И, вот, основная часть ворк-шопа у нас подошла к концу, и примерно половина асов туризма, успешно на нем потрудившись, разъехалась по домам. Но это отнюдь не было завершением всей программы. Дело в том, что всё мероприятие состояло из трех частей: пре-тур, основная часть и пост-тур. Участникам предлагалось обязательно посетить основную часть (как раз о ней были все мои предыдущие заметки из этой серии) и, по желанию, выбрать либо пре-тур, либо пост-тур. Пре-тур начинался за несколько дней до основной программы, и тем, кто выбирал его, показывали город Лахти и его окрестности. Пост-тур стартовал сразу после нее, и выбравших его везли в Рауму, Пори и другие интересные места по соседству. У меня особого выбора не было, так как пре-тур попадал на даты, когда мы с Антоном еще путешествовали по Ирану, поэтому я записалась на пост-тур.
Ратуша в Рауме.
После обильного ужина в Херранкуккаро вставать на утро было крайне тяжело, но нам ничего не оставалось, как преодолеть себя и отправиться в путь. Уезжали из Турку мы на два дня, и первой должны были посетить Рауму. Сейчас, когда мы из нее уже давно вернулись, я с уверенностью могу сказать, что это - самый красивый город Финляндии! Но тогда я знала о Рауме лишь то, что ЮНЕСКО внесло ее центр в список объектов Всемирного наследия, а оно кого попало туда не вносит.
2.
Из Турку до Раумы мы ехали примерно полтора часа и остановились в самом ее центре у старинной церкви Святого креста.
3.
Наверное, начало нашего осмотра Раумы именно с этой церкви произошло неспроста. Она считается одним из самых древних зданий города, ибо было построена еще аж в 15 веке! В те годы здесь был францисканский монастырь и церковь Святого креста возвели при нем. Но потом шведский король Густав Ваза внедрил в стране лютеранство, монастырь закрыли, а монахов-католиков выслали. Что же касается церкви, то сначала в ней разместили королевскую усадьбу (по другой версии - конюшни), но потом одумались и просто переделали из католической в лютеранскую, тем более, что единственная имевшаяся в Рауме церковь на тот день - церковь святой Троицы - сгорела (мы видели остатки ее руин и старое кладбище рядом). Именно с тех самых пор, с 1640-х годов, церковь Святого креста стала главным храмом города, святилищем, как городского, так и сельского приходов.
4.
Больше всего, конечно, впечатляют в этом храме настенные росписи. Они сохранились еще с эпохи Ренессанса.
5.
6.
7.
8.
Но не менее красивы витражи у алтаря, орган и кафедра проповедника, изготовленная в Северной Германии в 1625 году. Интересна она тем, что полностью сделана вручную, украшена какой-то очень продвинутой резьбой по дереву и деревянными фигурами апостолов и святых.
9.
10.
11.
А вообще, этой церкви очень часто что-то дарили. Например, до сих пор здесь хранятся преподнесенные в дар средневековый алтарный шкаф, чаша для причастия из позолоченного серебра, латунная кадильница, церковный корабль в башенной части храма и т.д. и т.п. А самый последний дар - это скульптура женщины, читающей библию. Женщина сидит на скамье для паствы. Как объяснила нам экскурсовод, автор скульптуры, преподнося ее храму, сказал такие слова: "Пусть внутри этой церкви всегда будет хотя бы один человек!"
12.
А это руины сгоревшей церкви святой Троицы и кладбище рядом.
13.
14.
15.
16.
17.
Мы отправились гулять по Рауме. В середине 15 века она появилась здесь, как небольшая морская деревушка, жители которой занимались рыболовством, а также тут постепенно образовался морской порт. Да и сейчас это, разумеется, городок, но городок маленький. Как подсчитала одна из моих коллег по туру, в Рауме живет людей разве что немногим больше, чем в ее московском доме. :) Может, она и преувеличивает конечно, но в Старой Рауме - в том самом центре, который занесен ЮНЕСКО в его список, проживает всего лишь несколько тысяч человек.
Раума городок очень милый. Прежде чем отправиться смотреть его деревянные домики, мы прошлись по берегу маленькой речушки, которая здесь протекает.
18.
Раньше ее ширина была аж 20 метров. Не знаю, была ли она судоходной - вряд ли, скорее всего, разве что для плоскодонных лодок. Но теперь она обмелела и местами даже больше стала похожей на ручей. Правда, до сих пор на ее берегах среди травы и зелени можно увидеть старые каменные ступеньки - по ними раумчане когда-то спускались к реке за водой.
19.
20.
А еще эта речушка до сих пор интересна тем, что, несмотря на ее размеры, в нее в сезон нереста до сих пор заходит лосось, и жители города этим безумно гордятся.
Деревянные одно-, максимум двухэтажные домики Раумы похожи на игрушечные. Желтые, красные, светло-серые, голубые, светло-зеленые, с резными наличниками на окнах с кружевными зановесочками и с фигурками собачек на подоконниках.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Раньше практически в каждом доме в Рауме жил моряк. И был такой обычай: когда моряк уходил в море, собачек поворачивали так, чтобы они смотрели в окно, будто ждали его, а когда он возвращался и был дома, их поворачивали мордочками в комнату.
37.
А еще здесь до сих пор существует обычай плести кружева. Он зародился еще в 17 веке, плести кружева на коклюшках в то время умела практически каждая девушка Раумы, и они получались настолько красивыми, что их даже вывозили продавать за границу, благо что в каждой семье были моряки.
Морячки.
38.
Сейчас обычай плести кружева возродился, как нельзя лучше, и летом в Рауме даже проводятся "Кружевные недели". На них многие местные женщины отворяют двери своих домов и устраивают внутри импровизированные выставки. Они показывают и старинные кружева, которые плели еще их бабушки, и новые, которые сделали сами и теперь не прочь продать.
Коклюшки.
39.
Раума - удивительный городок. Представьте себе, в нем - единственном в Финляндии - сформировался свой собственный диалект финского языка. Его типичные черты - это сокращения слов, своеобразная интонация и большое количество слов, заимствованных из германских языков. Но, кроме германских, в раумском диалекте местные жители используют шведские, английские, эстонские, русские и французские слова. Это и не удивительно, ведь моряки во время своих морских путешествий много общались с иностранцами, иностранцы приходили по морю в Рауму, отсюда и язык...
Самое сердце Раумы - это ее Рыночная площадь с Ратушей (см. фото №1). Именно здесь всегда кипела жизнь и происходили главные события в городе. Ратушу построили местные мастера в 1776 году, и теперь она и ратуша в Порвоо - две на всю Финляндию, древнейшие и сохранившиеся в своем первоначальном виде. На верхнем этаже находились зал, бюро и архив, на нижнем - будка полицейского и магазины. Сейчас там городской музей.
Но так как в рекламном туре галоп был еще более резвый, чем в обычном групповом туре, с музеями у нас не особенно сложилось, и Ратушу мы осмотрели только снаружи, а внутри я успела лишь заглянуть в сувенирный магазин и купить там магнитик.
Коллеги вникают в рассказ экскурсовода.
40.
Из всех же музеев Раумы, а их тут около десятка, мы побывали только в двух (кстати говоря, это был музейный рекорд за всю поездку по Финляндии) - в музее мореходства и в доме моряка Кирсти.
Вообще, что интересно, музеи в Рауме такие, что в них вряд ли кому станет скучно: дом судовладельца, дом моряка, гончарная мастерская и квартира гончара, наблюдательная вышка... Идешь так по городу, любуешься его разноцветными деревянными домиками и, того гляди, наткнешься на какой-нибудь музей.Так что, я честно говоря, очень жалею, что мы провели здесь всего лишь несколько часов. Этот уютный городок заслуживает гораздо большего времени. Ну, да, что уж теперь...
Дом моряка Кирсти расположен на самом берегу реки и в нем на примере одного рода, одной большой семьи можно посмотреть, как жили раумчане на протяжении 200 лет.
41.
Да-да, этот дом был построен в середине 1700-х годов. И в семье было так заведено, что все эти годы он передавался из поколения в поколение по женской линии. Девочка подрастала, выходила замуж, а зятя приводила сюда. Поэтому фамилии владельцев дома менялись, да и профессии у них были разные. Ведь это он только условно называется Домом моряка. Строили дом шкиперы, которые имели долю дохода от перевозки на кораблях деревянной посуды в Германию и Данию. Потом владельцами дома стали моряки, их сменили ремесленники, затем кузнецы и т.д. и т.п. Кроме своего основного промысла, все они еще занимались сельским хозяйством, причем, практически до наших времен. Перестали выращивать коров, коз и кур хозяева дома Кирсти только в 1950-м году.
Сейчас прогуляться по комнатам дома и посмотреть на обстановку, в которой тут жили пятьдесят, сто, двести лет назад, безумно приятно и интересно. Черная, закопченная посуда на плите, детская колыбелька рядом со взрослой кроватью, старый камин, фарфоровые собачки на полке мордашками в комнату - моряк дома, веретено с пряжей, подушка с начатым кружевом и коклюшками, древние потертые стулья, обувь на деревянной подошве...
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Впрочем, дом Кирсти - это не одно здание, это целый комплекс с амбаром, с загоном для скота, который выпускали зимой из этого самого загона погулять на специальной площадке, наконец, с пекарней, пристроенной к дому в начале 19 века, в которой, как я поняла, как раз сейчас воспроизведена обстановка, в коей жили владельцы дома уже в 20 веке, накануне того, как передать дом музею...
51.
52.
53.
Еще один интересный дом в Рауме - это Марела, дом судовладельца, огромный и красивый. Но мы, увы, осмотрели его только снаружи. Его владелец - Абрахам Марелин поселился в нем во второй половине 18 века. Да и потом владельцами этого дома становились зажиточные купцы и судовладельцы.
Мы же отправились в музей мореходства. Ехали мы по нему долго, по разным извилистым дорогам и улочкам, мимо порта и марины, заставленной белоснежными яхтами, поэтому когда, наконец, приехали и увидели указатель, гласивший, что отсюда до центра города всего лишь 900 метров, то сильно удивились. В общем, это я к тому, что пешком, наверное, было бы быстрее. :)
54.
55.
Морские музеи я, признаться, очень люблю. Нее, конечно, не настолько, как мой муж, который готов разглядывать каждый морской экспонат по десять минут и поражаться каждому навигационному прибору, каждому узлу на канате, каждой записи в корабельном журнале и т.д. и т.п., в общем, вы меня поняли. Поэтому, когда до меня дошло, что же это за музей, в который мы попали, я очень пожалела, что рядом не было Антона, так как он бы обрадовался и восхитился всем тем, что там можно увидеть. Музей мореходства в Рауме частный и расположен в трехэтажной кирпичной башне, где раньше находилось мореходная школа. В музее мы встретились с его хозяином. Честно говоря, я не спросила, кем он был раньше, но я уверена на 80 процентов, что именно моряком, ибо он с такой душой относился к каждому экспонату музея, с такой любовью рассказывал здесь обо всем, что невозможно было в этом сомневаться.
А музей поистине замечательный. Во-первых, экспонаты в нем подобраны так, что даже без их описания (если бы его не было) становится понятно, что это такое, как применялось, и для чего было нужно. Во-вторых, он частично интерактивный, некоторые вещи можно даже в разных смыслах на себе примерить. А, в-третьих, он так удачно оборудован компьютерами, коими можно пользоваться, что зависнуть рядом с каждым экспонатом, чтобы почитать о нем, посмотреть фотографии и узнать побольше, можно надолго.
В музее можно увидеть всё: разные мореходные приборы и системы навигации, географические карты, записи в судовых журналах, фотографии и письма моряков, вещи, которые они привозили из своих плаваний, открытки, которые посылали домой из портов по всему миру - Сингапура, Восточной Африки, ЮАР, Южной Америки и т.д., еду, которую они ели на борту, скелеты морских животных, которые ими были пойманы в пути, и прочее, прочее, прочее. Меня, например, покорила коллекция деревянных скульптур, которые раньше устанавливались на борту кораблей. Мы привыкли к тому, что обычно эти скульптуры изображали каких-нибудь красивых женщин, но, как поведал нам хозяин музея, на самом деле, все было совсем не так. Скульптуры были абсолютно разные: мужчины, женщины, животные, но большинство из них просто не сохранилось, женщинам повезло почему-то больше.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Сувениры из других стран.
65.
66.
Вкуснятинка. :)
67.
Вот, еще интересно. Фотография и воспроизведенные с нее фигуры моряков - экипажа одного из кораблей.
68.
69.
70.
А еще меня поразило внимание к мелочам. В музее рассказывается о таких моментах из жизни на борту, рассказов о которых я не встречала больше ни в одном другом музее. К примеру, оказалось полной неправдой то, что моряки предпочитали не брать с собой в странствия кошек. Мол, кошка на корабле - это к несчастью. Как бы не так! Судя по фотографиям, которые мы там увидели, котов с собой в море брали ничуть не реже, чем тех же собак или попугаев. И ведь правильно! Сколько дней предстоит плыть, а животные развлечет, повеселит, да и друг какой-никакой. :)
71.
Или вот, про татуировки. В музее им посвящена целая витрина: какие татуировки делали моряки, чем делали, какую краску использовали.
72.
73.
Или про обычаи празднования дня Нептуна, когда корабль пересекает экватор.
74.
Или про то, в каких водолазных костюмах спускались водолазы на морское дно еще несколько десятков лет назад, да и сейчас, скорее всего, тоже. Чугунные водолазные ботинки даже дают померить всем желающим. Каждый из них весит по 12 килограммов. Такой их вес нужен для того, чтобы водолаза не унесло течением. Правда, я едва ли смогла такой поднять. Вообще, не представляю, как они в такой обуви хотя бы перелезали за борт, дабы потом погрузиться в морскую пучину. :)
75.
76.
И это я еще не рассказала о том, что, кроме всего прочего, в раумском музее мореходства можно испытать себя в роли капитана. На втором этаже там есть навигационный симулятор, с помощью коего можно попробовать управлять разными видами кораблей. Самый простой и маленький среди них - это резиновая лодка на жесткой раме, а самый крупный - 340-метровый супертанкер, среди других вариантов еще имеются паром, перевозящий автомобили, и большой круизный лайнер. Место навигации выбрать тоже можно. Так, вместо Раумы вы можете попробовать покапитанить вблизи Хельсинки и Уусикаупунки, Сиднея, Нью-Йорка, Ла-Манша, Гибралтара. Состояние моря и погодные условия также могут быть разные: штиль, шторм, туман, раннее утро, ночь, дождь, снег, сильный ветер и т.д. и т.п.
В общем, друзья, Раума доказала мне, что даже в знакомой и исхоженной туристами вдоль и поперек Финляндии могут найтись такие замечательные уголки, в которых может быть поистине интересно, и из которых не захочется уезжать. Так что, если вы вдруг окажетесь в стране Суоми, не ограничивайтесь Хельсинки, Турку и Рованиеми, побывайте в Рауме, вы получите огромное удовольствие от этого чудесного городка. Ехать до нее из Хельсинки всего-то около ста километров, а это - час на автобусе. :)
Так что, если надумаете, обращайтесь, поможем с организацией, если надо: +7(495)788-04-42
travel@scan.travel
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год, май:
Херранкуккаро. Рыбный рай
Наантали. Где живет Снусмумрик?
Турку. Ужин в средневековом замке
Турку по-рабочему
Про Турку и про то, как я там по деревьям лазала
Фотообзор: Туроператорская Финляндия
Мои другие рассказы из путешествий по Финляндии:
2014 год, апрель:
Где жить в Эстонии?
На пароме из Хельсинки в Таллинн
Хельсинки. Гастрономический тур
Иматра. 6 километров от России, и уже Финляндия!
"Holiday Club Saimaa". Курорт на берегу финского озера
Финляндия, Эстония. По Нордическим странам с Гудлайном
Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике
2010 год, сентябрь:
Наш такс-фри в Финляндии и дорога домой
Аландские острова. Кобба Клинтар. Как мы попали на необитаемый остров между Швецией и Финляндией
Аландские острова. Мариехамн. Под парусами "Поммерна"
Мариехамн. На Аландских островах...
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний