Из Мадрида в чилийский Сантьяго - 14 часов лёта. Нам повезло дважды. Первое - это, что перелет у нас был ночной, а второе, что нам ужасно хотелось спать после уже целых трех бессонных ночей. В результате уснуть я умудрилась еще в мадридском аэропорту, пока мы ждали самолет, и в итоге Антону чуть было не пришлось загружать меня на борт вместе с вещами. А в себя я пришла, уже когда до посадки оставалось два с половиной часа. Антон тоже проспал всю дорогу без задних лап. Так что, продолжительность перелета нас даже как-то особо не напрягла, мы ее не заметили. Но на этом все авиационные плюсы в Сантьяго у нас закончились, и дальше началось такое, чего мы совершенно не ожидали...
Друзья, все вы, кто меня читает, хотя бы иногда, наверняка, в курсе, что мы любим ездить по самым что ни наесть, попам мира. Всякие страны, куда Макар телят не гонял - это наше всё: Уганда, Йемен, Индонезия, Индия, Мьянма... А вы знаете, где мы встречали самый долгий и дебильный паспортный контроль в аэропортах? Правильно, в России. А так, даже в самой отсталой стране, вне зависимости от того визовый у нас в эту страну въезд или безвизовый, паспортно-таможенный контроль нам удавалось проходить не дольше, чем за полчаса - очереди повсюду были или маленькие, или их не было вообще.
Короче, мы расслабились. И если по прилету на родину, мы стараемся выйти из самолета в первых рядах, чтобы побыстрее оказаться на контроле, то в Сантьяго мы, думая, что тут, как везде, особо не торопились: заполнили миграционные карточки в самолете, спокойненько прошли через все коридоры и... оказались в самом конце немеренной длины очереди к будкам с пограничниками. Вот, клянусь, перед нами стояло человек пятьсот, не меньше - по всей видимости, кроме нашего аэробуса в Сантьяго одновременно приземлилась еще парочка. И эта была жуть! При этом, людей поделили строго на две части - на туристов и на граждан и резидентов Чили. И к будкам, куда стояли граждане и резиденты, народа было в разы меньше, но туристов туда не перенаправляли. В общем, на паспортный контроль мы угробили полтора часа. Но вы думаете, что это всё? Хо-хо!
Дальше нас ждал контроль таможенный. Понятное дело, что ничего запрещенного мы с собой не везли. Но правительство Чили измыслило редкий бред и запретило ввозить в страну предметы растительного и животного происхождения. Причем, сюда попадали не только редкие бивни мамонта и семена ценных сортов гороха, сюда попадала абсолютно вся ввозимая еда вне зависимости от ее количества. То есть, не съели вы, допустим, в самолете свой сникерс, не догрызли чипсы, не дожевали яблоко, не допили сок из пакетика - все, вы попали. Оштрафовать, конечно, не оштрафуют, но весь багаж перероют от и до и заставят выбросить.
И ни каких зеленых коридоров на таможне. Все стоят в одной большой очереди и все пропускают свой багаж через просвечивающие устройства. В общем, еще полчаса мы угробили на таможню.
Кстати, там у нас произошел прикольный случай. Стоим мы, значит, в очереди, и тут я вспоминаю, что где-то на дне сумки у меня завалялась конфетка. Дай, думаю, скормлю Антону, пока не поздно. Лезу в сумку и... знаете, что я там обнаруживаю? Нож для резки бумаги! Прикиньте, я с этой сумкой хожу на работу, заграбастала там, видимо, как-то машинально этот ножик и утащила домой. Дома перед путешествием сумку не потрошила, взяла с собой. И вот в Чили, понимаешь, обнаружила. Самое забавное, что эта сумка у меня всю дорогу благополучно ехала в ручной клади, но не в Домодедово, не в Мадриде этот ножик так никто и не нашел.
Второй прикол выяснился уже, когда в Сантьяго мы заселились в апартаменты. Мы стали разбирать рюкзаки и в одном из них нашли с десяток пакетиков с чаем. Ясное дело, что на таможне в аэропорту мы о них напрочь забыли. Так что, несколько завтраков в Сантьяго мы отлично почаевничали. Привет чилийским таможенникам! :))
Так вот, до города из аэропорта Сантьяго мы добрались на шатл-басе. Ходят они там регулярно, и мы оказались в центре уже через полчаса. Потом еще несколько остановок на метро, и мы дома. Дома - в смысле, что там, где остановимся на несколько дней. А остановиться в этот раз мы решили в апартаментах. В Чили, как и, наверное, в любой другой стране, все зависит от желания туристов: хочешь - иди в отель или хостел, не хочешь - снимай апартаменты или даже касу, комнату в частном доме.
Мы сняли небольшую квартирку в 33-этажной башне.
Это не наш дом, но наш был похож.
2.
В квартирке были одна комната, туалет с ванной и маленькая кухонька с плитой, чайником, микроволновкой, холодильником и полным набором посуды. Единственным минусом всего этого было полное отсутствие приличных продуктовых магазинов в окрестностях. В Сантьяго с ними, как потом выяснилось, оказалось, вообще, очень слабо. Где отоваривались местные жители, для нас так и осталось загадкой. Но рынки в Сантьяго работали только с утра, а чего-то подобного супермаркетам мы насчитали в городе не больше десятка. Те же "минимаркеты", коих было в нашем квартале ровно три штуки, из ассортимента предлагали по два-три вида йогуртов (каждого вида по одной-две баночки - представили, да?), булки, шоколадки и минералку. Всё! Даже самых простых фруктов в них и то не было.
Итак, после того, как разгребли вещи, мы, первым делом, отправились осматривать Сантьяго. Благо, что жили в центре и никуда ехать нам было не надо.
Кстати, да, ехать! Как я уже писала выше, на сантьягском метро мы прокатились пару остановок с конечной шатл-баса, куда приехали из аэропорта. Ездили мы потом на нем еще пару раз. Но в итоге забили. И знаете, почему? О, придется, видимо, начать рассказ не с достопримов Сантьяго, а с его метро. :))
Вход в Сантьягское метро обозначается вот такими тремя красными ромбиками.
3.
В общем, проезд в чилийском метро стоит около 600 песо (цена колеблется в зависимости от того, в час-пик вы едете или нет). 500 чилийских песо равны примерно одному американскому доллару. То есть, одна поездка в метро в переводе на наши деньги вам обойдется в 40-45 рублей. Не дешево, да. При этом метро очень средненькое. Оно древнее, темное, поезда старые (последние похожие мастодонты еще ходили в Париже лет 20 назад).
4.
Кондиционеров в метро нет, но зато есть этакие вентиляторы-пульверизаторы. Они висят рядами на станциях, гоняют воздух и распыляют воду прямо на пассажиров. Веселуха, да! :)) Конечно, водой, как из шланга, никто никого не поливает. Наоборот, от такого распыления весьма приятно и свежо, и некоторые особо резвые пассажиры даже подпрыгивают, чтобы достать такой вентилятор и освежиться посильнее, но вы меня поняли, метро явно не 21 века. :)
5.
Тем не менее, оно среди сантьягцев пользуется огромной популярностью (по всей видимости, у них-таки существуют их местные проездные, по которым ездить дешевле), и что творится под землей в часы-пик - это уму не постижимо! Хотя те, кто живет в Москве, Питере, Минске, Киеве или в других мегаполисах, думаю, вполне могут себе это представить.
Турникеты.
6.
7.
8.
9.
10.
А это отнюдь не кафе в метро, а зона вай-фай.
11.
В общем, как-то попав в метро в такой вот час-пик, мы в очередной раз совсем не захотели туда соваться и отправились в нужное нам место на такси. Каково же было наше удивление, когда счет за проезд составил всего в два раза больше, чем, если бы мы ехали туда на метро, то есть, порядка 2500 песо или 5 долларов. Ну, вы сами понимаете, что после такого экспириенса такси у нас с Антоном стало в Сантьяго излюбленным видом транспорта. Тем более, что пробки в столице Чили, особенно в сравнении с московскими, называть пробками у нас язык вообще не поворачивался - мы в них не попадали ни разу, стояли на светофорах максимум по пять минут, а счет за самую долгую поездку у нас в итоге ни разу не составил больше 3000 песо.
Внешний вид такси в Сантьяго вполне обычный.
12.
Но в первый день мы отправились осматривать Сантьяго пешком. И мне кажется, что то первое впечатление, которое он у нас тогда о себе оставил, стало самым ярким о нем за все наше путешествие. Как я уже рассказывала, мы жили в центре. И здесь, гуляя по его улочкам, мы постоянно поражались смеси всевозможных архитектурных стилей, которые сплошь и рядом присутствовали на каждой из них. Здесь старинные монументальные здания, возведенные еще в 18-19 веках, в эпоху колониального владычества Испании, соседствовали с домами, построенными в упрощенных традициях модернизма и конструктивизма, а не редко с ультрасовременными башнями сити-молов из стекла и бетона. И да-да, как я уже говорила эти здания в буквальном смысле соседствовали друг с другом, отчего нас не покидало ощущение, что современность будто бы прорастала сквозь ткань старинной архитектуры.
13.
14.
15.
16.
17.
А кроме того, буквально все они - и старые, и новые - были сплошь разрисованы граффити. Граффити - это еще одна фишка Сантьяго (да и не только Сантьяго, а всего Чили, как мы потом в этом смогли убедиться). Оно здесь совершенно разное. Есть унылые вандальные каляки-маляки, есть нечто среднее, а есть прямо-таки шедевральные картины на всю стену, от лицезрения которых даже получаешь удовольствие.
18.
19.
20.
21.
"Начинка" всех этих сантьягских улочек - магазины, лавки и т.д. и т.п. также не менее удивительны. Практически сразу мы попали на улицу, где располагались только всевозможные ателье по пошиву одежды и магазины, в них торговали исключительно нитками, иголками, тесемками, ленточками и всякими прочими швейными принадлежностями.
22.
На другой улице точно так же разместились исключительно магазины сантехники, где можно было купить краны, смесители, прокладки, вентили и прочее-прочее. Дальше была улица парикмахерских, улица магазинов секонд-хенда и т.д. и это не могло нас не удивлять.
Но, конечно, первым дело мы отправились в самое сердце Сантьяго - на Плаза де Армас, что в переводе значит - Площадь Оружия. Это - самая старинная площадь чилийской столицы, которая появилась здесь в середине 16 века, со времен основания города. И Сантьягцы осознанно или нет, но постоянно подтверждают это своим отношением к площади. Лишь только заканчивается рабочий день, наступают выходные или просто выдается солнечный и теплый вечерок, как они устремляются на эту площадь толпами. Зачем? Мне кажется, что они и сами об этом толком не знают, просто так сложилось уже очень давно: сюда в свободное время ходили гулять их бабушки и дедушки, сюда водили их в детстве родители, и теперь они сами приходят на Плаза де Армас, чтобы поглазеть на уличных артистов, которые, как в любой столице мира любят и здесь наряжаться и замирать, как статуи и памятники; чтобы полакомиться мороженым в вафельных рожках за 500 песо; да чтобы просто, как говорят, на людей посмотреть и себя показать.
23.
Правда, в тот вечер, в который на Плаза де Армас пришли мы, здесь разразилось еще одно "развлечение". В соседнем здании какие-то балбесы якобы заложили бомбу. В итоге проход к зданию оцепили, нагнали полицейских, а затем прибыли и саперы с собаками. Саперы были облачены просто на загляденье - в мощные зеленые комбинезоны, такие толстые и массивные, что в них они походили на самых что ни наесть роботов-трансформеров. Они зашли внутрь здания, пробыли там около получаса, затем вышли, переговорили с полицейскими, и те тотчас же сняли оцепление, и все разъехались. Как обычно бывает в таких случаях, никакой бомбы в здании не обнаружилось.
Но, конечно, самый впечатляющий на Плаза де Армас - это самый главный кафедральный собор Сантьяго, возведенный здесь во второй половине 18 века. Честно говоря, мне даже сложно описать его. Он производит настолько грандиозное и ошеломляющее впечатление, что сразу становится понятна и осязаема вся сила и мощь императорской Испании прошлых лет. Если империя не жалела средств на возведение таких вот сооружений в своих колониях, то это о многом говорит!..
Полностью в кадр даже близко не влез.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Еще мы побывали в районе под названием Париж-Лондон. Он появился здесь на землях бывшего Сан-Францисканского монастыря в 1920-х годах. Монастыря сейчас уже нет, но от него осталась самая старая во всем Сантьяго церковь Святого Франциско, построенная аж в 1538 году.
33.
Сам же квартал очень интересный. Он состоит всего лишь из двух улиц, которые так и называются - Париж и Лондон.
34.
На них стоят европейские домики, построенные в первой половине 20 века, во многих из которых до сих пор располагаются старомодные отели и хостелы (мне в таком даже пожить захотелось, честное слово :)). В общем, если вы вдруг поедете в грандиозное путешествие по Южной Америке, и в какой-то момент заскучаете по всему европейскому, срочно приезжайте в Сантьягский Париж-Лондон. Здесь вы точно окунетесь в маленькую Европу, пусть и не в современную, ну и ладно.
35.
36.
37.
38.
39.
Еще в Сантьяго мы не смогли обойти стороной Центральный рынок. Тем более, что от нашей квартиры он тоже располагался в шаговой доступности.
40.
Но, как любой колоритный рынок в любом туристическом городе он стал, увы, больше туристической достопримечательностью, чем "изюминкой" местных традиций. На нем, конечно же, продавали рыбу, креветок, осьминогов и прочих морских гадов, которые лежали "штабелями" на прилавках, усыпанных ледяной крошкой.
41.
42.
Но большую часть рынка занимали рестораны и сувенирные ларьки с зазывалами, коих немало во всех туристических местах мира.
43.
44.
Впрочем, надо отдать должное, что даже на этом рынке можно было найти аутентичные уголки, и мы нашли их. На самых его задворках располагались скромные небольшие кафешки, где обедали продавцы и местные жители из окрестных домов. Правда, в тот раз мы есть не хотели категорически, поэтому и рыночных деликатесов (а готовили тут именно из тех продуктов, что продавались на рынке) отведать не удосужились.
Зато вечером мы отправились на холм Сан-Кристобаль. Этот холм - одно из самых красивых мест Сантьяго. Точнее, даже не он сам, а те панорамы, которые открываются с его вершины на город. Сам же холм - это огромнейший парк, который включает в себя не только разные засаженные деревьями аллеи, площадки и прочие парковые атрибуты, но даже зоопарк, в коем, по информации из нашего путеводителя, живет какой-то особенный олень - символ всего Чили.
На вершину холма ходит фуникулер - этакий "паровозик" с несколькими кабинками на рельсах и канате.
Вход на фуникулер.
45.
46.
Он поднимает на высоту 284 метра, почти до самой вершины, а по пути делает одну остановку - как раз у зоопарка. Но, как я уже говорила, на Сан-Кристобаль мы отправились уже вечером, а фуникулер, несмотря на то, что световой день в январе в Сантьяго продолжается почти до половины десятого вечера, работал почему-то только до восьми часов. Да уж, чилийскую логику объяснить, порой, бывает очень сложно, и это, увы, был ни первый, ни последний случай.
47.
В общем, мы поднялись на вершину Сан-Кристобаля, поснимали открывшиеся нам оттуда панорамы Сантьяго, поснимали стоявшую на самой вершине белоснежную статую Пресвятой Девы, которая считается также церковью под открытым небом, и где в 1984 году даже отслужил мессу Римский папа Иоанн Павел Второй.
48.
49.
50.
51.
52.
А затем мы спустились на фуникулере вниз.
53.
Да, конечно, можно было, наверное, забить на фуникулер, погулять по вершине холма подольше, а затем спуститься вниз пешком, но, увы, это был наш первый день и вечер в Сантьяго, и мы еще не пришли в себя после долгого перелета и временной разницы с Москвой в целых семь часов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2013-2014 год, декабрь-январь:
Испания. Мадрид. И никаких тайн Мадридского двора!
Новосибирск. Академгородок. Наука в сибирском лесу
Новосибирск мифический и реальный!
Новосибирск рекламный!
Фотообзор: Через Новосибирск в Южную Америку