Познакомиться с железными дорогами Италии нам удалось буквально в первый же день путешествия. Из Бергамо в Милан мы отправились как раз на поезде. Еще до поездки от многих моих друзья, побывавших в Италии, я слышала хвалебные отзывы в адрес местных железных дорог. В принципе, теперь, проехав по ним почти весь итальянский север, я могу присоединиться к этому мнению. Даже скажу больше: попробовав прокатиться по железной дороге всего один раз, мы так подсели на это дело, что стали ездить только на поездах, полностью игнорируя автобусы. А возвращаясь в Москву из аэропорта "Домодедово" на родимом Экспрессе, долго не могли понять, что же такое случилось с нашей железной дорогой - с поездами ли, с рельсами ли - почему мы едем так медленно, почему так тресет и почему, в конце концов, так шумно?
Если вам кто-то будет рассказывать, что итальянские поезда опаздывают, не верьте. Это, конечно, иногда случается, но так редко, что, скорее, будет исключением, а не правилом. За все путешествие по Италии мы совершили 16 железнодорожных переездов. Из них только дважды поезд опоздал: оба раза на пять минут, и об этом сразу вывесили информацию на табло.
Поезда в Италии - своего рода, гордость страны. Если вам нужно быстро добраться из одного города в другой - это реально самый удобный способ. Во-первых, потому что буквально вся страна покрыта плотной сетью железных дорог, и редко в каком городе нет железнодорожного сообщения. Даже, если вы едете в какое-то захолустье, куда нет прямых поездов, обязательно найдутся те, что довезут вас с пересадками. Для удобства на каждой станции имеется автоматическая система продажи билетов, которая рассчитывает ваш маршрут с учетом минимальной траты времени на эти самые пересадки.
А, во-вторых, средняя скорость движения большинства итальянских поездов не много, не мало - 110 километров в час, при том максимальная, с которой ехали мы, - 165 километров в час, судя по данным с нашего GPS-навигатора.
Правда, с непривычки можно легко запутаться в разновидностях поездов, ибо их в Италии целых 13. Хотя это, если считать вместе с самыми экзотическими вариантами, типа гибрида электрички с автобусом и некоторых других.
Самый крутой из всех, пожалуй, "EuroStar Alta Velocita", или, как мы его стали называть, "Красный Евростар" за цвет, которым он был указан во всех расписаниях. Его вы можете видеть на самой первой фотографии. Это самый дорогой поезд, ибо он же самый кофортабельный. Даже мордально он самый мощный и современный - с заостренной такой физиономией цвета металлик. Перед входом на платформу, где на него идет посадка, всегда ставят стол со специальной информацией, дабы пассажиры ничего не перепутали и не уехали, куда не следует.
В общем, это типичный вариант для буржуев, хотя и мы, признаться, тоже пару раз на нем прокатились.
Вообще, разновидностей "ЕвроСтаров" в Италии целых четыре штуки. Но все они мало чем отличаются друг от друга за исключением внешнего вида электровоза. Заостренная морда только у красного "ЕвроСтара", у всех остальных - морды вполне обычные. Как, например, у этого!
Внутри вагонов сиденья, точнее, мягкие кресла, расположены точно так же, как в наших электричках - напротив друг друга, только по два в каждом ряду. А межде ними находятся столики.
Следующими по рангу идут поезда "ЕвроСити" и "ИнтерСити". Но они тоже выглядят примерно так же.
"Espresso" - эти поезда уже ближе по духу к нашим электричкам. Правда, именно они обычно двухэтажные. Ездить на таких довольно-таки интересно, ибо со второго этажа окрестности обозревать гораздо приятней.
Ну, и, наконец "Regionale" - типично наша электричка. Ими мы пользовались чаще всего, стоит она дешевле всех прочих.
Но сие вовсе не значит, что "Regionale" - поезд отстойный. По уровню это будет что-то вроде наших российских "Экспрессов" повышенной комфортности.
И хотя внешне они не всегда выглядят ультрасовременно. Иногда это бывают даже вот такие "шедевры".
Или вот еще вариант. Обратите внимание на то, как открываются двери.
Тем не менее, внутри вагонов мягкие кресла. Правда, в отличие от дорогих итальянских поездов они там поуже и между ними нет столиков.
Хотя, если вы, например, купите билет в первый класс, то кресла там будут вполне широкие.
Конечно, цены на все эти поезда различаются в разы. Но, что самое интересное, идут они все практически с одной скоростью. То есть, если вы купили билет на дорогой поезд, это вовсе не значит, что приедете вы быстрее. Разве только совсем чуть-чуть. Например, "EuroStar" из Вероны в Венецию идет всего лишь на 20 минут меньше обычного "Regionale".
Впрочем, желающие сэкономить вполне могут это сделать. Как я уже говорила, практически на всех станциях установленны автоматические кассы по продаже билетов. Если вы покупаете билеты через них, то продадут их вам с небольшой наценкой. Мало того, касса расчитана именно на удобство стыковок, если вы едете с пересадками. И система не будет учитывать самые дешевые варианты, а предложит вам именно те, в которых ждать поезда на промежуточных станциях придется меньше всего. Так что, если у вас есть желание сэкономить, то лучше покупать билеты в обычных кассах с живыми кассирами. Правда, очереди в них обычно немеренные и стоять приходится не меньше получаса.
Затем билет нужно прокомпостировать. Делается это в специальных компостерах тут же на станции. Правда, говорят, что они не всегда работают (хотя мы этого не встречали). В таком случае, как было написано в нашем путеводителе, лучше сразу сказать об этом проводнику поезда, иначе с вас сдерут штраф, ибо прокомпостированный билет действителен в течение нескольких часов, а не прокомпостированный - ровно месяц.
Во всех дорогих поездах билеты проверяют практически всегда. Был только единственный раз, когда мы ехали на "ЕвроСтаре" из Болоньи во Флоренцию, и нас миновала сия участь. За безбилетный проезд и за проезд по непрокомпостированному билету штраф восемь евро. Правда, как штраф это не обставляется. Скорее, это выглядит, как покупка билета в поезде. По вагону идут контролеры с ручным аппаратом по продаже билетов. Вам тут же расчитывают стоимость (причем, что интересно, не от пункта вашей посадки, а от того места, где контролеры вас застукали), делают восьми евровую наценку и спокойно вручают билет. Эту же наценку с вас возьмут, если вы купили билет в дешевый поезд и пытаетесь ехать по нему в дорогом. У нас такое однажды случилось - на дешевый мы умудрились банально опоздать. Но контролеры пришли уже в конце нашей поездки, поэтому билет получился даже дешевле, чем, если бы мы купили его в кассе.
А вот, в поездах "Regionale" билеты у нас не проверяли ни разу. Но я ни в коем случае не призываю вас ездить в них "зайцем", ибо раз на раз не приходится.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из зимнего путешествия по Италии и Германии:
Бергамо. В предгорье Альп у святого Алессандро
Музей Берлинской стены
Берлинское метро и прочий транспорт столицы Германии
Фотообзор: Итальянские каникулы