Подходящий нам поезд отправлялся из Хельсинки в 22.23 и прибывал в Тампере в 0.45. Мы приехали на вокзал, и тут у нас неожиданно возникла проблема: мы не смогли купить билеты. Дело в том, что кассы на хельсинском железнодорожном вокзале работали только днем, сейчас же был уже поздний вечер, и они все были кардинально закрыты. Но об этой фишке, распространенной практически во всех странах Европы, мы знали.
На такой случай у нас были припасены пластиковые карты, ведь автоматы по продаже билетов работали круглосуточно. И вот как раз здесь нас и ждала засада. Оказалось, что в Хельсинки (и, похоже, что не только в нем, а и во всех других финских городах) в этих автоматах обычные пластиковые карты не принимались. Для покупки билета нужны были карточки с чипом. А так как никаких чипов на наших картах не было, то обе они (Visa, между прочим) благополучно пролетели. Но отмечу, что такая проблема коснулась нас не только на железнодрожном вокзале, но и, например, тогда, когда мы попытались в автомате купить билеты на городской хельсинский транспорт. Во всех же прочих местах: в отелях, в кафе, в магазинах - мы расплачивались Visa совершенно спокойно и никаких проблем не было.
Ну, а в тот момент у нас было только два выхода: либо садиться в поезд без билета и оплачивать в вагоне штраф, либо просить какого-нибудь владельца правильной карточки купить нам билеты через автомат и расплатиться потом с ним наличными. Мы выбрали второй вариант. С третьей попытки Антон договорился с каким-то финским парнем, который покупал себе билет в пригород Хельсинки. Тот сначала не совсем понял, что нам от него надо, но потом сообразил и сделал все, что у него просили.
От Хельсинки до Тампере было 187 километров, и наш поезд прошел их за два часа 20 минут. Но этот поезд, несмотря на то, что он ехал в Рованиеми, до коего было еще 700 километров, был весьма тормознутый. Когда на следующий день мы возвращались обратно в Хельсинки, обычный Интер-Сити проделал этот же путь всего за час сорок. В принципе же, железные дороги и поезда в Финляндии, как нам показалось, мало чем отличались от прочих европейских. Ходили они быстро, внутри были весьма комфортными и теплыми, и никаких особых претензий у нас к ним не возникало (наш въезд в Финляндию и покупку билетов в Хельсинки в учет не берем). Правда, нас удивили несколько новшеств, обнаруженных в поезде. Возможно, конечно, что это были вовсе и не новшества, но ни в Италии, ни в Германии, ни в Литве, по которым мы путешествовали в последние годы, мы ничего подобного в поездах не встречали. Я говорю о специализированных комнатах-купе. Так, в каждом вагоне было, например, по одному купе для курения и по два - для разговоров по мобильным телефонам. И туда, и туда мог прийти любой пассажир и совершить эти действа, никому не мешая. А еще в поезде имелись специальные детские вагоны. В них малыши могли почитать книжки, поиграть на отгороженной для этого территории и даже покататься с горки.
Двухэтажный поезд Хельсинки-Тампере-Хельсинки.
...
В Тампере мы заселились в отель "Holiday Inn", а на утро отправились осматривать город.
Осмотреть мы хотели много чего, но из-за того, что в маршрут из-за позавчерашнего железнодорожного форс-мажора нам пришлось вносить изменения, программу по Тампере предстояло сократить. И мы выбрали наиболее интересные места для нас обоих: плотину на речке Тамперкоски, фабрику Финлейсона, кафедральный собор Иоанна Богослова, музей Ленина и музей "Долина Муми-троллей". А свой рассказ я начну, пожалуй, с
плотины.
Считается, что Тампере обязан своим существованием водной стихии. На протекающей через город реке Тамперкоски всегда были пороги, сама же река связывала и до сих пор связывает два озера - Нясиярви и Пюхяярви.
Мост через Тамперкоски.
Одна из фигур на мосту.
И вот, рядом с этими самыми порогами и возникло сначала поселение, а затем и город, так как здесь был очень удобный перевалочный пункт для торговли - озера имели важное транспортное значение, но из-за перепада высот товары из одного в другое приходилось перетаскивать вручную. Позже силу текущей воды на порогах стали использовать для помола зерна, а потом - для красильной мануфактуры и бумажного дела.
Именно так в Тампере появилась первая бумагопрядильная фабрика, которую построил выходец из Глазго Джеймс Финлейсон, и именно на ней зажглась первая в Северных странах электрическая лампочка.
Вот эта фабрика.
Город же с тех пор заимел имидж промышленного центра и, несмотря на то, что многие фабрики здесь уже давно не работают и перешли в разряд достопримечательностей, и сейчас украшен высокими краснокирпичными фабричными трубами - символами Тампере.
Главная площадь Тампере.
Труба рядом с плотиной.
Кстати, многие из этих труб вовсе не старинные, никогда не были в рабочем состоянии, и из них не валил дым. Построили их совсем недавно, "растут" они не с крыш зданий, а прямо с земли и лишь для того, чтобы подчеркнуть промышленное прошлое города. Одна такая труба находилась даже рядом с нашим отелем. Признаться, сначала их огромное количество нас немного удивило, все-таки, как бы там не было, но трубы до сих пор у нас ассоциируются с работающими предприятиями и жуткой экологией. Но, стоило нам прочитать об истории Тампере, как все встало на свои места, и трубы удручать перестали.
А это "старинное фабричное" здание рядом с нашим отелем.
Впрочем, действующие фабрики по производству текстиля в Тампере тоже есть. И одна такая вовсю дымила неподалеку от главной городской площади. Правда, в нашем путеводителе значилось, что примерно в том же месте находился центр прикладного искусства и ремесел, и, возможно, это он так активно отравлял окружающую среду.
Что же касается первой фабрики Финлейсона, то она сохранилась вместе с рабочим кварталом вокруг, и там сейчас находится пассаж и куча разных музеев, начиная от музеев текстильной промышленности и паровых машин, использовавшихся когда-то на фабрике, и заканчивая музеями СМИ и шпионажа.
...
...
Ну, а пороги на Тамперкоски теперь являют собой живописнейшую плотину.
...
Мы прогулялись до нее по набережной реки, а затем поднялись наверх и обозрели с нее окрестности - мост, фабрику и несколько фабричных зданий, в которых сейчас располагались всякие тематические офисы и жилые квартиры.
Вообще, Тампере нам понравился, и мы очень пожалели, что нам не хватило времени погулять по нему подольше. Отдаленно этот город напомнил мне польский Торунь - своими красно-кирпичными зданиями, фонтанами и отсутствием уличной суеты.
...
Он показался нам зеленым и уютным, хотя подобного, конечно, я не могу сказать обо всем Тампере - к сожалению, мы успели побывать только в его центре.
...
...
Напоследок мы посетили местный
кафедральный собор, который поначалу, в 1907 году был построен, как церковь Йоганнеса. Но эта церковь так приглянулась епископу, что, когда он переехал сюда в 1923 году, то она сразу стала кафедральным собором Тапере. А приглядываться было чему! Собор был построен в готическом стиле с многочисленными башнями и выглядит очень величественно.
...
Но самое интересное, что в нем есть, это даже не внешний вид, а его, если можно так выразиться, интерьер. Спроектировал его известный финский художник Хуго Симберг. И первое, что удивляет, когда входишь в собор, это разный уровень его потолков: высоченные в центре и низкие, со сводами, словно в пещере, - по периметру.
Что же касается росписей, то многие их вообще считают спорными. Нам же они показались необычными, но интересными. Так, по краю хоров художник изобразил фреску, где двенадцать мальчиков несут гирлянду из роз - символ своего жизненного пути.
Мальчики, которые, в свою очередь, символизируют двенадцать апостолов, изображены в разных позах: один рассматривает свои исколотые шипами ладони, другой придерживает гирлянду и одновременно тянется за камнем, третий несет ее у пояса, четвертый присел, чтобы отдохнуть... При этом все мальчики обнажены, и все их части тела, включая самые интимные, прорисованы довольно-таки четко.
...
Под куполом Хуго Симберг изобразил змею. Змея олицетворяет собой грех или человеческое сердце, грешное с рождения. Она окружена кольцом из бесчисленных маленьких крыльев, которые представляют собой защиту ангелов, под которой находится душа.
Еще одна фреска Хуго Симберга тоже весьма странная. На ней изображен Сад смерти. Там скелеты ухаживают за растениями, поливают их из леечек, нежно поглаживают лепестки.
Честно говоря, это все выглядит жутковато. Но оказалось, что данная тема - вообще, одна из любимых у художника. Третья его фреска тоже необычна. На ней угрюмые мальчики несут на носилках ангела. На его крыльях видна кровь, а на лицах мальчиков что-то сродни раскаянию.
А вот фреску над алтарем писал другой художник - Магнус Энкелль. Но и она вполне вписалась в общий антураж. Люди в разных одеяниях, в том числе и совсем без оных, и с разными лицами идут на... небеса. Но если приглядеться, то среди толпы можно увидеть и молодого мужчину с девушкой - Адама и Еву, и мать с ребенком на руках - деву Марию с Иисусом.
А это - орган.
Остается только добавить, что собор строился в сложное для Финляндии время, когда она еще входила в состав Российской Империи и очень жаждала своей независимости. Поэтому некоторые вещи, которые здесь есть, имеют некий налет самобытности. Пример тому - скамейки, на которых сидят верующие во время служб. Изображения на их торцах в виде цветов и растений свойственно именно для области Тампере.
...
Вот, пожалуй, и все. На этом осмотр Тампере нам пришлось заканчивать (о музеях я вам расскажу в следующий раз). В тот же день в пять часов вечера из Хельсинки отправлялся наш паром в Стокгольм. До Хельсинки же еще нам предстояло добраться.
В Тампере мы жили в отеле
"Holiday Inn".
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний