Признаюсь, что последний день нашего майского рекламника выдался не настолько изматывающим, как все предыдущие. Из Ютери мы отправились в Ноормаркку – небольшой населенный пункт неподалеку от Пори. Все эти места еще хороши тем, что они речные, там отлично ловится рыба, и многие туристы приезжают туда как раз за этим. Впрочем, сам Ноормаркку не такое уж рыбное место. Для того, чтобы порыбачить, лучше немного уехать от него в сторону. Но это не уменьшает его интересноть, ибо он не только курорт, но и самый настоящий музей под открытым небом.
Все началось с того, что Ноормарку был образован в 1806 году, как заводской поселок. А через 60 с небольшим лет он перешел к роду Ахлстрёмов, и именно тогда начал процветать и расширяться. Теперь же эта промышленная территория считается памятником местного архитектурного и культурно-исторического наследия.
Но знаете, когда мы только приехали в Ноормарку, я поразилась: какая промышленность, какие фабрики-заводы? Кругом были изумрудные поля и зеленые леса, симпатичные виллы (позже я узнала, что для тогдашних владельцев их проектировал сам Алвар Аалто), где-то неподалеку журчала речка… природа, природа и еще раз природа, какое производство?
2.
3.
4.
Но все оказалось именно так, как было. И раз нам обещали заводской поселок, то вот он! Правда, сейчас, конечно, здесь уже давно ничего не производили, и поселок больше напоминал курортную зону на берегу реки, но ведь было же время…
5.
6.
Вообще, первый из Алхстрёмов, его звали Антти был типичным фермером. Весь край в ту пору здесь был фермерским, поэтому и Антти на заре его юности никакие особые бизнес-идеи не посещали: молол себе зерно на мельницах, занимался натуральным хозяйством, и ему было нормально. Но потом Ноормарку стал развиваться, и обстоятельства сложились таким образом, что Антти, кроме содержания собственной фермы, решил расширить свой бизнес. Он занялся торговлей зерном и древесиной. Про поля и леса в начале этой заметки я уже упоминала, да. Во времена Антти, поверьте, они были еще более обширные. А чуть позже он открыл пару небольших фабрик – одну по производству стекла, а на второй делал бумагу. Кстати, что интересно, буквально за два дня до нашего приезда в Ноормаркку там открылся музей-лесопилка. Точнее, как музей? Музей, конечно, но лесопилка там воссоздана в точности такой, какой она была во времена Антти Алхстрёма и его потомков.
7.
Мы зашли в длинное деревянное здание на самом берегу реки, и лесопильное производство открылось перед нами во всей красе. Кругом были бревна, доски, бруски, разные пилы, шлифовальщики и прочие машины, а внизу под ногами – несколько полос железнодорожных рельсов со стоявшими на них тележками.
8.
9.
10.
На лесопилке семейства Алстрёмов производилось много разных деревянных заготовок. Даже горбыль, шел в ход, не говоря уже о рейках, палках и специально обработанной коры, которая шла на изготовление корзин и коробов. Мало того, рядом с лесопилкой располагалась лыжная мастерская! Лыжи обычно делали из березы, и одного большого ствола хватало сразу на несколько пар лыж.
11.
12.
Но все-таки главное, что здесь производили – это строительные бревна и доски. Причем, для строительства вовсе не зданий (хотя и их тоже), а кораблей.
13.
Основными породами деревьев для них служили сосна и ель. Бревна обрабатывали, распиливали, после чего погружали в тележки, установленные на рельсы, впрягали в них лошадей и тянули к реке, по которой переправляли уже в Пори.
14.
Конечно, если из Ноормаркку в Пори сразу бы провели железную дорогу, то на лесопилке моментально бы выросло и производство древесины. Однако дело это было затратным, и железная дорога появилась тут только в 1930-х годах, когда лесопилка уже закрылась.
15.
Но продолжу рассказывать о производственных успехах Алхтрёмов.
16.
17.
Антти начал вести дела в очень удачное время. Был бум промышленности и богатели очень многие. Его дела шли так хорошо, что вскоре он стал одним из самых крупных бизнесменов и самым крупным судовладельцев в Пори. У него было целых четыре парусных торговых океанских судна. Все они были огромными кораблями. Мало того, два из них – фрегаты «Суоми» и «Гарибальди» были вторым и третьим по величине среди всех судов, зарегистрированных в Финляндии в то время. Так, водоизмещение «Суоми» было 800, а «Гарибальди» 770 регистровых тонн.
18.
Прежде всего, Антти Алхтрём использовал свои корабли для торговли древесиной. Ее он поставлял не только в другие страны Европы, его корабли ходили практически по всем морям и океанам, от Карибов до Индии.
19.
А что самое интересное, бизнес Алхтрёма был настолько крепким, что пережил все кризисы конца 19 и начала 20 века. После смерти Антти бразды правления его фирмы перешли к его жене Еве, которой тоже удавалось преумножать капиталы, а потом – их детям.
Честно говоря, что сейчас происходит с их бизнесом, я не знаю. Но в промышленном поселке Ноормаркку теперь курорт. На лесопилку и в мастерскую Алстрёмов водят туристические экскурсии.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
А коттеджи вокруг можно снять на несколько ночей, чтобы отдохнуть среди тишины и красивой природы на берегу реки. Правда, стоят они, на мой взгляд дороговато, но приехать, чтобы полюбоваться здешними местами, имхо, стоит.
28.
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2014 год, май:
Пори, Юутери. Вспомнить море!
Раума. Самая красивая, самая старинная
Херранкуккаро. Рыбный рай
Наантали. Где живет Снусмумрик?
Турку. Ужин в средневековом замке
Турку по-рабочему
Про Турку и про то, как я там по деревьям лазала
Фотообзор: Туроператорская Финляндия
Мои другие рассказы из путешествий по Финляндии:
2014 год, апрель:
Где жить в Эстонии?
На пароме из Хельсинки в Таллинн
Хельсинки. Гастрономический тур
Иматра. 6 километров от России, и уже Финляндия!
"Holiday Club Saimaa". Курорт на берегу финского озера
Финляндия, Эстония. По Нордическим странам с Гудлайном
Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике
2010 год, сентябрь:
Наш такс-фри в Финляндии и дорога домой
Аландские острова. Кобба Клинтар. Как мы попали на необитаемый остров между Швецией и Финляндией
Аландские острова. Мариехамн. Под парусами "Поммерна"
Мариехамн. На Аландских островах...
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний