Наверное, не найдется ни одного из моих читателей, кто бы никогда ничего не слышал о Палехе. Небольшой поселок в Ивановской области всего в часе езды из Иванова на маршрутке, и такая знаменитость! Причем, знаменитость на весь мир! Да-да, ею самой - лаковой миниатюрой, где на крышечках шкатулок, портсигаров и прочих штуковин из папье-маше, вырастают разные сказочные сюжеты на разные темы. Я помню, что даже, когда я еще училась в школе, мы на уроках рисования пытались изобразить что-нибудь этакое, в палехском стиле.
Теперь же Палех лежал по маршруту нашего маленького путешествия, и мы, конечно же, решили остановиться в этом поселке хотя бы на несколько часов, чтобы познакомиться со всей той красотой, которую тут творят.
А знаете, как все начиналось? Говорят, когда хан Батый пришел на русскую землю и начал наступать на Владимир и Суздаль, очень много художников, монахов-иконописцев убежало оттуда. Бежали, куда глаза глядели, в основном в леса. Выбирали места, строили себе дома. Считается, что именно так, среди леса на берегу реки Палешки, и вырос Палех - пришедшие сюда "беженцы" спалили лес, а на образовавшемся пустыре построили избы. Потом Палех разросся. Ну, а художники продолжили свой иконописный промысел. И в начале 19 века он достиг своего расцвета. Палехские иконы стали известны повсюду, они вовсю продавались в Москве, в Санкт-Петербурге и даже за границей.
2.
3.
Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены росписи стен Грановитой палаты в Московском кремле, реставрация фресок кремлевских соборов, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой лавры, храмов и церквей Пскова и многих других городов.
4.
Кстати, учитывая всё это не удивительно, что палехский Крестовоздвиженский храм, построенный здесь во второй половине 18 века в строгих формах древнерусского зодчества, считается одним из самых красивых российских храмов. Даже сам Святейший Патриарх Алексий Второй подтвердил это, сказав как-то, что "таких храмов сохранилось три-четыре на всю Россию".
5.
Так что, как только мы вышли из маршрутки на маленькой палехской автостанции на окраине города, мы сразу отправились искать этот храм. Впрочем, долго гулять по городу нам не пришлось. Храм обнаружился в самом его центре, рядом со зданием городской администрации и с памятником Ленину в разросшихся кустах. Вообще, советские годы, несмотря на такое соседство, на Крестовоздвиженском храме отразились минимально. Конечно, как и большинство российских церквей, еще в 1930-х годах он был закрыт. Но от уничтожения его спасли сами художники, которые убедили советские власти сделать из храма музей. В принципе, это было логично. Ведь Крестовоздвиженский храм славится, прежде всего, своими иконами и росписью, сделанной палехскими художниками еще в начале 19 века. К тому же иконы можно было тоже тоже отнести к предметам искусства, тем более, что убраны они были в серебряные и позолоченные ризы и выглядели вполне "музейно".
Сейчас, конечно, Крестовоздвиженский храм возвращен верующим и считается подворьем действующего Николо-Шартомского монастыря. Фотографировать внутри, увы, запрещают даже без вспышки. В чем смысл этого запрета служители, похоже, и сами не знают...
6.
7.
8.
Кстати, самое интересное, что натолкнул палешан на идею создания музея ни кто иной, как Алексей Максимович Горький. А дело было так. Когда пришла советская власть, и иконопись оказалась в загоне, палехские художники-иконописцы приуныли. Их промысел мало того, что стал не востребован, так иконы стали считаться антиреволюционным товаром и опиумом для народа. Иван Голиков, который потом стал основоположником палехской лаковой миниатюры, рассказывал о тех временах так: "Старые профессионалы этим положением были недовольны. Хмурые и грустные, как заморенные тараканы, они собирались на завалинках и делились всяк своей тоской о красках. Многие безнадежно махали рукой на художественное ремесло и считали его похороненным навсегда..."- И далее: - "Попал я раз в Москву. Увидел в Кустарном музее расписные коробочки из папье-маше. Зацепилась у меня мысль за эти коробочки крепко. Думаю, вот бы нашим палешанам суметь такие штучки откалывать. Все бы с делом были и вздыхать бы перестали". В общем, эта идея Ивана Ивановича его односельчанам пришлась по сердцу. И уже в 1923 году первые их работы демонстрировались на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. И еще через год группа местных мастеров объединилась в Артель древней живописи.
Немного Палеха.
9.
10.
11.
12.
13.
Что же касается Горького, то он сразу проникся новым ремеслом палехских художников и стал с интересом следить за его развитием. А когда убедился, что дело пошло, посоветовал мастерам хранить свои лучшие работы. Так в Артели древней живописи появилась комната образцов - она-то и положила начало будущему музею. Открыли его в 1934 году и назвали Музеем древней живописи, но почти сразу переименовали в Государственный музей Палехского искусства.
У нас с этим музеем получилось интересно. Мы же ездили в Палех на июньские праздники, и я накануне позвонила в музей, чтобы выяснить, как он работает.
- А бог его знает, как мы будем работать! - откровенно призналась тетенька на том конце провода. - Наверное, до двух!
Но к двум часам дня мы в музей категорически не успевали, и я уже, было, решила, что так нам и не улыбнется в нем побывать. Но когда мы подошли к маленькому домику и потянули за ручку входную дверь, она открылась. Несмотря на то, что было уже около пяти, музей работал, и мы в него попали.
Вы знаете, когда я увидела все то, что называют палехской лаковой миниатюрой, я впечатлилась. Да, конечно, я и раньше видела эти черные лакированные шкатулочки, броши, пудреницы и прочие коробочки, расписанные сюжетами из сказок Пушкина и разными другими, но наверное, тогда, когда я видела их по одной, по две, до меня не доходило, насколько это тонкая работа, насколько точно переданы детали, насколько проработан каждый завиток, каждая фигурка, каждый цветок. Теперь же мне хотелось стоять у каждой и рассматривать, рассматривать, рассматривать...
14.
15.
16.
Конечно, в музее было показано лучшее, все то, что было создано мастерами за годы существования ремесла палехской лаковой миниатюры. Нам было интересно проследить тот путь в сюжетах рисунков, которым шли художники. Ведь сначала, когда Советская власть лишь набирала обороты, они рисовали вовсе не только сказки. Главными сюжетами их работ были все виды агитации к строительству коммунизма, жизнь в колхозе и колхозные праздники, портреты вождей и важных начальников и т.д. и т.п.
17.
18.
"Чапаев".
19.
"Летите, голуби, летите!" К фестивалю молодежи 1957 года.
20.
"Колхозный праздник".
21.
Сюжеты по сказкам и народным былинам и эпосам палехские художники начали рисовать по совету первого директора музея Германа Жидкова. Наверное, они и стали теми самыми лучшими работами, которыми прославился Палех.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Впрочем, Палех - это отнюдь не единственный поселок, известный в Ивановской области своей лаковой миниатюрой. Наверняка, у многих из вас на слуху Федоскино, Мстёры, Холуй... Кстати, что касается Холуя (ударение на первый слог), то в нем мы тоже побывали. Правда, туда мы отправились уже после Южи - Василиса Премудрая нам посоветовала. :)
Село Холуй - малюсенькое. До него от Южи всего около семи километров. Мы отправились туда по пути в Ковров на машине с водителем, которую специально арендовали для этого. Чем хороши маленькие села и поселки Ивановской области, где уже много веков подряд творили художники? Они, словно оазисы культуры. Вот, и Холуй такой же. Маленькие домики в несколько улиц на берегу речки Тезы, церквушка на холме... А знаете, чем еще прославился Холуй? Своими паводками. Что не весна, то поднимается вода в Тезе на несколько метров и затопляет всё кругом: единственный мост на большую землю, дворы, дома.
33.
34.
- Если вы вобьете в любой поисковик "паводок в Холуе", то столько найдете удивительных фотографий! - рассказывала нам директор музея, который мы решили посетить, будучи в Холуе.
Две фотографии из найденных по поисковой фразе "паводок в Холуе" в Яндексе.
35.
36.
- А сколько историй! Вода топит действительно сильно. Вместо улиц появляются реки, даже в домах вода поднимается так, что сухого места не найти. Кошки уже привыкли - живут в это время на этажерках. Мы сами тоже привыкли. Хотя, как к такому привыкнуть? Вода поднимается очень быстро. Бывает, что вечером еще ложишься спать, когда сухо, а просыпаешься - всё уже плавает. Мы, конечно, заранее запасаемся всем, чем можно: продуктами, водой, лекарствами. Конечно же, у всех есть лодки, так что, в случае чего, отрезанными от мира мы не бываем. Но казусы тоже, порой, случаются. Однажды приехали к нам туристы. Полный автобус людей старше среднего возраста. Проехали еще по суху, по мосту. А пока ходили по селу, пока слушали экскурсию, обедали, вода поднялась так, что вернуться по мосту уже стало невозможно. Хорошо, что их автобус остался на том берегу. Что делать? Стали мы их переправлять на лодках! А они боятся, люди уже не молодые, многие плавать не умеют. Для поднятия бодрости духа на противоположном берегу, где был автобус, мы поставили гармониста. И вот, всю дорогу, пока они плыли на лодках, он играл и пел веселые песни. Всё закончилось благополучно.
Вот такой вот Холуй.
37.
38.
39.
40.
А, вообще, его история очень похожа на историю Палеха. Уже в 17 веке он был известен своими художниками-иконописцами. А иконописание было главным занятием и ремеслом жителей. Мужское население писало иконы круглый год, и их производство достигало в Холуе полутора-двух миллионов в год. Я не говорила, но река Теза, на которой стоит Холуй, впадает в Клязьму. То есть, другими словами, благодаря этим рекам у Холуя имелась отличная водная связь со всем Московским государством. В Холуе ежегодно проводилось по пять ярмарок: Тихвинская, Введенская, Фроловская, Никольская и торговый съезд перед Масленицей. На эти ярмарки приезжали многочисленные купцы отовсюду, а всего икон продавали здесь около двух миллионов.
Постепенно с такой-то востребованностью качество изготовляемый в Холуе икон падало. Мастера допускали отклонения от установившихся норм иконописания. И Церковь сие здорово осуждала. В грамоте, написанной по велению царя Алексея Михайловича в 1668 году говорится: "Поселяне Холуя пишут иконы без всякого рассуждения и страха, с небрежением и неподобно". Да что уж там, если вскоре производство икон в Холуе вообще превратилось в конвейер. В процессе изготовления иконы участвовало до десяти иконописцев, где каждый выполнял какую-нибудь одну операцию: кто-то разводил краски, кто-то делал фон, кто-то рисовал нимбы, кто-то лицо и руки - условно говоря. Так было быстрее, но качество страдало мощно.
Про современные холуйские иконы такого, конечно, не скажешь!
41.
Кстати, в музее, в котором мы побывали в Холуе, показано, как именно раньше создавали иконы. Краски добывали из местных минералов, растирали их в порошок.
42.
43.
Кисточки брали, изготовленные из беличьей шерсти. Сусальное золото закупали у приезжих купцов, или сами ездили за ним в город.
44.
А колба, которую можно видеть на фотографии экспозиционной мастерской, играла роль лампы. Поначалу в нее наливалась вода, отдельно зажигалась свеча, и лампу вместе со свечей подносили к полотну. Свеча освещала воду в колбе, а вода отражала свет, и за счет этого освещалась и сама будущая икона. Ну, а позже в лампу уже стали вставлять фитили.
45.
Весь иконописный промысел рухнул в Холуе в одночасье с приходом советской власти. Долгое время холуйские художники ломали головы над тем, чем можно научиться зарабатывать по-новому. Какое-то время они даже рисовали полотняные коврики, которые в 1920-1930 годах было модно вешать на стены в комнатах.
46.
Но коврики не приносили такой прибыли, как в прошлом иконы. И тогда, по примеру своих соседей палешан, холуйские художники тоже принялись за лаковую миниатюру. Так дело и пошло.
Заготовки из папье-маше.
47.
Если честно, то непрофессионалу довольно-таки сложно различить работы палехских и холуйских мастеров. И те и другие расписывают шкатулки и прочие коробочки из папье-маше на черном фоне, изображают сюжеты из сказок, легенд и былин. Но если приглядеться, то увидеть отличия вполне можно. Так, сюжеты холуйской миниатюры все больше склонны к героическим, в изображениях использовано больше ярких красок, в то время как в палехских все не настолько ярко, но зато много сусального золота. Кстати, именно из-за него палехские шкатулки, пепельницы, пудреницы, заколки, брошки и т.д. и т.п. стоят значительно дороже холуйских.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Ну, а мы с удовольствием погуляли по музею, осмотрели все его экспонаты (кстати, на то, чтобы расписать одну шкатулку, у местных мастеров уходит, как минимум, несколько месяцев). А затем стали держать путь в последний город нашего путешествия - в Ковров.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год, июнь:
Ивановская область. Южа. Василисина дача
Иваново. Пожарная охрана - горячие сердца!
Иваново. Город невест
Ивановская область. Вичугские львы
Фотообзор: На Родину ткачества и Василисы Премудрой
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Иваново и по Ивановской области:
2006 год:
Вдоль Волги-матушки на вертолете и восьми автобусах