Почему я решила отправиться в свой единственный перед круизом полный день в Питере именно в Шлиссельбург с его таинственной крепостью "Орешек"? Сейчас я уже прочитала о ней массу литературы, но почему-то пока нигде не встретила той истории, которую знаю с детства. Я уже не помню, кто мне ее рассказал, но суть была в том, что в свое время шведы никак не могли взять эту крепость, она никак не поддавалась им, была крепкой, как самый настоящий орех. Поэтому она и получила такое прозвище - Орешек. И мне очень хотелось увидеть своими глазами ту маленькую, но такую стойкую крепость, которую невозможно было "разгрызть".
Из Питера до Шлиссельбурга добраться несложно: от станции метро "Улица Дыбенко" каждые 15-20 минут туда ходят автобусы. Билет стоит 70 рублей, в пути автобус час, учитывая незначительные пробки. Сложности заключаются в другом: крепость "Орешек" находится на острове, кроме нее, там нет больше ничего, а потому и нет какого-либо постоянного рейсового транспорта от "материка".
В общем, когда я прибыла в Шлиссельбург, то первым делом отправилась на пристань - выяснить, как обстоят дела с переправой, что ходит на остров и как часто. Пристань я нашла без проблем. Как оказалось, дело сдвинулось с места, и начиная с прошлого года, для туристов к крепости организовали регулярную переправу: с мая по октябрь теперь туда ходят катера с периодичностью раз в полчаса. Проезд стоит 250 рублей туда-обратно - дорого, конечно, но что делать...
2.
Однако, когда я пришла, касса по продаже билетов была кардинально закрыта, а на ней висело написанное от руки объявление: "Штормовое предупреждение. Переправа не работает!" Вот, блин! Было утро, и несмотря на то, что дождя не было, ветер задувал действительно мощно. Я покрутилась рядом с кассой, сетуя на судьбу и думая, как же теперь менять планы. Но тут заметила, что к пристани причаливает катер и высаживает какого-то дядьку. Катер был явно тем самым катером, и я спросила у отдававшего швартовы моряка, что он обо всем этом думает.
- Штормовое предупреждение? Так это вчера было, и объявление еще со вчерашнего дня висит. А сегодня - ну, да, ветер. В общем, пока все равно слишком рано, подождите, пока касса откроется, и уточните. Но, вообще, всех сотрудников музея мы уже туда отвезли!
Это обнадеживало, и я пошла гулять по городу. Точнее, сначала вдоль залива.
Пристань.
3.
Наверное, если бы не крепость "Орешек", то Шлиссельбурга никогда бы и не было. Он появился, как ее посад. Началось всё еще в 1323 году, когда новгородский князь Юрий Данилович воздвиг на острове деревянную крепость.
Такой камень теперь стоит внутри крепости.
4.
Остров назывался Ореховый, потому что там росло очень много лещины - лесного ореха. Крепость несколько раз горела и в результате ее перестроили в камне.
Оцените толщену стен первой каменной крепости!
1352 год!
5.
Находился остров в стратегически важном месте - там, где из Ладоги вытекает река Нева. Шведам, которым русская крепость переграждала путь из Балтийского моря в Ладожское озеро, такой расклад крайне не нравился, и они периодически на крепость нападали. Но, как я уже рассказывала, взять ее не могли. Шведы уверились в том, что взять Орешек вообще не реально, точнее, реально только двумя способами: либо блокадой, либо по договоренности. Жители же посада при приближении врагов садились в лодки, отправлялись на остров и прятались там в крепости.
6.
7.
Но однажды наступил момент, когда шведы крепость все-таки взяли и даже удерживали ее 90 лет. Случилось это в 1611 году после двухмесячной блокады. Назвали они ее Нотебург, те есть, в переводе со шведского опять-таки - крепость-орех. Не знаю, о чем тогда думали шведы - вероятно, ликовали и были уверены, что крепость останется у них навсегда. Однако, когда к власти пришел Петр Первый, он решил во что бы то не стало "Орешек" отвоевать, что и сделал в 1702 году. По поводу взятия крепости Петр Первый тогда написал: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен". Кстати, назвал город Шлиссельбургом, то есть, городом-ключом, тоже именно Петр Первый, как раз когда вернул "Орешек".
8.
Ну, а если говорить о Шлиссельбурге современном, то сейчас это - небольшой городок с 15 тысячами жителей. Здесь есть судоремонтный завод и из производств... пожалуй, всё.
9.
Тем не менее, он нисколько не производит депрессивного впечатления. Шлиссельбург - город, хотя и не продвинутый, но чистенький, уютный, со своим шармом и атмосферой. Несмотря на ветренную погоду и периодически начинавшийся дождь, я с удовольствием прогулялась по его центру. Пожалуй, самое интересное, что в нем есть - это Староладожский канал с его древними шлюзами.
10.
Построил его Петр Первый для того, чтобы соединить реки Неву и Волхов. Его длина - 117 километров. Сейчас, конечно, канал совсем зарос и не действует, но в 18 веке это было крупнейшее гидротехническое сооружение Европы (!!!). По проекту, его сначала планировали построить совсем без шлюзов и весьма глубоким. Но на первом же этапе строительство затянулось. А когда Петр Первый лично проинспектировал работу, то тут же понял, в чем было дело. Компания подрядчиков во главе с их руководителем Григорием Скорняковым-Писаревым здорово валяла дурака. Император, видя сие, озлел, арестовал всех виновных и переложил строительство канала на государство. Весной 1731 года по нему уже пошли первые корабли. Но так как канал не получилось сделать таким глубоким, как планировалось, на нем все-таки пришлось построить шлюзы. Они, кстати, сохранились до сих пор.
11.
Как, кстати говоря, и цепной Петровский мост на колоннах, сооруженный на месте бывшего подвесного Петровского акведука.
12.
Якорь перед ним.
13.
Разумеется, памятник Петру Первому в Шлиссельбурге тоже есть. Петр стоит у городской пристани как раз неподалеку от Староладожского канала. Воздвигли этот памятник в 1957 году, и что самое интересное, он стал первым за 40 лет советской власти памятником императору. Однако идея установить его именно здесь появилась еще за 56 лет до этого, в преддверии празднования 200-летия взятия Нотебурга русскими войсками. Модель разработал скульптор Антокольский и по ней, кстати говоря, были отлиты и установлены памятники Петру в Таганроге в 1903 году, в Архангельске в 1914 году (кстати, именно этот памятник изображен на нашей 500-рублевой купюре), в Петербурге перед Сампсониевым собором в 1909 году и перед госпиталем Преображенского полка на Кирочной улице в 1910-м, в нижнем парке Петергофа и в некоторых других местах.
14.
Еще в Шлиссельбурге есть гостиный двор, построенный в конце 19 века. Теперь в нем находится магазин "Дикси".
15.
Есть храмовый комплекс, состоящий из Благовещенского собора 1762 года, который нынче на глобальной реконструкции (или консервации?).
16.
Церкви Николая Чудотворца 1770 года, действующей и сейчас.
17.
И часовни Казанской иконы Божией Матери 1864 года.
18.
Но пришло время мне возвращаться на пристань, чтобы выяснить, будут ли в этот день рейсы на остров. Время уже приблизилось к 10 часам утра, но когда я туда пришла, кассы все еще были закрыты. Зато рядом с ними стояла тетенька с сумкой и о чем-то беседовала с двумя моряками катера, одним из которых был тот, с коим говорила и я меньше часа назад.
Я приблизилась к ним.
- Ну, что будем делать? - спрашивала тетенька. - Работаем сегодня?
Мужчины пожали плечами.
- Ветер, конечно, сильный, - сказал один из них, - но вчера был еще сильнее.
- А как вы здесь швартовались? - снова спросила женщина.
- Да нормально.
- А у крепости?
- А там-то что? Вообще, без проблем.
- Тогда сегодня работаем, - вынесла вердикт женщина, - пойду сниму объявление.
Она оказалась кассиршей, и действительно, тут же сорвала вчерашнее объявление о штормовом предупреждении, а потом открыла кассу и приступила к продаже билетов.
Правда, на первый рейс, который отправлялся к крепости в 10.30 утра, желающих набралось негусто: я да двое аниматоров, кои ехали в крепость, чтобы порепетировать представление, которое они собирались дать там школьникам, должным прибыть туда через несколько часов. В таком составе мы и отправились.
19.
20.
Конечно, сейчас крепость "Орешек" - это музей.
Вход.
21.
22.
Однако долгие годы после того, как закончилась Северная война, и Петр Первый отбил ее у шведов, здесь размещалась тюрьма. Причем, тюрьма не для простых людей, а для неугодных членов царской семьи, претендентов на престол, видных государственных и общественных деятелей. Первой знаменитой узницей крепости стала сестра Петра Первого Мария Алексеевна, которая пробыла здесь три года. А в 1725 году сюда была заключена Евдокия Лопухина, его первая жена. В крепости содержался и в 1764 году был убит охраной при попытке освобождения юный император Иван Четвертый Антонович. Здесь содержались декабристы - например, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и другие. Для них был построен специальный "Секретный дом", сбежать из которого было совершенно невозможно. Мало того, что крепость находилась на острове, внутри нее был другой искусственный остров - Петр, в свое время, придумал прокопать от реки через стену угловой канал, по которому его флотилия могла заходить в саму крепость и становиться на воде вдоль Нумерной казармы.
Теперь он выглядит так.
23.
Так вот, этот самый канал окружал внутри крепости островок, на котором и стояла тюрьма. Кстати, именно в ней в конце 19-ого - начале 20 века содежржали и приговоренных к смертной казни революционеров. Брата Владимира Ленина - Александра Ульянова тоже держали именно здесь, и именно в крепости "Орешек" он был казнен.
24.
Правда, сейчас старая тюрьма оказалась на ремонте, и осмотреть ее изнетри у меня возможности не было.
25.
А вообще, если можно так выразиться "расцвет" крепости, как тюрьмы, случился в самом начале 20 века. После событий 1905-1907 годов по всей России стали строить каторжные централы, расчитанные на сотни и тысячи политических узников. Так, в 1907 году было решено открыть в Орешке новые корпуса тюрьмы. Именно поэтому уже через год полностью перестроили и переоборудовали под тюремное помещение Петровскую Нумерную казарму. Здание стало называться 1-м тюремным корпусом, а заключенные прозвали его "зверинцем". Все дело было в том, что камеры в нем были отделены от коридора не стеной, а железной решеткой от пола до потолка. Сейчас этот корпус не сохранился. Еще были 2-й корпус - та самая старая тюрьма, 3-й корпус, где как раз сидели революционеры, и 4-й корпус, от которого нынче тоже ничего не осталось. В общем, уцелел и в день моего приезда был открыт только 3-й тюремный корпус, и я, конечно же, решила посмотреть, как он выглядел внутри.
26.
3-й тюремный корпус был трехэтажным. Камеры располагались по периметру здания, а в центре находился коридор.
27.
28.
В основном все камеры в этом корпусе были одиночными. От коридора их отделяли тяжелые металлические двери с глазком для надзирателя.
29.
А внутри имелись лишь металлический столик и узкая койка, иногда окно под потолком.
30.
31.
Несмотря на то, что Шлиссельбургская тюрьма считалась местом суровым, заключенные в ней умудрялись-таки бороться за свои права. Например, они протестовали против того, чтобы из заключали в карцер на 30 дней, требовали отмены телесных наказаний, добивались улучшения медицинской помощи и арестанской еды, увеличения количества книг в тюремной библиотеке. В итоге кое-чего им-таки удалось добиться. Например, за девять лет, с 1907 по 1916 годы, в библиотеке удалось собрать около десяти тысяч томов книг по различным отрослям знаний.
А еще в крепости раньше стоял собор Рождества Иоанна Предтечи. Его закрыли в 1917-м, одновременно с тюрьмой, и сейчас от него, к сожалению, остались одни руины. Однако интересен этот собор был тем, что именно в нем хранилась икона Казанской Божьей Матери. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники замуровали икону в стене церкви, которую шведы затем превратили в кирху, и где она хранилась еще ста лет, пока Петр Первый не отвоевал крепость обратно. Однажды ночью стоявший на часах солдат увидел свет, исходивший из стены, потом в ней появилась трещина, через которую увидели святой лик. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и святого Иоанна Предтечи. Храм долгое время после этого был местом постоянного паломничества. Ну, а икона пропала в 1930-х годах, и ее судьба неизвестна.
32.
...Я прогулялась с внешней стороны крепости, немного походила по ее стенам.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Наверное, многие из вас, как, собственно, и я, с жалостью смотрят теперь на фотографии, на которых видно, что от Орешка остались в основном сплошные руины. Как же так? - спросит кто-то. - Ведь в том же Петербурге и пригородах сохранилось множество дворцов и зданий петровской эпохи. Почему же Шлиссельбургская крепость не пережила этих времен?
А случилось страшное. 8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург на левом берегу Невы. Началась блокада Ленинграда. Крепость Орешек оказалась на передней линии Ленинградского фронта. Почти 500 дней с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года гарнизон из 350 советских бойцов стойко оборонялся. Несмотря на многочисленные попытки фашистским войскам не удалось переправиться на правый берег Невы. А если бы удалось, то фашисты замкнули бы вокруг Ленинграда кольцо, перерезали "Дорогу жизни", проходившую по Ладоге, и город бы неминуемо погиб.
41.
Конечно, при постоянном обстреле со стороны фашистов, крепость очень сильно пострадала. И те руины, которые мы видим сейчас в ней, - это следы осады, которую выдержали наши бойцы. У защитников Орешка была своя клятва: "Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего. Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её. Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие. Будем стоять здесь до конца". И они выстояли...
42.
9 мая 1985 года в Шлиссельбургской крепости открыли мемориальный комплекс в память о ее героических защитниках.
43.
44.
45.
46.
А неподалеку от пристани на левом берегу Невы в Шлиссельбурге стоит памятник погибшим на Ладоге в 1941-1943 годах кораблям - кораблям, которые перевозили грузы и людей, боевым кораблям, всем тем, которые не вернулись в порт.
47.
И еще одна военно-морская выставка есть в городе - под открытым небом в небольшом сквере собраны зенитные орудия и мины военных и послевоенных лет. Их демонтировали с кораблей и установили в сквере к 60-летию Победы в 2005 году. Жаль, что все таблички уже стерлись, и почитать об этих орудиях, к сожалению, невозможно.
48.
49.
50.
Дорога жизни... После того, как фашисты взяли Шлиссельбург, в Ленинграде началась блокада. Связь Ленинграда с остальной страной могла поддерживаться только по воздуху или по воде через Ладожское озеро. Но по воздуху в город могли поставлять очень небольшие объемы продовольствия, основную же его часть возили на кораблях вплоть до 29 ноября 1941 года, пока на Ладоге не появился лед.
Из Шлиссельбурга я вернулась в Питер и решила, что обязательно зайду в музей блокады Ленинграда. Так получилось, что история нашей семьи связано с ней очень сильно. Семья моего деда по линии отца, когда началась война, жила как раз в Ленинграде. Дед был самым младшим ребенком, в 1941-м ему исполнился 21 год, и его призвали на фронт. В городе оставалась мать и семь ее дочерей, сестер моего деда. Зимой 1941-ого по Ладожскому озеру проложили Дорогу жизни, по которой из Ленинграда на грузовиках эвакуировали женщин и детей. На одном из них попытались вывезти дедушкиных родных. Но лед под колесами машины треснул, грузовик пошел ко дну, погибли все, кто в нем ехал, то есть, вся его семья. Потом, уже после войны, дедушка ездил в Ленинград, чтобы найти каких-нибудь знакомых, документы, факты, но сам в городе больше жить не смог и переехал в Москву...
Вот такая история...
В музее блокады Ленинграда я присоединилась к экскурсии, которая там как раз проходила. Ее вела женщина средних лет для маленькой группы каких-то туристов, но рассказывала она так пронзительно, так эмоционально и мощно, что в итоге к экскурсии присоединились почти все, кто был тогда в музее. Женщина не возражала, казалось, что, наоборот, она только рада этому...
Конечно, все мы знаем о блокаде не мало. Учились в школе, много читали, много слышали. Но именно там, в музее, я ощутила всю боль, всю опустошенность ленинградцев в ту жуткую зиму 1941-ого. Какое же мужество нужно было иметь женщинам, маленьким детям, старикам, чтобы выстоять. Пишу сейчас и ком в горле, и слезы наворачиваются на глаза.
51.
52.
53.
54.
55.
Такие листовки разбрасывали фашисты с самолетов.
56.
Так выглядела комната в обычной ленинградской квартире.
57.
Отопления не было. Для того, чтобы согреться в комнаты ставили печки-буржуйки. Назывались они так потому, что были очень неэкономичными и требовали много топлива. А где его было брать? В тот год зима началась рано, была снежной и уже в ноябре стояли 20-градусные морозы. На топливо шла мебель.
А на таких саночках ездили за водой - ведь водопровод тоже не работал. На них же увозили больных в госпитали, мертвых в места, где их собирали...
58.
Единственное, что свидетельствовало о том, что Ленинград еще жив, было радио, которое не переставало работать ни на минуту. Каждый день по радио передавали боевые сводки и новости. Но передачи, конечно же, не были круглосуточными. Наоборот, большую часть суток радио молчало. Но тогда работал метроном - приспособление для проверки радиосигналов. Он отбивал удары и был похож на стук сердца, и ленинградцы верили, что, пока стучит метроном, город жив.
59.
В июле 1941 года в Ленинграде ввели продовольственные карточки.
60.
61.
Их получали абсолютно все жители, правда, скоро купить на них стало невозможно ничего - продуктов просто не было. А потом стали сокращать и нормы хлеба, который был положен тоже каждому ленинградцу. Если в июле рабочие получали по карточкам 800 граммов хлеба ежедневно, служащие - 600 граммов, а иждивенцы и дети - 400, то с 11 сентября нормы упали до 500, 300 и 250 граммов соответственно. Но самый ужасный период начался 20 ноября. Он продолжался чуть больше месяца, до 25 декабря. Но именно тогда больше всего ленинградцев умерло от голода. Рабочим тогда выдавали по 250 граммов хлеба в день, служащим, детям и иждевенцам - по 125 граммов. И всё, больше ничего...
Бывало, утром человек уходил на завод и не возвращался, умирал по дороге от голода... Дети умирали в школах, умирали дома...
Да и хлеб... Разве можно было назвать его хлебом? Сколько в нем было муки? В основном же он состоял из разного мусора, бумаги, отбросов. На витрине в музее лежит как раз такой кусочек хлеба, который полагался ленинградцам по тем нормам. Так вот, среди экскурсантов был мальчик лет семи, и наша экскурсовод попросила его подойти к витрине и приложить к этому кусочку свою руку. Он был в точности с его ладошку.
62.
А других продуктов не было. Тем не менее, организм человека должен получать хоть какие-то калории, чтобы жить. Поэтому в ход для приготовления еды у ленинградцев шло всё, что хотя бы теоретически могло быть съедобным.
Лепешки из лебеды с отрубями, пожаренные на машинном масле.
63.
Деталь ткацкого станка, сделанная из пресованной свиной кожи. Из такой можно было приготовить 22 вида блюд.
64.
Столярный клей - жуткий яд. Но его вываривали и готовили из него студень.
65.
Варили брючные кожаные ремни, древесную кору...
На продукты меняли вещи. По объявлениям тех лет можно понять, что люди были совершенно нормальными людьми, со своими пристрастиями и увлечениями. И только блокада изменила их, искорежила. Женщина меняет на еду мужские ботинки, фотоаппарат, которым, возможно, до войны так любил делать снимки ее сын или муж. Где они сейчас, ее мужчины?..
66.
Вы не задумывались, почему в наше время именно ленинградские бабушки и дедушки особенно трепетно относятся к животным, подкармливают голубей, собачек и кошек? А они сами знают ответ на этот вопрос. Генетической памятью это не назовешь, но память есть память. И они считают себя благодарными животным, которые помогли выжить в блокаду их родителям да и им самим, когда они были еще детьми. В Ленинграде во время блокады съели всех животных, всех кошек, собак, голубей... Вот запись из дневника десятилетнего мальчика Валеры Сухова, абсолютно нормального мальчика - я видела его довоенную фотографию, но блокада изменяла сознание страшно, очень страшно:
"2/XII 41г. Поймали и убили кошку.
3/XII 41 г. Съели жареную кошку. Очень вкусно".
67.
Самое удивительное, что многие, почти все ленинградские школы даже в самые тяжелые и голодные блокадные дни продолжали работать. Это было нужно, прежде всего, учителям и самим детям. Ведь когда они были все вместе рядом, когда занимались таким мирным делом - учебой, было не так страшно.
68.
69.
Игрушки детей блокады.
70.
71.
А в конце ноября по льду Ладожского озера проложили дорогу. Ту самую дорогу, которую потом назвали Дорогой жизни. Но в военные годы ее никто так не называл. Дорога имела военно-стратегическое значение и официально называлась Ледяной магистралью.
72.
В первое время не было и речи, чтобы эвакуировать по ней жителей Ленинграда, она постоянно обстреливалась фашистами и это было опасно. Да и завозить по ней в город продукты стали не сразу. Тем не менее, именно по Дороге жизни из Ленинграда было эвакуировно около 1 миллиона 200 тысяч мирных граждан, а для пополнения Ленинградского фронта доставлено 450 тысяч военных.
Детские игрушки, поднятые после войны со дна Ладоги. Выжили ли сами детишки?
73.
18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. В невиданно короткий срок была построена железная дорога на участке Поляны - Шлиссельбург. Ее назвали Дорогой победы. Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей.
74.
Жить в городе, конечно, стало легче. Но расслабляться было рано. Артобстрелы ленинградских улиц продолжались. А от них гибли мирные жители, которым казалось, что самое страшное - блокада - уже позади... Такие таблички, как память о том времени, до сих пор можно встретить на некоторых улицах города...
75.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, июнь:
Санкт-Петербург. Зонтики!
Санкт-Петербург. Кафе "Республика кошек". А пошли в Мурчальную?
Санкт-Петербург. Питер на макете!
Санкт-Петербург. В Питер на двухэтажном поезде
Фотообзор: Санкт-Петербург, Финляндия, Швеция, Эстония. Балтийские воды: вид сбоку и изнутри
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
2014 год, апрель:
Фотообзор: Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике
2010 год, август:
Торжественный ужин с капитаном
Шлюзы
Мандроги. Развесистая клюква для иностранцев
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Царское Село. Почувствуйте себя принцем!
Петергоф. Фонтан или не фонтан?
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
2010 год, май:
Кронштадт. История о том, как мы проникли на военный корабль
Кронштадт. Бескозырка белая, в полоску воротник...
Выборжское граффити - искусство
Выборг. Как мы фестивалили на "Майском дереве"
Монрепо. Вот это, я понимаю, - дача!
Выборг. Под сенью средневековья в шведско-финском исполнении
Фотообзор: море, замки и майские деревья
2009 год, декабрь:
Музей шоколада. А вы пробовали Ленина на вкус?
Кунсткамера. В гости к индейцам, монголам и жителям Африки
Мариинский театр. Есть билет на балет
Музей хлеба. Конфетки-бараночки...
Музей Арктики и Антарктики
"Васька" - Васильевский остров
На "Сапсане" из Москвы в Петербург
Фотообзор: Зимой в Санкт-Петербург