феерия света» стал победителем Всероссийского грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». По-моему, заслуженно!
А в следующем зале нас ждала еще одна, если можно так выразиться, интерактивная развлекаловка. Она называлась «Поющая книга». Как я уже рассказывала в самом начале этой заметки, по берегам реки Гуслицы издавна селились староверы. Они промышляли ткачеством, плотничеством, торговлей, разведением хмеля и прочими делами и ремеслами. А еще в их традициях процветало крюковое пение - пение с особой интонацией. Певческим промыслом занимались целые деревни и династии. И здесь даже были самые настоящие певческие школы (выпускники потом шли петь в церковные хоры). А в музее, подходишь к нише с «Поющей книгой» - большим таким и толстенным фолиантом, переворачиваешь страницы, исписанные старославянским шрифтом, и… вдруг слышишь то самое дивное пение староверов. Честное слово, оно не похоже ни на что, это надо слышать!
55.
Есть в Егорьевском музее вход в «четвертое измерение», когда вдруг в зеркале старинного шкафа-гардероба появляются женщины в старорусских костюмах и начинают готовить невесту к свадьбе.
56.
Есть волшебная ваза с узорами, которые сами собой начинают раскрашиваться, стоит только провести кистью в нескольких сантиметрах от них. Есть «Примерочная», где по описаниям нужно выбрать старинный костюм и решить, куда по тогдашнему этикету в нем можно было бы пойти, а куда нет. Но больше всего мы с Даней и с Антоном прониклись Встречей с предсказателем. Помните, раньше в городе у нас стояли такие круглые каменные «оракулы» - платишь 50 рублей, кладешь ему в рот руку, и он выдает тебе бумажку с предсказанием. В музее все так, но более по-научному. Предсказателем здесь выступает никто иной, как Иван Яковлевич Корейша, живший в первой половине 19 века, правда, не в Егорьевске, а в Москве. Кем его только не считали: и ученым, и прорицателем, и сумасшедшим… В общем, как бы там ни было, личностью в те годы он был знаменитой, и к нему за советом шли и простолюдины, и светские люди. Мы тоже сходили. :) Процесс предсказания выглядел так: на столбик с отпечатком ладони рядом с его портретом надо было положить свою руку, она тут же озарялась голубым светом и откуда-то сверху пискляво-хриплый голос начинал давать советы. Самое прикольное, что у нас с Даней потом предсказания сбылись на сто процентов. Мне Корейша посоветовал поменьше болтать и тогда все будет. А Дане маленько потерпеть и тогда тоже все будет. :) А вот, что он Антону напредсказывал, я уже не помню.
57.
Вот такой интересный музей есть в Егорьевске. Так что, если вы вдруг окажетесь в этом городе, обязательно в него загляните.
Ну, а наша экскурсия на сим закончилась. Такие дела.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2013 год:
Егорьевский район. Анциферово. Так вот ты какой - северный олень!
Талдомский район. Вербилки. Отдыхательно-деньрожденческое
Черноголовка - наукоград среди озер и сосен
"Аэроград Коломна". Цветок от парашютисток
Раменский район. Жуковский. Паровозик из Кратово
Одинцовский район. "Хаски Лэнд" по купонам. Ехать или нет?
Заснеженная Коломна
Коломна. С Новым 1963 годом!
Коломна. За пастилой
2012 год:
Солнечногорский район. Середниково. В средневековом городе
Солнечногорский район. Середниково. Наша первая в жизни зимняя конная прогулка
Мытищинский район. Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов!
Истринский район. Снегири. Льняная свадьба у снегирей
Аэропорт "Домодедово". Споттинг, шашлыкинг, подзаборинг!
2011 год:
Серпуховский район. Подмоклово. Немного барокко в осенней воде
Зарайск. ЗАРАЗА!
2010 год:
Наро-Фоминский район. Итак, Бекасово!
Щелковский район. О том, как мы на Медвежьи Озера ездили
Подольский район. Морозные Дубровицы
2009 год:
Щелковский район. Монино. Музей ВВС. А мне летааааать охота!
Ногинский район. Годовщина нашей свадьбы, или о том, как мы в "Яхонтах" отдыхали
Сергиев Посад. О Троице-Сергиевой лавре, и о том, как мы туда немцев возили
Красногорский район. Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено
Раменский район. Быково. Готика под Москвой
Жуковский "Следопыт"
2008 год:
Королёвский "Следопыт"
Красногорский район. Мир, в котором я живу - часть 2: Путилково
Раменский район. Полетали! О наших полетах на парапланах
Красногорский район. Снежком. Как мы зиму среди лета нашли
Купала в Волоколамских лесах
Истринский район. Чтобы помнили
Солнечногорск - город странных памятников
2007 год:
Серпуховский район. Россия - родина зубров и... страусов
Щербинка. Колея-1520
Клин. Чайковский и пиво
Лыткарино. Лагерь пионерского периода
Коломна. Город-сад
Истринский район. Как я в поход ходила
Рошаль. Сталкеровская зона
Путешествие в Волоколамский район
2006 год:
Талдомский район. И все-таки лучше журавль в небе!.. или в поле
Дмитровский район. Золотоискатели типа...
Одинцовский район. Кубинка. По полю танки