Про национальные корейские маски рассказать изволю. :)
До деревни Хахвэ из городка Андона на рейсовом автобусе ехать около 40 минут. Едва мы выехали за город, как перед нашими глазами предстали огромные яблочные и хурмовые сады. Что касается яблок, то мы уже читали, что провинция Северная Кёнсан, столица которой - как раз Андон, издавна славилась своими яблоками и перцем, но вот хурма... Ее оранжевые плоды висели на ветках с сочными темно-зелеными листьями и, казалось, даже через окно автобуса источали нежно-сладкий аромат. Оказалось, что хурма растет и в самой Хахвэ.
Наш автобус остановился около шлагбаума и выгрузил всех туристов. Здесь, перед въездом в деревню, нам предстояло купить билеты, и только тогда наш путь дальше становился открытым.
От шлагбаума до начала деревни было не меньше километра. Но мы, несмотря на то, что представление в масках уже вот-вот должно было начаться, решили прогуляться пешком. Уж больно красивые открывались вокруг пейзажи.
Хахвэ - деревня очень древняя. И в отличие от многих других в Южной Корее, она не была создана специально, чтобы развлекать туристов своими народными традициями и обычаями. В Хахвэ всегда жили люди, живут они тут и сейчас. Причем с первого взгляда живут действительно так, как в старину - в каменных и глиняных домах под соломенными и черепичными крышами, которые соят за каменными же заборами...
...и возделывают рисовые поля и огороды с луком, кукурузой, капустой и перцем.
Рисовое поле.
Для того же, чтобы местное население не разбежалось в более престижные и благополучные районы страны, южнокорейское правительство ежегодно выделяет деревне нехилые субсидии. В принципе, внешне все тут, если не учитывать нюансов, выглядит точно так же, как в искусственной фольклорной деревне Хангукминсокчон, что под Сувоном, о которой я рассказывала раньше. Но, если, к примеру, вы заглянете в какой-нибудь дом, то будете несказанно удивленны: это только внешне дома выглядят, как старинные, внутри же вы найдете и телевизор, и кондиционер, и душ с горячей водой, и новую мебель - в общем, полностью современное жилище.
Впрочем, есть несколько домов в Хахвэ, где все обстоит действительно так, как во времена династии Чосон. Но в таких домах корейцы уже, как правило, не живут. Они служат либо своеобразными памятниками их быта, либо их сдают туристам, как ёгваны на ночь.
Название Хахвэ переводится, как "Река, огибающая деревню". Она действительно стоит на низком берегу в излучине реки под названием Нактонган. Река не сказать, что широкая, но в брод не перейдешь. К противоположному крутому скалистому и очень красивому берегу всех желающих возят на небольших весельных лодках. Но корейцы - есть корейцы. Даже тут этих желающих образовалось столько, что нам, дабы приобщиться к катанию, пришлось бы ждать своей очереди не меньше получаса. Мы ждать не стали.
Зато уже на подходе к деревне мы услышали барабанный бой. Начиналось представление в масках.
Это представление - самое главное, чем славится Хахвэ, ибо маски, в которых играют актеры, - одни из самых древних в культуре Кореи. Зародилось это действо еще в 11 веке, но тогда носило исключительно обрядный характер. Проводилось оно один раз в три, пять, а иногда и десять лет, то есть, когда считалось нужно, начиналось в первый день нового года по Лунному календарю и заканчивалось в тот же день в полночь.
Сейчас все маски хахвэ (называются они, конечно, точно так же, как и деревня) в основном человеческие. А представление проводится под музыку традиционного корейского квартета. Так что, те барабаны, которые мы слышали на подходе к деревне, - лишь его часть. Вообще же, квартет состоит из большого барабана, длинного барабана, большого гонга и небольшого гонга (именно так музыкальные инструменты называются в переводе с корейского). Товарищи, которые на них играют, одеты в удлиненные белые рубахи и стоят в глубине круглой сцены под открытым небом. А перед ними разворачивается спектакль.
Когда мы подошли, действо уже началось. Вокруг сцены на траве и расстеленных покрывалах плотным кольцом сидела огромная толпа зрителей.
Но нам удалось протиснуться поближе и занять привелигированные места среди каких-то фотографов.
Как выяснилось, фестиваль масок благополучно закончился еще утром, а сейчас разыгрывалось вполне традиционное корейское представление - как раз то, которое нам и хотелось посмотреть.
Если честно, то сюжет, видя его в первый раз, понять сложно. На сцену поочередно выходят артисты, в основном наряженные примерно в такие же белые рубахи, как и музыканты. Маски полностью скрывают их лица. Они деревянные и у каждой свое выражение.
Как мы потом прочитали, перед зрителями разыгрывается сатирическое повествование, главные герои которого - высокомерный аристократ, педантичный ученый, развратный монах, глупый слуга и грубый мясник. Но перед нами выступало гораздо больше артистов.
Вот, например, дэушка вышла. :)
Или вот!
Конечно, все идет на корейском языке. Но, в принципе, игра так завораживает, что постепенно перестаешь это замечать.
Например, мне особенно запомнилась "бабуля" с прялкой.
Она вынесла прялку на середину сцены, уселась за нее в лаптях, маленько попряла, потом спела, потом станцевала, похромала вокруг нее, а затем взяла глубокую миску, вышла с ней к зрителям и стала всем жаловаться на жизнь. Без слов стало ясно, чего добивается бабуля! Зал хохотал, но вскоре миска наполнилась шуршащими бумажками - бабуля заработала не меньше 300 тысяч вон.
Представление длится около часа. В самом конце артисты выходят на сцену все вместе и... снимают маски. И вот тут-то и происходит самое интересное. Все они, не зависимо от пола и возраста своих героев, оказываются мужчинами!!! Причем вполне почтенного возраста! По крайней мере, как показалось нам, ни одного артиста моложе 50 лет на сцене не было.
В целом, хочу добавить, что маски-шоу все-таки на любителя. Я была в восторге, но Антон к концу представления начал уже позевывать, списав все на то, что музыка не в его стиле. Она действительно специфическая.
Таких кукол можно купить тут же после представления.
Потом мы еще немного прогулялись по деревне и нашли небольшой музейчик с фотографиями королевы Великобритании Елизаветы Второй. В 1999 году она приезжала в Андон и решили почтить визитом заодно и Хахвэ. О, как же ее тут встречали!!! Какие банкеты закатывали! Правда, так совпало, что именно в тот день у нее случился день рождения - королеве стукнуло 73 года. Но не уверена, что банкеты связаны только с ним, и, будь это обычный день, королеву оставили бы без обеда!
Под конец мы обнаружили еще одну весьма забавную выставку. Так сказать, эротического искусства. Из всяких сучков, коряг и палок умельцы нашей с вами современности, соорудили ну... вы сами понимаете, что. Особенно меня потряс краник в виде этого самого достоинства...
...да и другие "скульптуры" были вполне "ничего". Правда, даже фотографировать их было как-то экстремально. Это - одна из самых приличных!
А вообще, выставка располагалась под открытым небом, экспонаты можно было купить, и внешне все это больше напоминало не выставку, а распродажу садовой скульптуры, подобно тем, которые проводятся у нас по весне вдоль почти всех шоссе, ведущих в Подмосковье. Не знаю, ставят ли у себя в садах корейцы эту красоту - за все наше путешествие живьем такое мы не встретили ни разу.
------------------------------------------------------------------------
Другие мои рассказы из путешествия по Южной Кореи:
Сокчо. Национальный парк "Сораксан"
Сокчо. Паром в деревню Стариков
Сокчо. Рынок морепродуктов
Демилитаризованная зона: Где кореец корейцу враг!
Корейские автобусы
Про корейцев
Корейская кухня: вкуснота - залог здоровья
Сувон. Корейские пытки
Сеульский аквариум
Сеульское метро
Москва-Сеул: Как мы на А-340 летали
Фотообзор: В стране утренней свежести