Честно говоря, Сантьяго-де-Чили, конечно же, город интересный, но есть по соседству с ним и более примечательные. А потому мы решили долго в нем не задерживаться, а в те три дня, на которые мы там поселились, совершить несколько однодневных радиалок в парочку интересных мест. Одним из них был город Вальпараисо, расположенный на самом берегу Тихого океана, в полутора часах езды от Сантьяго. И Вальпараисо, скажу я вам, - это чудо, что такое! Во-первых, построен он был на холмах, по-испански они называются - серрос. И это очень живописно. Во-вторых, сам факт того, что Вальпараисо стоит на берегу океана, придает ему необыкновенный колорит: все эти огромные портовые корабли, яхты, катера, лодки, моряки в белоснежных кителях и в фуражках, рыбные кафешки и ресторанчики повсюду, много солнца и света - вы понимаете, о чем я. А, в-третьих, это город творческих личностей - художников, поэтов, писателей, которые еще в 19 веке приезжали сюда, селились на склонах серрос и восторгались просторами, которые открывались перед ними, насыщенной морской жизнью уже довольно большого даже в те годы городка, а заодно и климатом - не таким жарким, как в Сантьяго.
Вот, что написал о Вальпараисо чилийский поэт Пабло Неруда: "Вальпараисо! Насколько ты абсурден! Ты не причесан, у тебя никогда нет времени одеться, как надо, жизнь всегда удивляет тебя!" Ну, и остается только добавить, что даже ЮНЕСКО не осталось равнодушным к Вальпараисо и внесла этот город в свой список всемирного наследия.
Мы решили начать осматривать Вальпараисо с его порта, а добраться туда - от автовокзала на одном из старых городских троллейбусов.
2.
О, что за чудо эти троллейбусы! Они, действительно, очень старые, каждый выпущен не позже 1950-х годов прошлого века, а некоторые еще даже в 1940-х. И все это время они на ходу! Кстати, для ЮНЕСКО троллейбусы стали решающим фактором, чтобы занести Вальпараисо в список объектов всемирного наследия. А ведь было такое, что троллейбусную линию тут хотели закрыть из-за ее нерентабельности. Но тогда возмутились даже сами портеносы (так называют себя жители города), выступили с петицией, стали устраивать митинги, и в результате Чилийское правительство пошло им навстречу и стало ежегодно выделять на поддержку вальпараисовских троллейбусов необходимые денежки.
Кстати, что касается троллейбусного маршрута, то он в Вальпараисо один-единственный - №802, но зато весьма длинный, а главное - он проходит через самый центр города, в том числе, и рядом с портом. В общем, мы сели и поехали, и этот эспириенс, скажу я вам, получился у нас очень-очень запоминающимся! :)) Деревянные сиденья, полы, покрытые линолеумом, металлическая касса с билетиками в рулонах у водителя, спидометр с пластмассовой стрелкой и лискорость аж до 50 километров в час! :))
3.
4.
5.
Минут через 20 мы были у порта.
Район порта в Вальпараисо - самый старый в городе. Он существовал еще во времена испанского владычества, когда еще не было Панамского канала, и когда испанцы именно сюда привозили во всех смыслах "добытое" в Южной Америке золото, чтобы загрузить его на корабли и переправить в Испанию. В порту селились рабочие, грузчики, девушки легкого поведения, с которыми матросы с кораблей проводили время на досуге, здесь было много кабаков, трактиров, баров и прочих питейных заведений. В общем, жизнь кипела вовсю. Сейчас портовый район, конечно, не тот, что прежде, но все равно, считается самым злачным и стремноватым в городе. И хотя внешне его стремность никак не проявляется, именно здесь буквально каждый второй прохожий предостерегал нас, чтобы мы смотрели за своей фотокамерой, ремень которой я аж замотала себе на руку, а еще лучше, чтобы убрали ее куда подальше. Однажды напротив нас даже остановилось такси, оттуда высунулась тетенька и с ужасом на лице стала показывать на камеру, потом на нас и махать рукой, давая понять, чтобы мы побыстрее уезжали отсюда.
6.
Но мы, конечно, не уехали. Наоборот, мы же буквально пять минут назад вышли из троллейбуса и теперь хотели посмотреть здесь всё-всё. А если и не всё, то почти всё! Ведь порт и портовый район были удивительно колоритны: улицы со старинными домами, хоть и не потерявшими свой колониальный шарм, но уже потрепанными и разрисованными всевозможными граффити; домишки попроще, взбиравшиеся вверх по холмам, крутые лестницы и фуникулеры, поднимающие вверх (о, да, это фуникулеры! - но о них позже), зазывающие на перекрестке улиц симпатичные официантки и официанты в свои кафе и ресторанчики, откуда уже на улице слышались вкусные запахи приготовленной свежей рыбы и разной морской живности - крабов, лобстеров, осьминогов, кальмаров, креветок и т.д. и т.п.
Посмотрите, разве мы могли пройти мимо всей этой живописности?
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
А в самом сердце Портового района - на площади Сотомайор всё было совсем по-другому. Красивое и чистое, без всяких граффити и обшарпанных стен, небесно-голубое здание командования военно-морскими силами Чили.
19.
Знаменитый старинный отель "Reina Victoria" ("Королева Виктория" - см. фото №7) и памятник погибшим морякам во время битвы при Икике во время Второй тихоокеанской (селитровой) войны между Чили, Перу и Боливией в 1879 году.
20.
Битва была за стратегический порт на территории Перу, в котором в итоге все-таки победили чилийские силы. Но погибших с обеих сторон было немало. К примеру, перуанцы полностью затопили один из двух чилийских кораблей. И именно погибшим на нем морякам, похороненным в крипте под этим памятником, он и установлен.
21.
Но не будем о грустном. Когда мы гуляли по Вальпараисо, ярко светило солнце, буквально в сотне метров от площади Сотомайор начиналась набережная, и мы уже видели большие белые и красные корабли-сухогрузы, которые там стояли. Поэтому мы поспешили на портовую набережную, чтобы получше разглядеть все своими глазами.
Памятник Колумбу.
22.
23.
24.
Впрочем, стояли там не только огромные сухогрузы, но и туристические круизные лайнеры, и небольшие прогулочные катера, яхты и лодки.
25.
Влюбленные катера.
26.
27.
- А ведь ты знаешь, - сказал вдруг Антон, - я читал, что здесь на катерах организуют экскурсии по порту! На них подходят к сухогрузам, к военным кораблям, потом вдоль берега идут до пирса с морскими львами... Может, съездим?
- Это надолго? - спросила я.
- На час или на два.
И едва Антон успел мне ответить, как будто по иронии судьбы, мы вдруг увидели молодого чилийского парня, завлекавшего на борт катера туристов как раз на такую экскурсию. Туристов уже было очень много, на борту оставалось всего несколько свободных мест. И тут последнее семейство из трех человек взошло на борт, и катер стал отчаливать.
28.
- Быстрее! - воскликнул Антон, схватил меня за руку, запрыгнул на борт сам и втянул туда меня. Это было сильно, но именно так мы и оказались на той экскурсии! Капитан, кстати, такой нашей прыти был удивлен не меньше нас самих! :))
А экскурсия оказалась презамечательной! Вообще, порт Вальпараисо почти всегда играл большущую роль в развитии города. Как я уже говорила, именно сюда испанцы привозили южноамериканское золото, чтобы потом переправить его на кораблях на свою родину. Золота было много, поэтому и порт рос. Так продолжалось много веков подряд, но в начале прошлого столетия внезапно построили Панамский канал и возить золото, селитру и прочие товары через Вальпараисо стало невыгодно. И вроде бы, по логике, порт вместе с городом должны были прийти в упадок, но этого не случилось. Точнее, период упадка был совсем незначительный. Вскоре из Вальпараисо стали отправляться в разные страны сухогрузы, груженые фруктами, и пассажирские круизные суда.
29.
Экскурсия была на испанском языке, но нам это было не слишком принципиально и не помешало смотреть по сторонам и отличать сухогрузы от военных крейсеров и прочих кораблей. Кстати, примерно на таком вот банановозике было у меня когда-то места пропутешествовать из Эквадора в Санкт-Петербург. Увы, больше пассажиров на них не берут!
30.
31.
32.
Пеликан летит. :)
33.
Бакланы.
34.
Морские львы.
35.
Вил на Вальпараисо.
36.
37.
38.
А это уже Винья-дель-Мар - город-спутник Вальпараисо.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Когда мы вернулись к пристани, была уже середина дня.
45.
И мы решили поторопиться, чтобы успеть осмотреть еще несколько интересных мест в Вальпараисо: во-первых, его фуникулеры, коими город славится уже более века, а во-вторых, дом Пабло Неруды, который решил поселиться здесь и отгрохал такую "красавицу-дачу", что я сама, чуть было, там не осталась. :))
Но сначала про фуникулеры.
46.
Так как Вальпараисо стоит на холмах, согласитесь, фуникулеры стали отличной задумкой, дабы решить вопрос, как подниматься по склонам этих самых холмов. Понятно дело, внизу жить хорошо, но лазать наверх со всякими вещами, продуктами, да и просто без всего изо дня в день приятного, прямо скажем, мало. А потому и появились в Вальпараисо фуникулеры. С 1883 по 1916 годы их было построено здесь аж 15 штук. Работали они на паровой тяге, и что особенно интересно, многие сохранились до сих пор. Так, в "Lonely Planet" написали, что в настоящее время в Вальпараисо действует девять фуникулеров. Но мы, увы, хотя и видели их достаточно много, работающих почти не встретили: все они были либо на реконструкции, либо просто были закрыты по непонятной причине.
47.
Но, в конце концов, мы-таки нашли один, который работал. Он был одним из самых старых: с оббитой деревом и ДСП кабинкой с единственной деревянной скамеечкой в ней и с древней металлической кассой, из которой тетя-билетерша продавала билеты.
48.
49.
50.
51.
По металлическим рельсам за несколько минут (конечно, теперь фуникулеры ходят не на паровой тяге) мы поднялись к верхней станции и оказались на вершине холма с весьма живописными открывающимися оттуда видами.
52.
Это место было весьма туристическим: здесь было несколько старых и симпатичных отелей, ресторанчиков с завышенными ценами и сувенирных магазинчиков, в один из которых мы даже зашли и купили там магнитик.
53.
54.
Но самое креативное в этом магазинчике была доска желаний. На ней был нарисован земной шар, в коем было проделано много-много дырочек, куда были вставлены записки с пожеланиями. Игра была такой. Вы пишете пожелание на бумажке, скручиваете и вставляете в свободную дырочку, а взамен достаете себе оттуда одну чужую и читаете, что вам пожелали неизвестные посетители магазинчика.
55.
Нам досталась вот что: "Много счастья, любви и жизненных сил". А что, пригодятся! :))
56.
Вниз с холма мы решили спускаться пешком. Уж больно живописные и симпатичные были кругом дома на улочках, так и хотелось пройти мимо них и рассмотреть получше. И мы нисколько не пожалели! Наверное, это было одно из самых приятных мест в Вальпараисо: с разноцветными лестницами, с выложенной булыжником мостовой и целой кучей молодежных хостелов. :)
57.
58.
59.
60.
61.
Как мог, сфотографировал. Эта была лучшая. :(
62.
И, наконец, я вам расскажу о доме Пабло Неруды. Но сначала - совсем чуть-чуть о нем самом, ведь наверняка, далеко не все слышали об этом чилийском поэте, дипломате и сенаторе, правда? Тем не менее, он - лауреат Нобелевской премии по литературе, а чуть раньше в 1953 году он получил Международную Сталинскую премию "За укрепление мира между народами". Вот так! В общем, человеком Неруда был удивительным.
Когда ему было всего 17 лет, одно из его стихотворений получило первую премию в конкурсе, организованной Федерацией Чилийских студентов. В 19 лет он на собственные средства издал свой первый сборник стихов. Эти стихи имели нехилый успех, сборник был раскуплен, а на вырученные деньги еще через год Неруда издал еще один сборник под названием "Двадцать стихотворений о любви и одна песнь отчаяния". Именно он и принес ему большую известность в Латинской Америке. А после этого, когда Неруде было 23, чилийское правительство назначило его консулом в Бирму (прикиньте, в 23 года - и уже консул!). Кстати, потом он побывал консулом и в других странах Азии - на Цейлоне, в Сингапуре и в Голландской Ост-Индии, а затем консулом в Буэнос-Айресе, Барселоне, откуда его перевели в Мадрид, и, наконец, он стал секретарем чилийского посольства Мексики. Конечно, все это время он писал стихи, в том числе и такие, в которых воспевал доблесть защитников Сталинграда и Красной Армии. Да, Сталина он весьма и весьма поддерживал. Но однажды Неруда умудрился вдрызг разругаться с чилийским президентом Габриэлем Гонсалесом Виделой. Случилось это в 1948 году, когда он, будучи сенатором, во время своей речи публично назвал его "марионеткой Соединенных Штатов". Ясное дело, что после этого Неруду обвинили в государственной измене, лишили депутатского мандата, и ему пришлось уехать из Чили и стать политическим изгнанником. Вернулся в страну он только через пять лет.
Что же касается дома в Вальпараисо, то построить его он решил неспроста. Уж больно нравился ему этот город на холмах. Но так как Неруда славился большим выдумщиком и оригиналом, свои дома он сначала придумывал сам, а затем находил архитекторов и поручал им воплотить свои проекты в жизнь. Вот, к примеру, какие требования он предъявлял к своему будущему дому в Вальпараисо. Это отрывок из его письма к подруге Саре Виал: "Я устал от Сантьяго и хочу найти дом, чтобы жить и писать в Вальпараисо. Но мне нужен особенный дом. Он не должен находиться слишком высоко или слишком низко. Он должен стоять обособленно, но совсем один. Чтобы своих соседей я не видел и не слышал. Дом должен быть оригинальным, но при этом удобным, не слишком большим, но и не маленьким, вдали от всего, но рядом с магазинами. Кроме того, он должен стоить недорого. Как вы думаете, я смогу найти такой дом в Вальпараисо?"
Конечно же, нет! Такой дом Неруда в Вальпараисо не нашел, но ему его построили. Сейчас в этом доме, в котором пять этажей, соединенных друг с другом крутыми лестницами, находится его музей.
63.
Вход в дом.
64.
Виды.
65.
66.
Там воссоздана вся обстановка, которая была в те годы, когда Неруда здесь жил. Но, к сожалению, фотографировать комнаты почему-то нельзя, и строгие смотрители бдят за потенциальными фотографами на каждом этаже. Увы... :((
Но как же хорош, как же оригинален этот дом! Больше всего я была в восторге от комнаты-кабинета с множеством окон и просто обалденной панорамой на океанскую гладь! Сколько там света, сколько простора! Какие изящные и удобные вещи вокруг: стол, кресла, этажерки, разная другая мебель! Други, именно после того, как я увидела эту комнату, я поняла, что мне очень не хочется уходить из дома Неруды, что жаль, что он - нынче музей, и что я тоже очень-очень хочу пожить в нем! :)) В общем, вкусы у нас с поэтом полностью совпали! :)
Нет, все-таки я не могу вас оставить без фотографий этого шедевра. Сейчас покопалась в интернете на иностранных сайтах и все-таки обрела парочку фото (видимо, нашлись те, кто не удержался от фотосъемки и оказался посмелее нас! :)).
Кабинет.
67.
68.
На каждом этаже дома расположено всего по одной-две комнаты, чаще по одной. При этом площадь каждого следующего этажа, (а значит, и комнат на этажах) меньше предыдущего, того, что ниже. А потому весь дом напоминает этакую башню или пирамиду. Снаружи это не особо бросается в глаза, но внутри очень ощутимо.
69.
70.
Но как же хорошо жилось Неруде в этом доме. "Его дни здесь протекали нежно и складно — проснуться пораньше, почитать в кровати утреннюю газетку, отправиться на прогулку, потом поработать пару часов, пообедать с друзьями, выпить виски, еще чуть-чуть поработать, перейти к ужину. Говорят, Неруда был крайне заботливым хозяином и всем своим знакомым готовил особые, только им предназначенные, алкогольные напитки. Уходили гости из дома Пабло, конечно же, с большим трудом"!
Бар.
71.
72.
Ну, а завершить эту мою заметку я хочу стихотворением Пабло Неруды - одним из множества о Вальпараисо. Это - всего лишь перевод с испанского, так что, на отсутствие рифмы, я прошу вас не обращать внимания. В оригинале, конечно же, есть и она:
"Я люблю тебя, Вальпараисо - люблю все,
что в тебе есть.
Как бы далеко ты не убежал от меня.
Ты - невеста без этой глупой фаты и глупого белого платья,
которое скрывает то, что должно быть открыто.
Я люблю твой свет, когда ночью ты бежишь от прибоя.
Ты - лепесток апельсинового дерева.
Ты - огонь и туман.
Я так хочу, чтоб никто не пришел с тяжелым молотом
и не сломал все то, что я люблю.
Ты - нежное матовое материнство моря.
Ветер целует твои лестницы.
Я хочу, чтобы ты никогда не менялся"...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2013-2014 год, декабрь-январь:
Сантьяго-де-Чили. Чили с первого взгляда
Испания. Мадрид. И никаких тайн Мадридского двора!
Новосибирск. Академгородок. Наука в сибирском лесу
Новосибирск мифический и реальный!
Новосибирск рекламный!
Фотообзор: Через Новосибирск в Южную Америку