Дорогие друзья и читатели этого блога, с этой заметки я начинаю цикл публикаций о нашем путешествии по Чечне. Я уверена, что к большинству из вас мои слова относить не надо, но, на всякий случай, хочу предупредить в особенности тех, кто зашел сюда случайно и нашел, по его мнению, отличную площадку для собственных резких и агрессивных националистических высказываний. Любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан.
Надеюсь на понимание.
Наши чеченские приключения начались уже в поезде по дороге в Грозный. В Минеральные Воды, где мы в него должны были сесть, он прибывал в одиннадцать часов вечера и стоял сорок минут. На посадку мы не спешили. Спокойно дошли до вагона, спокойно показали проводнице южной наружности наши билеты, купленные в Москве еще за месяц до путешествия.
- Ой, а вы один? - неожиданно выдала проводница, глядя в упор то на меня, то на Антона. - Нет, вас два! - закончила она свою замечательную фразу. А потом продолжила: Как же быть? У нас только одно свободное место в вагоне.
С этими словами она забрала наши билеты и велела идти за ней.
- Вот ваше купе, - сказала она, когда мы пришли. - Нижнее место свободно.
На верхнем же месте, тоже нашем, на застеленной бельем полке возлежал какой-то парень. Он не спал, но лежал уверенно и прочно. Проводница глянула на него и повернулась к нам.
- Ребят, у нас тут были такие сильные пертурбации. Может, вы посидите до Моздока? Это не долго. А в Моздоке пассажиры выходят, и места освободятся.
- А сколько до Моздока? - спросили мы.
- Недолго. Щас будет Прохладный, а потом Моздок.
Ради интереса, я пошла взглянуть на расписание. До Моздока было совсем "недолго" - всего-то четыре часа, поезд прибывал туда в три ночи! Нормальненько так! Билеты по цене 1570 рублей за штуку в купейный вагон и "посидите четыре часа до Моздока"! Нееее!
Когда проводница снова появилась в вагоне с нашими билетами в руках, мы заявили ей строгим голосом, что сидеть точно не будем, хотим спать и пусть она быстро решает вопрос. Как вариант, я предложила ей забрать парня с нашего места к ней в купе. Но на это она ответила, что и там все занято. В общем, с ней все было понятно. Если в большинстве российских регионов такой приработок проводниц уже либо ушел, либо уходит в прошлое, то в кавказском поезде он до сих пор цвел пышным цветом. Безбилетные пассажиры дают проводнику "на лапу" и тот селит их в свободные или в свое собственное купе. А тут, видимо, нашей проводнице дали "на лапу" сразу много безбилетных пассажиров. И случился этакий овер-буккинг. :)
Впрочем, надо сказать, что проводница здорово испугалась, поняв, что не пустив нас на наши места, есть шанс, что дело может запахнуть керосином. Вдруг пойдем жаловаться начальнику поезда или какому-нибудь жд-начальству в Москве? Она походила где-то с полчаса по вагону с озабоченным видом, а потом постучала в полку, где лежал на нашем месте парень, и протянула:
- Руслан, давай спускайся.
В общем, до Моздока сидел Руслан, а мы уже спокойно доехали до самого Грозного.
...И вот, перрон Грозного. Нас встречал Мансур - друг Дени. Дени - друг Антона - попросил Мансура позаботиться о нас, пока мы будем путешествовать по Чечне, и он со всем своим кавказским гостеприимством взялся за дело. Сначала он повез нас в гостиницу, в которой мы решили остановиться, а так как случилось Первое мая, центр города перекрыли для транспорта, и пока Мансур его объезжал, выискивая лазейки, провел нам небольшую экскурсию.
Остановиться мы решили в недорогой гостиничке "Грозный" неподалеку от популярного рынка "Беркат".
2.
Это было вполне себе приличное пятиэтажное здание с большинством номеров, недавно пережившими ремонт. За 1800 рублей в сутки нам достался как раз один из таких. Единственным минусом этого номера были его небольшие размеры, а все остальное вполне соответствовало гостинице средней руки, включая душ с горячей водой в номере, телевизор, несколько розеток и неплохой вид из окна. Учитывая, что в гостинице мы сидеть не планировали совершенно, а думали возвращаться сюда только на ночь, все это нас вполне удовлетворило. Впрочем, чтобы закончить тему грозненских отелей, скажу, что сейчас их здесь отстроили уже немало. Самый шикарный - это, пожалуй, пятизвездный отель в небоскребе "Грозный-Сити", расположенный на противоположном от мечети "Сердце Чечни" берегу реки Сунжи. На это самом последнем, тридцать втором этаже, находится кафе, откуда открываются умопомрачительные виды на город, мы туда поднимались и делали снимки (но об этом в следующем посте). Проживание в таком отеле стоит 5000 рублей в сутки в одноместном и 7000 рублей в двухместном номере.
На фото он самый темненький из небоскребов, в центре.
3.
Но есть и гостиницы попроще. Так что, на улице точно не останетесь.
Кстати, как вы понимаете, особого наплыва туристов в Чечню нынче нет. Вкладываться в бизнес представители других регионов здесь тоже не торопятся. Тем не менее, отели строят, реставрируют старые, и я бы не сказала, что они пустуют. Например, на те же майские праздники наша гостиница была заполнена под завязку. Однажды утром нам даже не хватило мест, чтобы позавтракать в ее весьма просторном ресторане. А все дело в том, что в Грозном сейчас стало проводиться немало разных мероприятий. Например, мы попали как раз под какой-то местный симпозиум и некий межрегиональный шахматный турнир, на который все и приехали. Что же касается туризма, то в Грозном существует только одна фирма, которая занимается экскурсионным обслуживанием в Чечне. Цены в этой фирме умеренные. Например, взять машину с водителем-гидом и съездить на целый день в Аргунское ущелье стоит 4000 рублей, в то время как таксисты туда возят примерно за 3000-3500 рублей. Тем не менее, даже если сравнить количество туристов сейчас с тем их количеством, которое было еще пару лет назад, то оно все-таки возросло в полтора-два раза. И хотя мы за наши три дня путешествия так и не встретили ни одного туриста, народ, как мне кажется, все-таки потихоньку начинает понимать, что в Чечне сейчас безопасно и пробует осваивать этот регион.
А тут действительно безопасно. По крайней мере, мы убедились в том, что намного безопаснее, чем в той же нашей Москве. Другое дело, что старые стереотипы в отношении Чечни у нас пока еще никуда не делись, и у многих она по-прежнему ассоциируется с самым страшным регионом.
Как я уже говорила, мы попали в Грозный на первомайские праздники. Как и в любом другом городе нашей страны, здесь их тоже отмечали. Насчет субботников не скажу, мы их не застали, они прошли накануне, но говорят, что по распоряжению чеченского президента Рамзана Кадырова, выходило на них практически все трудоспособное население.
4.
Но сейчас я хочу о другом. Так сложилось, что Грозный мы осматривали как раз во время массовых гуляний. Так вот, не было ни одной площадки этих гуляний, не огороженных для безопасности. На входе туда стояли стражи порядка, и пусть рамок металлоискателей здесь не было вообще, сумки проверяли у всех поголовно. Причем, что интересно, у мужчин - мужчины, а у девушек - девушки. Все очень вежливо, тактично, корректно, но строго и так, что ни одна мышь не проскочит!
5.
Таких площадок первого мая в Грозном было порядка десяти, мы сами побывали на двух. Правда, то, что вторая площадка - это тоже площадка с гуляньями, мы поняли не сразу, ибо народа на ней было не больше трех десятков. Однако оцепление там все равно было, и сумки у всех, в том числе, и у нас, тоже проверили.
Не менее мощный контроль мы встретили, когда из Грозного отправились путешествовать по республике. Мы ездили в Аргунское ущелье, в село Хаджи-Эвла (это дорога на Ведено), в Урус-Мартан и потом в Назрань. Так вот, на всех этих направлениях, и я уверена, что на остальных тоже, нам регулярно попадались КПП. Причем, КПП не для галочки, а работающие. На каждом из них машину (если это не была маршрутка) останавливали и у пассажиров проверяли паспорта. У нас тоже. Регулярно!
6.
Вообще, работа в полиции в Чечне считается весьма престижной и одной из самых высокооплачиваемых. Например, если чиновник среднего звена здесь зарабатывает около 15-20 тысяч, то полицейские - 50-60 тысяч. А это, по местному уровню жизни, очень неплохо. Правда, работа в госорганах в Чечне все-таки отличается от такой же работы в других регионах. Как не вертите, но зачистки в горных районах случаются до сих пор. За это и идет доплата.
Пока мы путешествовали по Чечне, нам очень многие жаловались на безработицу. Процент безработицы назывался разный: от 40 до 80. Потом, уже дома покопавшись в интернете, я нашла, что регистрируемая безработица в Чечне, то есть, сюда можно отнести только тех, кто состоит на биржах труда, составляет 25 процентов. Надо ли говорить, что на биржу труда идут единицы? Кстати, это относится и к мужчинам, и к женщинам. В Чечне нет такого правила, чтобы работали только мужчины, а женщины занимались домашним хозяйством. Как нам рассказала одна из женщин - Хеди, с которой мы познакомились в Хаджи-Эвла, "вся проблема в отсутствии рабочих мест: если бы они были, то и мужчины, и женщины шли бы работать".
В общем, работы нет, так как производств тоже практически нет. А на ту работу, которая есть, устроиться с улицы, по мнению многих, очень сложно. Ведь, по кавказским обычаям, все сначала тянут туда своих друзей, знакомых, родственников, включая даже самых дальних. Предпочитают брать не хорошего специалиста, а своего. Так сложилось исторически. Вот, и получается, что многие из Чечни банально уезжают: в Москву, в Питер, в другие богатые российские регионы, наконец, даже в Бельгию. Теперь даже есть прямой автобус Брюссель - Грозный, который ходит два раза в неделю. Встречалось мне в сети расписания таких же автобусов и в другие еврепейские города: в Киев, в Вену, в Бонн, в Париж, в Берлин...
В Аргунское ущелье нас возил дальний родственник Мансура - Заур. Молодой парень, сильный, умный, работящий. Сейчас он подрабатывает в Грозном таксистом на собственной машине. Такса по городу - 100 рублей не зависимо от того, куда вам надо. В день от силы набегает пара тысяч. Такая работа Зауру не нравится, он способен на большее и знает это. Три года он прожил в Брюсселе, строил железную дорогу. Рассказывал нам, что чеченцев вместе с ним работало очень много. Но он сам не только трудился, он еще и путешествовал, его тамошняя зарплата позволяла не только отправлять большую часть денег домой, но и объехать целую кучу европейских стран. А потом у мамы случился инфаркт и Зауру - самому младшему сыну в семье - пришлось вернуться, чтобы заботиться о матери.
Заур и Антон в одной из родовых башен в Аргунском ущелье.
7.
Вот такие дела.
Так что, в целом, Чечня нам не показалась таким уж богатым регионом ни по рассказам людей, ни по тому, что мы увидели сами. Ведь, наверное, о богатстве жителей визуально и с первого взгляда можно судить хотя бы по тем автомобилям, которые бегают по улицам городов и весей. Так вот, по Грозному бегают в основном наши последние "Лады", а по селам и поселкам - те же "Лады", но более древние. Иномарок немного, а те, что есть, далеко не из самых дорогих и новых.
Автостоянка у рынка "Беркат" в Грозном.
8.
Хотя, конечно, в Грозном лишь на самых-самых затрапезных окраинах еще остались не отреставрированные после двух войн дома со следами на фасадах от изрешетивших их пуль. А так, все здания здесь, как с картинки - новые, красивые, нарядные... И не скажешь, что безработица, и что народ не катается, словно сыр в масле.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Простенькая жилая пятиэтажка в районе рынка "Беркат".
15.
Вообще же, как, наверное, везде в нашей стране, многие тут тоже говорят о коррупции. И хотя к своему президенту Рамзану Кадырову показательно относятся более, чем благосклонно, и о нем, и о нашем "горячо любимом" ВВП здесь существуют разные мнения. Правда, услышать их, порой, бывает очень сложно. Люди не любят говорить о политике, а часто просто боятся.
В Грозном мы ни раз встречали надписи на фасадах зданий, на газонах и в разных других местах: "Рамзан, спасибо за Грозный!"
16.
Так же на фасадах повсюду множество плакатов: Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров и Владимир Путин. Либо три сразу, либо два в любой из комбинаций, либо кто-нибудь один.
17.
18.
19.
20.
В городе есть проспект А. Кадырова, музей А. Кадырова...
21.
Площадь А. Кадырова, библиотека А. Кадырова и т.д. и т.п.
22.
Ахмат Кадыров - первый президент Чеченской республики и отец нынешнего президента Рамзана Кадырова - был убил 9 мая 2004 года во время теракта на стадионе в Грозном. С тех пор здесь развился его культ личности. В общем-то, наверное, во многом благодаря Рамзану, который поклялся продолжать дело отца. Но с другой стороны, и Ахмата и Рамзана есть, за что благодарить искренне. Их политика и взаимодействие с правительством России (давайте назовем это так) послужили прекращению войны. А это, согласитесь, при прочих равных - самое главное! Народ устал воевать, ведь буквально в каждой семье за время двух войн не обошлось без потерь. Теперь все хотят мира и спокойствия. И путь, которым эти мир и спокойствие будут достигнуты, для большинства уже не так важен. Об этом нам говорили практически все, с кем приходилось общаться во время нашего путешествия. А один из визави даже сказал так: "Пусть хоть синагоги построят, хоть дворцы себе, лишь бы больше не стреляли!"...
Впрочем, нам, не привыкшим к тому, чтобы видеть портреты президента страны на фасаде каждого здания в родном городе, в первое время было немного не по себе от такого их количества в Грозном и в других населенных пунктах Чечни. Да и проспект В.В. Путина в самом центре Грозного добавил недоумения... Хотя, конечно, не нам судить...
23.
24.
Но, мне кажется, довольно о политике и о сегодняшней ситуации в Чечне. Давайте теперь я расскажу немного о самих чеченцах и о тех современных традициях и обычаях, с которыми мы столкнулись во время нашего путешествия. А начну я, пожалуй, с их внешнего облика. В комментариях к моему предыдущему посту-фотообзору из Чечни один из друзей написал, что, мол, слышал, что в Чечне поголовно все девушки должны ходить в длинных юбках и в платках, что был такой случай, когда девушку без платка не пустили в университет, да и вообще, Рамзан Кадыров ввел что-то вроде дресс-кода, несоблюдение которого влечет за собой всяческие преследования. Так как человек, который это написал, - грамотный и умный, то у меня нет никаких сомнений, что подобную информацию он прочитал в каких-нибудь СМИ, а не сам придумал. В общем, друзья, вот еще один повод послать эти самые СМИ куда подальше и не вестись на публикуемые в них маразмы. По всей видимости, журналисты перепутали режим Кадырова с режимом братьев Ахмадовых, которые вводили его между первой и второй чеченскими войнами в Урус-Мартановском районе, коий тогда был неподконтрольным общему правительству Чечни. Именно там в 1997 году они внедрили шариат, и девушек заставляли носить на улице хиджаб (платок). Сейчас же никакого шариата в Чечни нет, и президент не контролирует то, что носить и что не носить местным женщинам. Хотя, конечно же, большинство из них носят платки в тон к длинным платьям или юбкам. Но мы немало встретили и девушек без платков, и в коротких юбках (до колена и чуть выше), особенно тех, кто помоложе. Причем, встречали мы их, как в Грозном, так и в других городках. Многие женщины очень любят туфли на высоких каблуках и даже на шпильках, но на босу ногу их обычно не носят, а надевают на колготы, кои у них чаще всего почему-то бывают темного цвета.
25.
26.
Кстати, раз уж зашел разговор о моде, то в Грозном есть очень продвинутый Дом моды "Firdaws".
27.
Руководит им жена Рамзана Кадырова - Медни Кадырова. На открытие этого Дома моды в 2009 году в Грозный приезжала целая куча знаменитых модельеров - Вячеслав Зайцев, Роберто Ковалли и многие другие, и теперь тут шьют такие обалденные женские платья, что я, когда их увидела, прямо сама захотела примерить. Но все - исключительно по чеченской исламской моде. Платья длинные, яркие, очень нарядные и стильные. В общем, нет ничего удивительного в том, что несколько лет назад "Firdaws" получил премию "Кутюрье года". Его одежда того стоит! Мы, правда, не попали в сам Дом моды - он в праздники не работал, но через витрину в магазине кое-что подглядели.
28.
29.
Так что, никакого насилия и контроля. Одна сплошная красота! :))
30.
31.
32.
Хотя, надо заметить, что чеченские девушки и женщины абсолютно не носят брюки и уж, тем более, шорты. Майки с открытыми плечами не носят тоже, обычно надевают либо легкие блузки с длинными рукавами, либо с рукавами в три четверти, либо футболки. Что же касается меня, то я сразу спросила Мансура: надо ли мне носить платок и что-то с длинными рукавами? - на что он тотчас же сказал, что не надо, мол, строгих правил никто не придерживается. И я постоянно ходила в джинсах и в футболке, хотя, если бы знала, что можно, то взяла бы с собой платье чуть выше колен. Но перед путешествием я об этом не знала.
Однако, есть в Чечне места, где строгий дресс-код для девушек и женщин все-таки существует. Например, мечети. В Грозном мы с Антоном ходили в самую большую мечеть республики "Сердце Чечни". Уже когда мы только вошли на ее территорию и гуляли по парку с фонтанами, к нам подошел охранник и сказал, что мне нужно надеть платок, так как на территории мечети, даже в парке, девушкам с непокрытой головой быть не положено. Я же, для подобных случаев, с некоторых пор стала возить с собой специальный гардероб: косынку, шаль, которая легко превращается в длинную юбку, и кофту с длинными рукавами. Так что, требования охранника я выполнила. Когда же мы оказались у входа в саму мечеть, женщина - ее работница, сказала мне, что нужно переодеться полностью. Я попыталась достать шаль, но она сию мою попытку пресекла на корню и указала на ширму, которая стояла здесь же: за ширмой можно было взять длинное платье и платок и переодеться. Самое интересное, что, когда мы через день ездили к мусульманской святыне - зиярату Хеди в Хаджи-Эвла, мой наряд наоборот подошел, как нельзя лучше, и меня там даже приняли за недавно пришедшую к вере мусульманку. А тут пришлось облачаться в безразмерное платье и платок. Работница мечети, правда, помогла мне. Оказалось, что платок важно не просто повязать, а повязать так, чтобы была закрыта шея и не были видны волосы. Ну, что ж, надо, так надо!
33.
А, вот, что касается мужчин, то с ними, конечно, все попроще. По улицам они ходят в совершенно обычной одежде, хотя, своего рода, "дресс-код" у них тоже есть. Например, многие любят носить костюмы и белоснежные рубашки даже в жару, некоторые - те, что постарше, надевают длинные рубашки в национальном стиле, а вот ходить в шортах или с голым торсом в Чечне не принято, и мы не видели ни одного чеченского мужчину так одетого.
34.
35.
Многие надевают на голову круглые бархатные шапочки темно-коричневого, темно-синего, темно-зеленого или черного цвета, часто с недлинными кисточками. Кстати, их мы потом видели в продаже на самом обычном рынке.
36.
А вот, футболки и бейсболки с надписью "Чечня", "95 регион" или "Чечня 95" мы там тоже встречали, но их, судя по всему, покупают только немногочисленные туристы, а сами чеченцы уже не надевают.
37.
38.
А еще здесь в моде бороды: и длинные, и такие, что чуть длиннее щетины. Их носят и мужчины в возрасте, и даже молодые ребята.
39.
40.
За все время нашего путешествия мы встречали чеченцев двух визуальных типов. Одни были темноволосыми с тюркскими чертами лица, которых можно было легко спутать с турками или азербайджанцами.
Раисап из Хаджи-Эвла.
41.
Другие - светлые или русые со светлыми же глазами, как мальчик на первом фото, девочка на фото № 31, или вот, Хеди - жена Раисапа.
42.
Правда, у всех них, по крайней мере, у мужчин, одна общая черта тоже была. Это проницательный, орлиный взгляд. Вообще, считается, что чеченцы вовсе не коренные кавказцы. Доказано, что много столетий назад они пришли сюда из Передней Азии, и следы хурритов (а именно их называют ученые в качестве прапредков вайнахских народов) находят в Месопотамии, в Шумерах, в Урарту, в Анатолии, на Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря. Но во время нашествия татаро-монгольского ига случилось так, что вайнахов окончательно вытеснили в кавказское высокогорье, а на равнинах они были истреблены вместе с другими народами. Быть может, именно это их происхождение и отразилось таким образом на внешности?
В общем, как бы там ни было, но еще интересен другой факт. Мы считаем, что ислам у них - это их коренная религия, однако на самом деле, он - религия принесенная.
43.
И долгое время вайнахи исповедовали христианство, и в горных аулах у многих пожилых женщин, говорят, до сих пор сохранились среди украшений старинные металлические христианские крестики. Впрочем, христианство и пришедший ему на смену ислам долго уживались вместе с самой древней здешней религией - язычеством. И еще в середине 20 века во многих городках и аулах отмечались языческие праздники, соблюдались языческие обряды и традиции. Например, весной чеченцы отмечали праздник в честь богини плодородия и деторождения Тушоли, в мае и в июне особенно почитали бога грома и молнии Села, 22 июня праздновали летнее солнцестояние и приносили жертвы солнцу, были у них праздники, связанные с началом уборки урожая и сенокоса, с пригоном овец с высокогорных пастбищ и много разных других. Сейчас, конечно, их уже вряд ли отмечают даже где-то в самых отдаленных аулах, но тем не менее, дело было и не так давно.
Вообще же, современные чеченцы показались нам очень общительными и образованными людьми. Может быть, так получалось случайно, но практически все, с которыми мы общались, имели высшее образование, отлично знали свою историю, литературу, поэзию и нередко даже цитировали нам какие-нибудь строки из стихотворений. Они знакомились с нами сами. Чаще мужчины, но иногда и девушки. Просто подходили, спрашивали, кто мы и откуда (причем, никого не бесило, когда мы говорили, что мы из Москвы, а в других регионах народ обычно начинает нервничать, а, порой, обвинять нас в том, что мы украли все их деньги - путешественники меня поймут!), нравится ли нам Чечня, что мы видели и что еще хотим посмотреть? Часто рассказывали какие-нибудь местные истории, желали нам удачи, а еще оставляли свои телефоны - на случай, если вдруг нам что-нибудь понадобится. Вообще, людьми они оказались очень гостеприимными. Разговаривали с нами все по-русски. А, в принципе, отлично знали два языка - русский и чеченский, на котором говорили между собой. За все время нам не встретился ни один чеченец, который бы не знал русского.
Кстати, о гостеприимстве. У чеченцев оно в крови. Это повелось издавна. Ведь если гостя не пригласить в дом, оставить ночевать на улице, то в горах, которые здесь почти повсеместно, он может замерзнуть, сорваться в темноте в пропасть, погибнуть. С тех пор это и идет. Точно так же, как и везде, в Хаджи-Эвла с нами познакомился чеченец средних лет по имени Ислам. Он спросил, кто мы и откуда, рассказал несколько местных баек, а затем пригласил нас к себе домой - довез туда на машине, там перезнакомил со всеми родственниками, жена его брата накормила нас необыкновенно вкусным обедом, напоила чаем, потом нас отвезли до развилки в Грозный.
44.
А теперь представьте нечто подобное у нас? Ну, разве что, в каких-нибудь отдаленных селах и деревнях осталось это в традиции. Еще одна история случилась с нами в Урус-Мартане. Там есть обалденно интересный этнографический музей под открытым небом. Его коллекцию собрал хранитель музея Адам Сатуев, причем, начал заниматься этим еще во время войны. Так сложилось, что в этот музей мы попадали первого мая, в праздничный день. С Адамом мы созвонились заранее, и он сказал, что ради нас откроет музей, и мы можем приезжать. Но как раз накануне ему неожиданно пришлось уехать самому, и он перепоручил нас своему сыну Арслану. И вот, Арслан приехал специально в выходной день, чтобы открыть нам музей, все показал и рассказал, а потом отвез в центр города к остановке маршруток, откуда мы собирались вернуться в Грозный. Это - несколько километров от музея. И не взял с нас денег ни за музей, ни за извоз, как мы ему их только не пихали.
Нужно ли отдельно рассказывать о возможностях автостопа в Чечне? Национальное гостеприимство распространяется и на него. Мы ездили автостопом не однократно, нас подхватывала буквально каждая первая машина, стоило нам только встать на обочину и поднять руку.
А вообще, если говорить о езде по дорогам, то, конечно, как и в любой другой республике или даже в стране, здесь существуют свои негласные правила. Подбирать голосующего путника - это одно из них. Но есть и другие. Например, тут совсем не принято пристегиваться. И когда Антон, усевшись на переднем сиденье, по привычке, всегда тянулся за ремнем, абсолютно все водители начинали хихикать и говорили, что делать это вовсе необязательно, нарушением ПДД езда без ремня не считается, и гаишники за нее не штрафуют. Еще одно правило касается отношения местного правительства и президента к автомобилистам. Наиболее актуально это будет, наверное, автомобилистам-москвичам. Помните, что у нас происходит на МКАДе, когда по Рублевке или еще где, едет наш "всенародно любимый"? Правильно, МКАД перекрывают. А еще перекрывают не только сами трассы, по которым он должен промчаться, но и мосты над ними из опасности, что кто-нибудь возьмет да и бросит ему что-нибудь на голову. И стоять, порой, приходится минут по 15-20, если не больше, ждать его сиятельство.
На выезде из Грозного мы видели кортеж Кадырова. Нас и еще несколько машин тормознули и велели остановиться у обочины. Как раз в это время кортеж промчался мимо. Да-да, прямо мимо нас! Всего в нем было машин тридцать, все - черные иномарки. Мчался он со скоростью никак не меньше 200 км в час, однако ж процесс ожидания у нас составил минуты две. Как на светофоре постояли, честное слово! И не боится Кадыров, что кто-то кинет гранату в его кортеж, и уважает автомобилистов - не заставляет перекрывать трассу надолго. Быстро и четко. Всё!
А еще здесь нет пьяных за рулем, нет ДТП из-за этого, и нет пьяных на улицах. И все потому, что алкоголя в свободной продаже в магазинах и в большинстве кафе и ресторанов здесь тоже нет. И вы знаете, никто от его отсутствия особо не страдает. Многие чеченцы, особенно молодежь, с которыми мы разговаривали, нам так и заявляли: "Мы не пили раньше, не пьем и сейчас! Введение сухого закона на нас никак не отразилось!"
...Нам рассказывали, что у чеченцев положено, чтобы они помнили своих предков до седьмого колена. Впрочем, до недавнего времени нужно было помнить предков аж до двенадцатого колена. Только так можно было доказать, что ты принадлежишь к конкретному тейпу. Тейп - это нечто вроде родовой общины, члены которой связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Разумеется, всегда существовали определенные правила жизни внутри тейпа. Например, несмотря даже на большие размеры (а иногда одному тейпу принадлежало сразу по несколько аулов, а, порой, даже и больше), внутри тейпа нельзя было жениться и выходить замуж, дабы избежать кровосмешения, но зато всегда можно было рассчитывать в случае необходимости на поддержку от других членов тейпа. Сейчас тейпы в Чечне, по-прежнему, существуют. Раисап из Хаджи-Эвла рассказывал нам, что члены его тейпа живут более, чем в десяти населенных пунктов в окрестностях. Тем не менее, из-за того, что многие чеченцы уезжают за границу или в другие города России, тейповость теряется. Те, кто уже долго живет не на родине, их дети и внуки, далеко не все вспоминают предков до седьмого колена. "Да что уж там, - говорил нам Заур, проживший в Бельгии три года. - Заграница многое меняет. Даже моя мама заметила, что я там утратил какие-то местные привычки и приобрел новые. А ведь всего три года прошло. Конечно, со временем многое забывается!"
Но мне все-таки кажется, что Чечня - это один из немногих регионов России, где традиции и обычаи сохранились гораздо лучше, чем во всех прочих местах. К примеру, здесь, несмотря на всю внешнюю светскость, в воспитании мальчиков и девочек до сих пор делают очень много отличий. Да, конечно, чеченские женщины имеют право работать, а не только вести хозяйство и воспитывать детей. Они и работают. Но все равно при этом мужчина в семье - главный, а хозяйство и дети остаются за женщиной. В Грозном мы видели объявление о приеме на кулинарные курсы девочек с одиннадцати лет.
45.
А еще встречали мелких карапузов возраста нашего Даниила Антоновича (три-четыре года), настолько самостоятельных и имеющих свое собственное мнение, что, порой, это потрясало даже меня - маму очень независимого мальчугана. В общем, в чеченских мальчишках мужчины чувствуются сразу!
46.
Ну, и, разумеется, разница в воспитании мальчиков и девочек сразу видна во взаимоотношениях мужчин и женщин.
47.
Никакого вам феминизма, никакой мужеподобности в женщинах и женоподобности в мужчинах. И, можете закидать меня тапками, но мне это очень нравится! Хотя многих из нашего современного общества, как мне кажется, некоторые моменты могли бы удивить и поразить. Например, такой факт. Если встречаются незнакомые чеченские мужчины и женщины, не связанные родственными узами, то мужчины будут обращаться только к мужчинам, а женщины к женщинам. Нет, конечно, парой незначащих фраз они могут перекинуться и друг с другом, но всякие серьезные вопросы будут решать только со своим полом. И причина вовсе не в том, что мужчины к женщинам относятся пренебрежительно - ничего подобного здесь нет и близко. Просто есть у них такое в этикете - повышенное уважение к чужой даме, вплоть до того, что даже не заговаривать с ней. Кстати, на нас с Антоном эта особенность тоже распространялась. Все дела чеченские мужчины решали с ним, а не со мной, причем, включая даже такие случаи, когда я в чем-то разбиралась лучше. Ну, а женщины, соответственно, со мной, а Антона стеснялись. :)
Кстати, еще одна интересная местная фишка - это танцы. Не знаю, может, и есть в Грозном какие-то ночные клубы, которые принципиально не отличаются от самых обычных наших. Но я сейчас не о них, а о танцах традиционных. Как можно было раньше показать молодому чеченскому парню всю свою удаль перед девушкой, а девушке проявить свою стройность и грацию. Правильно, в танце. Национальный местный танец - это лезгинка. Причем, он жив до сих пор, и его умеют танцевать практически все чеченские юноши и девушки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. И танцуют. Но отнюдь не показушно, как у нас, например, "Калинку-малинку" или "Барыню". Этот танец среди чеченцев жив, и мы сами стали свидетелями этого.
48.
Я уже неоднократно упоминала, что в Грозном мы оказались как раз первого мая, когда в городе шли праздничные массовые гулянья. И вот, на этих гуляньях мы и попали на танцы. Причем, несколько раз. Выглядело это так. Молодые люди и девушки стоят в кругу. Мужчины - с одной стороны, девушки с другой. Первым выходит один молодой человек и начинает танцевать. Сначала секунд двадцать он танцует перед другими мужчинами...
49.
Затем приглашает одну из девушек. Вдвоем они выходят в центр круга и танцуют там.
50.
Вы видели, как танцуют лезгинку? Здесь все именно так. Девушка делает маленькие шажки и плавные движения руками, парень - выпады, приседания и разные па перед ней. Главное - не касаться друг друга. При этом остальные девушки просто стоят вокруг, а юноши хлопают в ритм в ладоши.
51.
Танцуют же очень красиво и зажигательно. Особенно парни! Какие же у них отточенные движения! И ведь умеют все поголовно! У них это явно в крови! Мы видели, как танцевали 13-14-летние мальчишки. Просто здорово. И главное, им самим это очень нравится. Даже, как нам показалось, больше, чем девушкам.
52.
Кстати, пока я стояла и фотографировала, меня тоже чуть не зазвали танцевать. Но тут уж я застеснялась - лезгинку не пробовала никогда и побоялась ударить лицом в грязь, хотя... :))
53.
54.
55.
Наверное, исходя из всего того, что я только что написала, кому-то может показаться, что чеченским молодым людям и девушкам познакомиться друг с другом и влюбиться, кроме, как во время танцев, абсолютно негде, и их по старинке сватают родители. Ничего подобного! Чечня сейчас живет отнюдь не в каменном веке, интернет и соцсети здесь есть, как и везде, и молодежь обоих полов там вовсю знакомится и общается. Правда, как и у нас, мальчиков в среднем меньше, чем девочек, и в итоге не всем девочкам удается выйти замуж. Так что, родители обычно считают, что проще женить сына, чем выдать замуж дочь.
Мелкие принцессы. :)
56.
До свадьбы парень и девушка могут видеться, вместе гулять, но никаких отношений между ними не бывает, по этикету и традициям, они не могут даже целоваться (хотя, возможно, исключения и есть). Когда же молодые решают пожениться, то говорят об этом своим родителям, и родители жениха через какое-то время присылают сватов к родителям невесты. Женятся не очень рано, но в среднем немного раньше, чем у нас: в 23-27 лет - это обычное и нормальное явление. Калым платят, но он небольшой и практически весь уходит на подготовку к свадьбе.
57.
Еще одна интересная особенность - это та, о которой нам рассказала одна из местных женщин. Как известно, по исламским традициям, любой мужчина-мусульманин может иметь четырех жен при условии, что он их в состоянии одинаково обеспечить и одинаково к ним относиться, в том числе, одинаково одаривать своей любовью. Я даже слышала, что в тех странах, где эта традиция еще жива, и мужчины действительно имеют по две-четыре жены, они не только дарят дома каждой из них, но даже посещают их по очереди, не пропуская ни одну. То есть, в первый день мужчина идет к первой жене, во второй - ко второй и так далее. Но я была уверена, что сия традиция отмирает, ибо силы у мужчин уже не те, что прежде, возможности обеспечить всех жен тоже есть далеко не у каждого и т.д. и т.п. Ан, нет! Оказалось, что в Чечне такое пока есть. Правда, получилось так, что тут столкнулись два закона: ведь несмотря на то, что Коран разрешает многоженство, российская конституция его запрещает. В общем, выход чеченские мужчины нашли самый простой. Разумеется, не все, но те из них, кто решает взять вторую жену, делают это не официально. То есть, не заключают с ней официальный брак, а живут, как у нас бы выразились, в браке гражданском. Единственный пикантный нюанс - это то, что первая жена знает о второй, а заодно и о том, что у нее те же самые права перед мужем, и он так же ее обеспечивает и любит, как и ее саму, первую, законную! Ну, и вторая, конечно же, в курсе о первой. Честно признаюсь, я не знаю, насколько много таких случаев сейчас в Чечне, но, как мы поняли, они есть и совсем не единичные...
Ну, а закончить свою заметку о традициях, обычаях и жизни чеченцев я бы все-таки хотела на более благородной ноте. А поэтому я хочу рассказать об их любви и уважении к матерям, ведь с нею, наверное, ничто не может сравниться. Говорят, что, если пожилая женщина срывает с головы платок и бросает его между двумя врагами, то они обязаны прекратить вражду и помириться. Любое желание пожилой женщины, хранительницы очага, матери - это закон. Мы ни раз слышали сами, с какой же нежностью чеченские мужчины говорили о своих матерях, как жалели их и боготворили.
- У меня нет жены, я живу с мамой, - рассказывал нам Мансур из Грозного. - Она уже пожилая, и все время занимается внуками, моими племянниками. Мне неудобно загружать ее еще и заботой обо мне. А потому я даже перекусить стараюсь где-нибудь в городе, а не дома, чтобы у нее было хоть немного свободного времени, чтобы отдохнуть...
- Я три года проработал в милиции, - поведал нам Арслан из Урус-Мартана. - И ушел, потому что мама очень переживала, что работа опасная. Мне дороже ее здоровье.
Говорят, что в Чечне нет одиноких стариков, забытых и брошенных собственными детьми. Нет там и тех, кто живет при живых детях в домах престарелых. Вот такие грозные порядки...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Северному Кавказу:
2013 год, апрель-май:
Пятигорск. Найти орла!
Фотообзор: Время Ч, или дорогами Чечни