Остановка нашего "Солнечного города" в Вытегре оказалась незапланированной. Мы должны были пройти по Волго-Балтийскому каналу мимо нее и выйти в Онежское озеро. Но случился форс-мажор. С утра по радио пришел безрадостный прогноз погоды. На озере разыгрался шторм с высотой волны до 2,2 метра. Это было небезопасно для навигации теплохода, и капитан принял решение - ждать! Конечно, ждать можно было прямо у входа в озеро, но мы решили идти к причалу Вытегры. Там-то мы и простояли до самого вечера.
Команда круиза в этой ситуации не растерялась. Вообще мы планировали остановиться в Вытегре на обратном пути, но они сумели быстренько изменить весь график экскурсий и организовать их прямо в этот день.
Когда-то суда проходили прямо через центр Вытегры.
2.
Нынешняя же трасса канала проходит чуть в стороне, и причал находится на окраине городка. Сразу видно, что сюда не заходят массово суда с иностранными туристами, и никакого рынка у пристани нет.
ыходишь в город и оказываешься среди одноэтажных домиков - сразу и не скажешь, что ты в городе. Правда, вскоре они начинают чередоваться с пятиэтажками.
3.
4.
В одной из них расположился городской краеведческий музей, а рядом с ним лежит межевой камень 18 века.
5.
И "зубоврачебный". Знаете, почему "зубоврачебный"? Экскурсоводы музея весьма долгое время любили спрашивать у экскурсантов, для чего использовался этот камень. Пока вдруг в каком-то журнале к своему изумлению не увидели фотографию: группа врачей рядом с этим камнем, которым они действительно не так давно проводили по Вытегре экскурсию, и подпись, что камень - это первое зубоврачебное кресло. Так и думают до сих пор: пошутили так медики, или это действительно правда? :))
6.
А по-соседству - памятник погибшим в Великую Отечественную войну вытегорам (так называются жители этого города). У него наша экскурсовод задержалась надолго и это было не случайно.
7.
Не надо думать, что Вологодская область была в глубоком тылу: недалеко отсюда, возле села Ошта, что по дороге от Вытегры к Ленинграду, гремели бои с 1941 по 1944 годы. Нападали здесь финны, которым немцы, оказывается, пообещали в случае победы огромный кусок территории вокруг Онежского озера. Ну и, понятно, в случае прорыва они бы получили доступ через систему каналов прямо вглубь страны, к Волге... Поэтому дрались тут советские бойцы отчаянно, и каждый квадратный метр лесов наполнен страшными следами войны. Даже сейчас за 2-3 часа можно легко, например, набрать целое ведро стреляных гильз. Остатки оружия, каски, котелки - все это в здешних вологодских лесах присутствует в большом количестве. А самое страшное - огромное количество так и не погребенных тел. Во время войны похоронных команд просто не было - их бы тоже расстреляли, пока они собирали бы убитых. После же войны почти все деревни так и не были восстановлены, земля просто опустела. Из Вытегры не вернулись с войны более 7 тысяч человек - для сравнения, нынешнее население города - 10 тысяч.
Но хотя в 1944 году враг наконец отступил из онежских краев, ужасы войны на этом не закончились. Финны оставили в лесах многие тысячи мин. И послали их разминировать.. местных девчонок-подростков, которым было всего лет по 16. Выбирали просто. Если у кого-то из девочек кто-нибудь из родственников признавался врагом народа, ее отправляли на разминирование в первых рядах. И ерунда, что она могла и не знать о том, что делали эти самые родственники-враги, ерунда, что 90% этих людей были потом реабилитированы, в то время дети врагов народа считались ненадежными. Именно потому и выбирали их на подобные работы.
Всего 70 часов обучения, и надо было отправляться на разминирование, где на каждом шагу ждала смерть: каждая десятая из этих девочек погибла.
8.
...Наконец мы в центре Вытегры, стоим у громады Сретенского собора.
9.
Хороший повод вспомнить - почему же здесь возник этот город?
10.
Случилось это благодаря стратегической мысли Петра Первого, который сначала основал столицу на Балтике, а потом стал решать, как организовать ее снабжение и сообщение с Центральной Россией. Уже тогда водораздел между впадающей в Онежское озеро рекой Вытегрой и принадлежащей бассейну Волги Ковжей рассматривался как место для будущего канала, первый проект которого появился в 1710 году. Но стройка началась только в 1799 году, и когда в 1810 году Мариинская система (о которой я еще расскажу подробнее) была пущена, настал "золотой век" Вытегры. На проводке грузов можно было относительно неплохо заработать, однако фантазия, куда потратить деньги, у многих местных жителей не шла дальше выпивки, поэтому Вытегра славилсь огромным количеством кабаков. Купцы же развивали торговлю, строили каменные дома, некоторые стоят здесь и сейчас.
11.
12.
Во второй половине 19 века прогресс в деле каналостроения продолжался, проводка судов стала более простым делом, и такое количество людей уже не требовалось. Вытегоры стали отправляться на заработки в большие города, а сам город постепенно начал приходить в упадок...
13.
Перед Сретенским храмом недавно был установлен памятник самому, наверно, известному уроженцу города. Это - Николай Клюев, поэт с печальной судьбой. В своих стихах он рассказывал о непростой жизни крестьянина, поэтому, когда случилась Октябрьская революция, он отнесся к ней позитивно и даже слал томики своих стихов самому Ленину в надежде, что тот их прочитает... Но через несколько лет понял, что с новой властью все стало не лучше, а только хуже. За свои оппозиционные настроения попал в лагеря, а в 1937 был расстрелян...
14.
А совсем рядом стоит памятникам комсомольцам от 1968 года, и где-то в бетоне замуровано послание, которое надлежит вскрыть в будущем, 2018 году.
15.
Мариинская система каналов верой и правдой служила более 150 лет. Шлюзов на ней было очень много, несколько десятков, и каждый поднимал судно совсем ненамного - на метр-полтора. Каждый шлюз назывался именем какого-либо святого. Размеры шлюзов были крохотные, туда помещалась маленькая баржа, а ширина канала была от силы метров пять.
Об этом подробно рассказывается в Морском музее Вытегры.
16.
17.
Макет шлюза №1 Мариинского канала. 1896 год. Длина - 75 метров, ширина - 10 метров, подъем воды - от 1,9 до 3,5 метров.
18.
Макет шлюза №1 Волго-Балта. 1961 год. Длина - 270 метров, ширина - 17,8 метров, подъем воды - 13,1 метров.
19.
Землесос СЗ-630.
20.
Для сравнения, шлюзы Волго-Балтийского водного пути, построенного в 1960-е годы 20 века, и которые мы проходили во время своего круиза, поднимают суда на 10-13 метров, а самый большой шлюз №6 - аж на 17 метров!
21.
Волго-Балт был построен по трассе Мариинской системы, но не вместо нее, а скорее параллельно: где-то старые каналы были затоплены, а где-то просто остались не у дел. Единственный сохранившийся до наших дней шлюз, имени святого Елисея, сохранился прямо в городской черте Вытегры. Мы вместе с экскурсией специально сходили посмотреть на него. Конечно, никаких ворот и деревянных воротов уже давно не сохранилось, только старые деревянные стенки шлюза... Жаль, ведь если бы его восстановить, то это был бы замечательный технический памятник!
22.
23.
24.
25.
Строительство сооружений Волго-Балта было, пожалуй, последним эпизодом, когда город реально был востребован. С тех пор тут не появилось никаких строек, а почти все предприятия позакрывались в 1990-х годах. Антон был в Вытегре десятилетие назад, и единственное, что он заметил новое - это отель с башенкой-маяком.
26.
Как и во многих российских городах, для молодежи здесь нет ни работы, ни перспектив, после учебы люди все чаще остаются в больших городах, и население понемногу стареет... И действительно, гуляя по этим улицам, где лишь ветер разметает песок, а благоустройства и не видно (от корабля к центру мы шли, перепрыгивая огромные лужи), хочется отсюда поскорее уехать. И это летом, а представляю, какая тоска осенью. При этом куда-нибудь устроиться поблизости не получится: железной дороги нет, а до Петербурга - 430 км (10 часов на автобусе - и я не описалась, такие там по качеству дороги, что автобус не может ехать быстрее 40 километров в час). Да и Волго-Балтийский канал, хотя и работает, все с большим трудом конкурирует со стальными магистралями: железнодорожники ведут хитрую тарифную политику и дают скидки на те грузы, что обычно возят по рекам.
Видимо, вытегорская тоска снедала молодежь уже давно, поэтому, глядя на корабли и баржи, многие мечтали бороздить не каналы и озера, а моря и океаны! Иначе чем объяснить, что так много выходцев из Вытегры стали моряками, морскими офицерами и даже адмиралами! Возле пристани всех туристов встречает аллея с портретами 5 адмиралов: немало для такого небольшого города.
27.
И когда на Северном флоте в 1998 году решили списать боевую дизель-электрическую подлодку Б-440 проекта 641, после 27 лет службы под водой и сотен тысяч километров в боевых походах, моряки-вытегоры решили спасти ее, привезти в Вытегру и превратить в музей. Вологодские власти их поддержали.
И вот уже 12 лет красавица-лодка с двумя флагами на борту стоит на причале в сотне метров от пристани, и, конечно, не может не привлечь внимание!
28.
Изначально вход в лодку был через рубку, но для удобства посетителей в носу и корме врезаны две дополнительные двери. Через них, конечно, попадать гораздо удобнее.
29.
Часть лодки превращена в экспозиционные залы.
30.
Карта боевых походов подводной лодки.
31.
Карта наземных боевых действий в Вологодской области во время Великой Отечественной войны.
32.
33.
34.
35.
36.
Но самое интересное - это та часть, которая осталась от реальной боевой лодки, с настоящим оборудованием! Здесь уже лазить гораздо сложнее, так как внутри очень тесно.
37.
38.
Зато сколько всего интересного можно увидеть! Тут и разные каюты - командира, мичманов, кока, врача... Все - очень тесные, гораздо меньше, чем купе в поезде.
Каюта командира подводной лодки.
39.
Кают-компания офицеров, которую при необходимости можно использовать как операционную.
40.
Крохотный камбуз - кухня, где готовились обеды и ужины на 80 человек.
41.
Изучите меню. Икра лососевая, икра осетровая, красное вино. С питанием явно все было ОК.
42.
Рубка гидроакустика, куда шли люди с музыкальным слухом, чтобы уметь улавливать в голосе океана шумы вражеских субмарин.
43.
Рубка штурмана.
44.
Рубка радиометриста.
45.
Гальюн, наконец.
46.
И, конечно торпедные аппараты, которые использовались не только для запуска торпед, но и для спасения в аварийны ситуациях. Их на этой лодке было целых 12.
47.
48.
49.
50.
Кстати, прямо на торпедах моряки еще и спали, ибо в носовом отсеке была более комфортная температура.
51.
52.
Пульт управления торпедной стрельбой - аналоговый компьютер для расчета траектории торпеды.
53.
Дизель-моторы, от которых до сих пор пахнет маслом.
54.
55.
И даже настоящий водолазный костюм со свинцовым грузом на шее... Точнее, несколько.
56.
57.
Одежда, которую подводники надевают под водолазные костюмы.
58.
А вокруг - бесконечные вентили, трубы, провода, еще какие-то коммуникации... Как подводники не запутывались во всем этом, удивительно!
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
И еще масса интересного. Особенно хорошо, что мы смотрели этот музей с экскурсией, поэтому узнали много совершенно не очевидных вещей об эксплуатации подлодок - например, зачем на палубе подлодки находится блестящий металлический круг, куда никогда не наступит ни один подводник...
70.
А еще есть вот такое фото. Нашли нас с Даней? :)
71.
Ну, и напоследок то, что обо всем этом думает Даня. :))
72.
73.
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Вологду и Вологодскую область:
2015 год, декабрь:
Как на нас насияло в Сыктывкаре
Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза. Бизнес на детях
Великий Устюг. Дед Мороз как офисный планктон
Великий Устюг. Что делать в Великом Устюге без Деда Мороза?
Тотьма. #КАЛИФОРНИЯНАША
Семёнково. Парк Древнерусского периода
Вологда. Музей кружева. Чего только не наплетут!
Вологда. Без пяти минут столица России
Вологда. Отель "Aria SPA Hotel". Турция и Египет закрыты. Теперь вы будете отдыхать вот в таких отелях!
Вологда, Вологодская область, Архангельская область, Сыктывкар, Коми. Фотообзор. Отмороженные: 1000-километровый бросок на север с ребенком
2010 год, август:
Теплоход "Петр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Кирилло-Белозерский монастырь. Приозерная обитель
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру