Все путешествия по столице Мальты - это прыжки с парома на паром, словно тут вообще какая-о Венеция. Погуляв по прямым, как стрела, улочкам Ла-Валетты, мы снова были на пристани. Нам нужно было попасть на паром с громким названием – Паром к трем городам.
2.
3.
Но, собственно, где эти три города? Вокруг, сколько хватало глаз, весь берег плотно застроен зданиями самых разных возрастов, и кажется - ты и так в самом что ни на есть городском центре.
4.
5.
Однако, на самом деле все не так. Мальтийцы очень консервативны в отношении административного деления. Давным-давно, когда строительства Валетты еще не было и в планах, на южном берегу Великой бухты появились три города: Биргу, Бормла и Исла. Именно в Биргу прибыли в 1530 году рыцари-госпитальеры и разместились, чтобы быть поближе к морю. Здесь была их главная база и столица, жило руководство ордена и самые искусные ремесленники. За 500 лет эти маленькие городки выросли и давно срослись друг с другом, но по-прежнему остаются как бы сами по себе. Это как если бы в Москве Китай-Город, Пречистенка и Замоскворечье были бы до сих пор отдельными городами.
6.
Понятное дело, что Биргу как самый главный город должен был иметь и самые лучшие укрепления. 16-й век - время, когда начала бурно развиваться артиллерия, и надо было строить реально крепкие стены, чтобы выдержать бомбардировки тяжелыми ядрами. Старое укрепление на мысу, возникшее еще в древнеримские времена, не могло справиться с обороной. И рыцари принялись обустраивать форт Сант-Анджело, свое самое крупное военное укрепление. Именно здесь тогда и была резиденция Великого магистра. Величественное сооружение форта, его суровые неприступные стены сразу бросаются в глаза, когда смотришь на другой берег гавани, словно это режет гладь воды неприступный военный корабль. (Вскоре мы убедимся - эта аналогия не случайна.) Мы прямо подпрыгивали на причале от нетерпения, дожидаясь, когда юркий паромчик возьмет нас на борт и понесет мимо этих древних стен!
7.
...И вот мы на воде, быстро проскакиваем открытую воду и оказываемся в лесу мачт - оба берега узкой бухты между Биргу и Сенглеей настолько плотно заставлены яхтами всех видов и разновидностей, что неясно, как тут вообще можно протиснуться. Некоторые из них - гигантские суперяхты стоимостью в сотни миллионов евро!
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Но вот, наконец, и причал. Мы оставляем в стороне Морской музей Мальты, на который, к сожалению, времени уже нет, и идем к огромным ворота форта. Несколько лет назад здесь провели реставрацию и открыли его для посетителей, так что все радует чистотой и порядком. Но ходить можно далеко не везде. Верхняя часть форта, как и 500 лет назад - резиденция Мальтийского ордена. Причем, самое интересное, это не просто "офис" - это, по сути, отдельное государство! Как и полагается, здесь есть КПП и герб, а вот пограничники, видимо, попрятались.
15.
16.
Мальтийский орден - самое маленькое государство в мире. Вся его территория - лишь эта часть Сен-Анджело и Мальтийский дворец в Риме. Но по своему влиянию эта страна значительно сильнее многих других "карликов", ведь за их спиной - огромная мощь Католической церкви. У ордена есть своя Конституция, правительство, бюджет и дипломатические отношения аж со 107 государствами (есть посол и в России!). Рыцари выпускают свои паспорта, а также печатают валюту и марки. Жаль, конечно, что внутрь не пускают :(
17.
Но зато вся нижняя (и бОльшая!) часть форта - в нашем полном распоряжении. Гуляя по каменным лестницам и любуясь морскими бухтами, воображение строит картины - каково было мальтийцам здесь в 1565 году, когда их маленький остров атаковала вся мощь Османской империи: на сотнях кораблей, с многотысячным войском, с самыми передовыми на тот момент пушками и с не знающими пощады янычарами, с обкуренными гашишем бесстрашными айяларами. Под осадой были все укрепления на острове, но форт Святого Эльма, что в Валетте, в конце концов был сдан, а вот Сент-Анджело выстоял, в течение трех месяцев! Туркам не помогло даже то, что они напрягли своих рабов и заставили перетащить через каменистые склоны с юга острова 80 своих кораблей. В конце концов, потеряв около 30 тысяч человек убитыми и ранеными, турецкая эскадра убралась в Стамбул...
18.
19.
За то, что город Биргу с фортом во главе выдержал все тягости осады, Орден дал ему новое название – Читта Витториоза, или, по-нашему, Победоград. :) Правда, название это не очень прижилось среди мальтийцев, они и по сей день называю город Биргу...
20.
После осады мальтийцы продолжали заботиться о своем главном укреплении. Но золотой век уходил в прошлое... И когда в начале 19 века к его стенам подошли силы Наполеона, амбразуры и бойницы не смогли спасти Орден. Всего три дня потребовалось французам, чтобы взять Мальту. За это Фердинанда Гомпеша, последнего магистра независимой Мальты, многие считают предателем. Впрочем, вернее будет сказать - мальтийцы просто особо не сопротивлялись, так как погрязший в праздности Орден им изрядно поднадоел.
21.
Однако, типа "освободители" французы, как оказалось, тоже не принесли с собой "сладкой жизни". Вскоре после отъезда Наполеона с острова, случилось восстание, и уже самим завоевателям пришлось прятаться в цитаделях и фортах. Стены пригодились, и целых два года французские солдаты удерживали осаду. Но мощи Британской империи им противопоставить было нечего, и в 1800 году над Мальтой взвился британский флаг. А в форте Сент-Анджело открылась база самого выдающегося флота в истории - Королевского военно-морского флота Великобритании. Работала эта база аж до 1979 года, и была одним из главных форпостов британцев в Средиземноморье.
22.
Еще немного видов со стен форта.
23.
24.
25.
26.
27.
40-летию ухода британского флота с Мальты была посвящена большая выставка, которую мы, конечно же, посетили. Здесь рассказывается очень много интересного о том, как жилось офицерам и матросам, какие были тогда традиции. Можно послушать воспоминания моряков, зайти в инсталляции, подобные каютам.
28.
29.
30.
31.
32.
Самое интересное в этой базе - будучи на суше, военные моряки, тем не менее, считались проходящими службу на корабле! В британском флоте существует совершенно официальное понятие "каменный фрегат". То есть, здание или сооружение, принадлежащее флоту и формально имеющие все признаки корабля. Например, как и все прочие корабли флота, форт носил приставку HMS, то есть Her Majesty Ship - судно ее величества. Комнаты назывались каютами, этажи - палубами; здесь был капитан и помощники, кок, судовые вахты... Сначала ему дали имя Эгмонт, а потом переименовали в Сант-Анджело.
А вот это - его рубка!
33.
Во время Второй мировой войны немцы, конечно, не могли оставить без внимания такой корабль, хотя и каменный, и бомбили его изрядно. Но "каменный фрегат" все выдержал! :)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2019 год, апрель-май:
Мальта. Валетта. Почему среди мальтийских рыцарей не было русских?
Мальта. Гозо. Может ли море находиться на острове?
Мальта. Гозо. Виктория. Как мы попали в тюрьму!..
Транспортные маразмы Мальты
Венгрия, Словакия. Комаром, Комарно. Этот венгерский город оказался разрезан на две части. Почему так?
Венгрия. Печ. Как мы пили кофе по скидке из мечети
Венгрия. Мишкольц. Во всём виноват муж!
Венгрия. ТОКай высокого напряжения!
Венгрия. Богач. Где надо жить, чтобы вас кормили чиновники?
Венгрия. Ратка. Винодельня Арвай. Эта женщина просто обязана пить!
Венгрия. Ньиредьхаза. В этом городе колбаса продается даже в аптеке!
Венгрия. Прилетели в Дебрецен. Что там делать?
Венгрия - Словакия - Мальта. Фотообзор: Колбасно-рыцарский вояж, или как мы на себе поставили крест. Мальтийский!
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру