Дала мне Аня Баскакова прочитать книгу Хади "Искалеченная". В аннотации к ней написано: "Книга - пощечина".
Пишет ее женщина из Сенегала, пишет о своей жизни в свете африканских традиций и обычаев, которые касаются роли женщины в тамошнем обществе. В общем, ужасы пишет. Вкратце так:
Родилась Хади в благополучной сенегальской семье. По местному обычаю, маленьких девочек там было принято "очищать" (дело происходит в 1960-е годы). То есть, до того, как девочке исполнялось 7-8 лет, ей вырезали клитор. Одной из причин этого дикого обряда было то, что женские половые органы считались дьявольскими, и женщина не должна была получать от секса удовольствие. Естественно, никакого обезболивания не делали, и девочки потом неделями не могли прийти в себя.
В 14 лет Хади выходит замуж за кузена и уезжает в Париж. Сей кузен был намного ее старше, ни о какой любви там и речи не было. За него замуж ее выдали родители. Кузен - сенегалец, в Париже он просто работал. В 15 лет Хади рожает первого ребенка, потом еще и еще, чуть ли не каждый год. Короче говоря, это все ей жутко надоедает, тем более, что муж заводит себе вторую жену, ибо, во-первых, Хади не подпускает его к себе так часто, как ему бы хотелось, а во-вторых, в Африке принято многоженство.
Она подает на развод, разводится, переезжает от него в другую квартиру и начинает бороться за права африканских женщин в основном по двум пунктам: выступает против их "очищения" и за то, чтобы они сами выбирали себе мужей.
Если честно, то от книги у меня остались двойственные впечатления. Поначалу вся эта история даже не понравилась.
Во-первых, в последнее время любые проявления феминизма меня стали раздрожать. Здесь, конечно, случай другой, но все-таки. Феминизм Хади постоянно читается между строк.
Во-вторых, несмотря на этот феминизм, она "ноет". Да-да, как мне показалось, не просто рассказывает, а ноет. То есть, все в ее жизни было плохо, пока она не начала свою борьбу. При этом постоянно наезжает на мужа и совершенно не пытается его понять. Во главе всего - она любимая! Да, ей не нравится ее муж, да ей во Франции скучно и особо не с кем общаться. Но, вообще, так представить на минуточку. Вот африканский муж. Он берет и привозит в Париж ее - свою африканскую жену. Едет к нему она, естественно за его счет, там живет тоже за его счет (пока через несколько лет не устраивается на работу). При этом она постоянно с ним скандалит, не допускает до себя и еще требует развода. Что, спрашивается, делать мужу, воспитанному в строгих мусульманских традициях?
Блин, все спорно. Я их жизнь не одобряю, но и обвинять мужа в том, что он не хотел давать ей развода, что хотел забрать детей, тоже не могу. Ведь он тогда в кругу своих - просто был бы не мужик, а тряпка! Плюс к тому, ведь это именно он вывез ее во Францию, где Хади как раз и вздумала бороться за права женщин. Пусть бы она сразу попробовала побороться у себя в Сенегале! :) Честно говоря, если бы не ее приезд во Францию, где она почувствовала чужую свободу, я вообще очень сомневаюсь, что ее когда-нибудь бы осенило на борьбу. Жила бы у себя в африканской деревне и казалось бы ей, что жизнь прекрасна, как это казалось всем ее прабабушкам, бабушкам и маме. И даже "очищение" не выглядело бы для нее таким ужасным обрядом. В общем, все познается в сравнении...
С другой стороны, уже в самом конце книги сказано, что, оказывается, до сих пор "очищение" женщин практикуется более чем в 30 странах, в том числе в Мали, Эритреи, Эфиопии, Нигерии, Сомали и... внимание! в ЕГИПТЕ. Причем в некоторых из этих стран творится совершеннейший беспредел. Например, в той же Нигерии девочкам удаляют не только клитор, но и вообще все наружние половые органы, срезают их подчистую. :(( В общем, это меня добило! Какими бы не были обычаи, какой бы не была борьба, но это уже полный маразм! :(
Какое-то сумбурное у меня в этот раз изложение получилось. Ну, в общем, так...