Маша
njeroon передала мне эстафету или, другими словами, очередной книжный флешмоб. Нужно написать 5-7 фактов (у кого сколько получится) о том, как моя жизнь связана с книгами. Передала она мне его еще аж перед первыми майскими праздниками, но я закрутилась, поэтому выполняю обещание только сейчас. Тем более, что флешмоб интересный, про книжки это я люблю.
Итак:
1. Читать я научилась в четыре с половиной года. Не могу сказать, что сразу стала фанаткой чтения, наверное, как раз наоборот. Слушать, когда читают мне, любила, а сама, хотя и быстро научилась складывать слоги в слова и в школе получала сплошные "пятерки", ленилась. Помню, как летом после третьего класса с огромным скрипом читала рассказ "Максимка" Константина Станюковича. Какой же мутью он мне показался...
2. В средней школе учителем по литературе у нас была омерзительная тетка, которая, помимо прочего, была у нас еще и классной руководительницей. До сих пор так считаю, и вряд ли уже изменю свое мнение. Меня она почему-то не любила лютой ненавистью, и я честно отвечала ей взаимностью. Привить любовь к книгам она мне так и не смогла. Правда, при этом она была строгой, и книги по школьной программе я читала. Но спросите меня сейчас, что мы тогда проходили, я, пожалуй, вспомню только пару произведений.
В 10 классе мымру нам сменили на нормальную учительницу. Но программа по литературе старших классов мне понравилась еще меньше. Сейчас я понимаю, что причина была в том, что мне тогда просто еще рано было читать "Войну и мир", Тургенева и прочую классику. Я еще не дозрела до нормального восприятия и понимания межличностных отношений, мне были абсолютно фиолетовы охи-вздохи всех героев, а там они фигурировали практически в каждом романе. В общем, на литературу я категорически забила. Вы не поверите, но в 10-11 классах я прочитала "Грозу" и "Бесприданницу" Островского, "Преступление и наказание" Достоевского (не до конца), "Мастера и Маргариту" Булгакова и всё!
3. Но зато именно тогда я отлично научилась писать сочинения. То есть, в прямом смысле отлично! Это было начало 1990-х и тогда в моде были гласность, демократия, плюрализм и все такое. Наша учительница очень любила, когда дети высказывали не чужие мнения о героях книг из учебников, а свое собственное. В общем, на этом я и выезжала. Что я делала? Во-первых, честно ходила на уроки и слушала, что там говорят. Во-вторых, читала в учебнике то, что об этом писали критики - правда, часто меня и на это не хватало, и я ограничивалась лишь уроками. Ну, а дальше я прикидывала, кто из героев мне нравится, кто нет и почему. Тут я, конечно, не мухлевала и действительно в оценке высказывала именно свою собственную точку зрения. Ну, а в сочинениях всегда выбирала либо форму письма к герою, либо описывала, как на машине времени я отправилась к нему в прошлое и там с ним встретилась, либо брала у него интервью и т.д. и т.п., где высказывала свое мнение, нередко, кстати, идущее вразрез с общепринятым, и подробно и аргументированно обосновывала его.
Как я дошла до таких форм сочинений, я не помню. Но получились они у меня реально хорошо, как самые настоящие рассказы. Учительница млела, меня хвалила, частенько зачитывала мои шЫдевры перед классом, а одноклассники, походу, недоумевали, как я так умудряюсь писать, абсолютно ничего не читая. :))
В общем, подозреваю, что однажды они-таки меня сдали. Учительница вызвала меня к доске, велела на следующий урок приготовить доклад по Аустерлицкому сражению из "Войны и мира" и пригрозила, что, если я буду не в теме, то у меня будут проблемы. Хе! Аустерлицкое сражение занимает в романе несколько страниц. Я их осилила, доклад подготовила, получила очередную "пять" и гордо удалилась на свое место. Но не знаю, что тогда происходило в школе и в нашем классе, учительница потом еще пару недель ходила какой-то нервной, ругалась и говорила, что ближайшее сочинение будет оценивать очень строго и сразу, мол, пробдит, если кто-то роман не читал. Впрочем, меня на чтение сие так и не сподвигло. Как сейчас помню, сочинение у меня было в виде письма Евгению Базарову на тему: "Я с вами не согласен, Евгений Базаров!" И что вы думаете, наши работы в этот раз она действительно оценивала строго. "Пятерка" была единственная в классе - у меня! :))
Потом к концу школы учительница от меня как-то отстала. Я, по-прежнему, ничего по программе не читала, но хорошо писала сочинения. Однако впереди были выпускные экзамены, а мне светила серебряная медаль. Кстати, именно серебряная потому, что тогда была хитрая система: я училась отлично, "четверок" за четверти в 11 классе у меня не было, но в 10 классе затесалась какая-то по физкультуре, и золотую медаль из-за нее мне уже дать не могли. В общем, подходит ко мне где-то за пару недель перед выпускным сочинением наша учительница и говорит, так, мол, и так:
- Что делать будешь? Может, все-таки что-нибудь прочитаешь?
- Это бесполезно, - отвечаю, - все равно за две недели я не осилю все, что проходили два года.
- Но ты понимаешь, что даже, если ты напишешь сочинение на "четыре", медаль не дадут. А в районе, куда повезут твое сочинение на проверку (сочинения медалистов отправляли на проверку специальной комиссии, в которую наши учителя даже не входили), сидят такие асы литературы, что они моментально придерутся к чему угодно!
- Я буду писать на свободную тему, - изрекла я.
А в то время было так. Тем выпускных сочинений заранее никто не знал. Их опять-таки присылали из района в специальном запечатанном конверте, и этот конверт вскрывали перед самым началом экзамена. Тем обычно было 4-5, из них можно было выбрать любую. И вот, в последние два года там постоянно присутствовала свободная тема - демократия же. То есть, это значило, что я могу писать сочинение по любому произведению не по программе. Но будет ли свободная тема в этом году, было неизвестно. Но я почему-то верила, что она будет, чего нельзя было сказать об учительнице.
И вот, экзамен, вскрывают конверт с темами и... ура! Свободная тема есть! Честное слово, я видела, как моя учительница вздохнула с облегчением. :))
Сочинение я писала по "Алым парусам" Александра Грина. Согласитесь, гораздо приятнее, чем про Кабаниху. :)) Эта повесть мне очень нравилась: красивая девушка Ассоль, благородный красавец-капитан Артур Грэй, жучок на книжном листе, остановившийся на слове "Смотри!", вино сладкое, как мед, и жгучее, как пламень! Оооо! Даже сейчас вспоминаю и так приятно на сердце, что улыбаюсь. Сочинение снова было в какой-то моей излюбленной форме. Оно благополучно съездило в район, комиссия поставила за него твердую "пять" и медаль мне дали. :)
4. Но, как вы уже, наверное, сами поняли: читать в старших классах я не любила только книги из школьной программы. А так, у нас дома была огромная библиотека, мои родители читали всегда (особенно папа), и я с огромным удовольствием брала из нее книги и тоже читала-читала-читала одну за другой. Грина я перечитала всего. Очень любила Аллана По, Жюля Верна (не всё, правда), перечитала огромное количество фантастики - Рэя Брэдбери, Ивана Ефремова, Александра Казанцева, Артура Кларка, Герберта Уэллса и т.д. и т.п.
У меня даже была специальная тетрадка, куда я записывала прочитанные мной фантастические произведения и оценивала их по шестибальной шкале. Оценивала очень строго. "Шестерок" было, по-моему, только две, "пятерок" - тоже две-три. :))
Когда у нас не стало проблем с покупкой книг (до 1990-х, чтобы купить хорошую книгу, надо было иметь блат или сдать 25 кг макулатуры - ой, ёёёё!), то я, в общем-то, только тем и занималась в свободное время, что читала. Ну, а когда закончила школу, университет, эмоционально дозрела и до классики, и перечитала почти все то, что было в школьной программе. Правда, кроме "Войны и мира" - ее я так и не шмогла!
Если я куда-нибудь ехала, то в моей сумке всегда лежала какая-то книга, которую я тогда читала. Заканчивалась одна, я сразу начинала читать другую. Помню, как на один из моих дней рождения родители подарили мне собрание сочинений Эмиля Золя. Я тогда была реально счастлива. А еще помню, как я горевала, когда у меня единственный раз в жизни сперли сумку. В ней у меня был паспорт и томик Бальзака из собрания сочинений 1954 года. Как вы думаете, по чему я горевала больше? :)) К моей радости мы с коллегой умудрились через интернет найти какого-то книжного любителя, у которого был точно такой же том, и он нам его продал.
5. Сейчас я тоже читаю довольно-таки много, хотя и не глотаю книгу за книгой. Но, вот, назвать любимую книгу я, пожалуй, не смогу. Разве что, отнести к ним те, которые я люблю перечитывать. Так как обычно книги я не перечитываю вообще, то, наверное, это будет показательно: "Алые паруса" Александра Грина (я ее в свое время знала почти наизусть и сейчас с нежностью пробегаю ее строки) и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова (ох, уж этот крем Маргариты, ох, уж этот бал у Сатаны, ох, уж этот полет над Москвой)! А из новых мне очень нравится Макс Фрай, но его я читала далеко не всего (не всю), поэтому предвкушаю наслаждение в будущем. :)
6. Ну, и последнее. У меня ридер. В последнее время читаю только с него, хотя еще до его покупки несколько лет назад категорически сопротивлялась. Но когда взяла в руки, то поняла, что меня в нем устраивает абсолютно всё: и шрифт, и тон экрана, от ридера у меня не болят глаза, и я реально могу провести за ним полдня, если вдруг так получается. А вот читать с компьютера, ноута, планшета и телефона я не могу. Из-за подсветки устаю очень быстро...
Уф! Если у кого-то есть вопросы, спрашивайте. :)
А эстафету я передаю Кате
Lapus_ka, Свете
Sveta_N, Кристине
Эдель-Ка, Наташе
ЛИТЕРАТУРНАЯ и всем другим, кто хочет. Отмечайтесь в комментариях. :)