Как иранцы ГЭС построили

Среда, 23 Марта 2016 г. 10:04 + в цитатник
В Шуштар мы въезжали с полицейским эскортом. Водитель, который вез нас сюда из Чога Занбиль, был без понятия, где находятся шуштарские водопады, к коим мы сказали ему нас отвезти, но проявил сообразительность - остановился у полицейского участка и озаботил темой стражей порядка. Вот они и решили, что лучше до этих самых водопадов нас сопроводить. Хорошо, что без сирен и мигалок. :)
IMG_9428 (700x456, 238Kb)

Вообще, Шуштар, наверное, заслуживает большего внимания, чем мы ему уделили. Здесь находится много интересных достопримечательностей - древние мосты, крепость, всякие развалины. Но мы приехали сюда уже вечером, а на следующее утро должны были сесть на поезд в городке под названием Андимешк и отправиться смотреть самую живописную горную железную дорогу Ирана. Впрочем, в Шуштаре мы выбрали самую интересную достопримечательность. Водопады (по-персидски Абшар), которые мы ехали смотреть, были не просто водопадами, а целой гидравлической системой. То, что сейчас можно увидеть, то есть, то, что сохранилось, было построено в 9-10 веках, но по своему назначению эта система работала с гораздо более ранних лет. Ее использовали с третьего столетия новой эры.
IMG_9400 (700x448, 290Kb)

IMG_9419 (700x442, 276Kb)

Река Корун образует в этом месте довольно-таки высокие пороги. Их-то и использовали для создания гидравлической системы. Мы спустились вниз по лестнице и оказались у целой кучи водопадов и каскадов.
IMG_9402 (700x528, 319Kb)

IMG_9417 (700x389, 218Kb)

IMG_9403 (700x485, 321Kb)

IMG_9404 (700x467, 291Kb)

Люди проделывали в скалах специальные туннели, учитывая направления и скорость потока воды. Местный дед-смотритель открыл нам одно из самых нижних помещений, расположенное прямо у самого потока, и мы увидели там мельницу, стоявшую еще с 9 века. Честно говоря, я с физикой, а особенно с гидравликой, не особенно дружу, и поэтому вряд ли смогу объяснить вам точный принцип действия этой мельницы. Но суть в том, что вода вращала ее лопасти, а рис и пшеница засыпались между двумя каменными жерновами. Камни тоже вращались и зерно мололось.
IMG_9425 (467x700, 258Kb)

IMG_9408 (700x487, 307Kb)

13.
IMG_9406 (700x410, 231Kb)

Потом мы осмотрели вторую мельницу того же самого времени, но предназначавшуюся для более грубого помола зерна.
14.
IMG_9413 (478x700, 216Kb)

15.
IMG_9414 (700x542, 326Kb)

Кстати, именно тут, на водопадах Шуштара заработала первая в Иране гидроэлектростанция. Случилось это в первой половине прошлого века. Сейчас эту ГЭС можно тоже увидеть в Шуштаре, мы ее осмотрели. Но выглядит она так, что ее ну никак нельзя принять за энергетически мощное техническое сооружение. Впрочем, наверное, как и большинство электростанций того времени. Если вы вспомните первую нашу в Волоколамской районе, то поймете, о чем я говорю. :)
16.
IMG_9418-001 (512x700, 334Kb)

Но сейчас Абшар - уже исключительно туристическое и культурное место. Сюда приходят гулять парочки, они любуются скалами и водой, прилетающими сюда ловить рыбу птицами - цаплями и еще какими-то, выползающими на камни черепахами.
17.
IMG_9434 (700x462, 269Kb)

18.
IMG_9433 (700x485, 274Kb)

19.
IMG_9435 (700x484, 299Kb)

20.
IMG_9416 (700x403, 252Kb)

Еще тут есть колония уток (гусей?), они практически одомашненные, и мы даже видели, как их кормят. Сотрудник этого места (тут есть что-то вроде офиса, билетной кассы и туристической информации) привел к берегу своего маленького сынишку. Они взяли несколько пакетов с лавашом - в каждом было, наверное, не меньше десятка лепешек, разламывали на куски и кидали в воду. А гуси, видимо, привыкли к тому, что их так кормят постоянно. Едва только заметив приближавшегося мужчину с пакетом, главный гусь издал вопль, и тут же вся стая загоготала ему в ответ и понеслась на всех парах к месту кормления. Лаваш пошел на ура! :))
21.
IMG_9446 (700x467, 280Kb)

22.
IMG_9439 (700x526, 316Kb)

Мы пробыли у водопадов, наверное, не меньше часа, до того самого момента, пока Абшар не закрыли на ночь. Потом дед-смотритель проводил нас на улицу и поймал нам такси. Примерно за 12 рублей мы доехали до автобусного терминала.
Ночевать мы планировали в городке по-соседству - в Десфуле. Уже стемнело и последний автобус благополучно ушел. Но в этот раз нам повезло. Дед говорил, что такси до Десфуля обойдется нам не меньше, чем в 300 тысяч реалов, но мы умудрились найти дядьку на машине всего за 250. С ним-то мы и поехали, все 50 километров пути показывая друг другу фотографии детей, родных и близких на мобильном телефоне. Иран! Тут принято делиться фотографиями.
В Десфуле мы заселились в очень симпатичный отельчик на самом берегу реки Корун под названием "Ronash Beach Hotel". Правда, несмотря на такое его название, никакого пляжа поблизости не было. Но зато рядом с рекой была очень живописная набережная. С балкона нашего номера мы видели, как, несмотря на поздний час, многие местные жители пришли сюда, расстелили пледы и устроились на пикнички с чаем и разными вкусностями. И мы их прекрасно поняли. К вечеру температура упала и находиться на улице, да еще в красивом месте (река немного освещалась фонарями с набережной) было сплошным удовольствием. Потом уже среди ночи я проснулась и решила поглядеть, отдыхают ли все еще десфульцы на берегу. Было часа два или три. Поглядела - некоторые все еще предавались релаксу. :)
А так выглядит это место днем.
23.
P5136979 (700x375, 222Kb)

24.
IMG_9464 (700x461, 284Kb)

25.
IMG_9465 (700x416, 279Kb)

26.
IMG_9468 (700x431, 273Kb)

Но это я забежала вперед. В "Ronash Beach Hotel" мы заехали совершенно случайно. Его порекомендовал нам все тот же дед-смотритель из шуштарского Абшара. Разумеется, там нам не ждали, и мы упали на рецепцию, как снег на голову. Сотрудники отеля владели только фарси и языком жестов, и мы с большим трудом объяснили им, что нам нужен двухместный номер на одну ночь. Но на этом они как-то неожиданно сильно зависли. Потом одного из них осенило. "О! - по всей видимости, сказал он, - ведь у нас есть еще другие русские постояльцы. Сейчас мы их позовем!" И действительно, он куда-то удалился, потом вернулся, поманил за собой нас, и вскоре мы очутились перед дверями одного из номеров. Из-за его двери высунулись двое мужчин, переговорили о чем-то с сотрудниками, а затем один из них обратился к нам на чистом русском: "Здравствуйте! Погодите минуточку, я сейчас выйду!" Русским оказался грузин Гела. Что конкретно он делал в Десфуле, мы так и не поняли, но в целом в Иране он вел бизнес. У Гелы, как он нам рассказал, было два паспорта: российский и грузинский, но жил он в Одессе. А занимался тем, что поставлял из Ирана в Россию фрукты. Хотя, честно говоря, я не уверена с его слов, что он ничего не перепутал. Вполне возможно, что Россией он посчитал как раз Одессу, и возил фрукты туда, и гражданство, помимо грузинского, у него было украинское. Но не суть. Заметив, что он не особенно желает распространяться о своих делах, мы сменили тему и попросили, чтобы он был у нас переводчиком с сотрудниками отеля. Но тут выяснилась небольшая сложность. Гела говорил по-грузински и по-русски, но не говорил на фарси и быть нам прямым переводчиком не мог. Поэтому ему в помощь был вызван второй грузин, который говорил по-грузински и на фарси, но не знал русского. В итоге мы говорили, что надо, Геле, Гела переводил это все на грузинский второму грузину, а тот на фарси - сотрудником отеля. :)) Последние же, как оказалось, желали всего лишь знать две вещи: готовы ли мы заплатить за номер примерно 850 рублей (это для Десфуля было дорого), и женаты ли мы? Честно говоря, "Ronash Beach Hotel" стал первым и единственным в Иране отелем, где у нас поинтересовались о законности наших с Антоном отношений. Хоть Иран и шириатское государство, но до сих пор всем это было абсолютно по барабану. Мы удовлетворили любопытных служащих и пошли заселяться.
Впрочем, с Гелой мы не расстались. Нам с его помощью нужно было узнать еще одну вещь. Как я вам уже говорила, следующим утром мы собирались отправиться в Андимешк - городок в десяти километрах от Десфуля и сесть там на поезд. Ехать нам предстояло в Доруд через горный хребет Загрос. Проблема же была в том, что мы не имели понятия, во сколько отправляется этот поезд. Сайта иранских железных дорог мы не нашли, а единственный отчет какого-то русскоязычного путешественника, проехавшего по этой железной дороге, был уже трехлетней давности. Тогда поезд отправлялся где-то около пяти часов утра. Это мы и попросили узнать Гелу у сотрудников отеля. Но сотрудники тоже оказались не в курсе. Впрочем, Гела пообещал нам, что как-то по своим каналам выяснит сие, и действительно сдержал слово. Не знаю уж, где и как он нарыл информацию, но он нам поведал, что никакого утреннего поезда нет, а самый ранний отправляется из Андимешка в час дня. Вот так, благодаря грузино-одесскому бизнесмену, изменились наши планы и отменился жутко ранний подъем на поезд. Мы были им спасены! :))
Следующим утром мы выспались, спокойно позавтракали, немного погуляли по Десфулю - прошлись вдоль реки и побывали у старинного, построенного еще римлянами и затем многократно перестроенного горожанами моста.
27.
IMG_9470 (700x457, 292Kb)

28.
IMG_9469 (700x467, 332Kb)

29.
P5136985 (700x447, 323Kb)

30.
IMG_9472 (490x700, 271Kb)

Вода в реке чистая. В ней даже стирают белье и купаются.
31.

P5136988 (700x525, 280Kb)

38.
P5136990 (700x374, 214Kb)
А затем собрались и на такси доехали до железнодорожного вокзала в Андимешке.
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Ирану:
2014 год, май:

Шуш. Это ж надо было так угрохать город...
Изе. Один мой день в иранской семье
Евреи и армяне в шиитском Исфахане
Исфахан. Город мечетей ЮНЕСКО
Где жить в Иране путешественникам?
Мейбод. Дом, которому 6000 лет!
Язд, Мейбод. Вода в пустыне
Язд. Бывают города каменные, а бывают глиняные!
Персеполис. Персы и их полис
Шираз. Все в сад!
Страшный Тегеран
Иранцы. Какие они?
Туристическая информация и нюансы нашего путешествия по Ирану
Фотообзор: Узорами персидских дорог

Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру
Выставки/музеи
Понравилось: 8 пользователям

nnadink   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 10:51 (ссылка)
Кто, что я ВЫПЬ))) заметила) думаю, что и вы тоже)Аж на 2 кадрах))))

Очень интересная поездка, Наташ... именно такая, как и я люблю - "с погружением")
И мот, и пещеры, и просто кадры людей, живущих своей жизнью завораживают...
Ответить С цитатой В цитатник
Andrrr   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 12:04 (ссылка)
Эх, удастся ли когда-нибудь...
atrus28   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 12:18 (ссылка)
Водопады заворожили красотой!
Ответить С цитатой В цитатник
Счастливая_74   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 19:52 (ссылка)
Красиво!
Но с отелем, конечно, удивили. А если б не эти грузины... у них, наверно, и жесты в корне отличаются от наших.
Ответить С цитатой В цитатник
Lussit   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 11:28 (ссылка)
Какое чудесное место! Завораживает.
Annataliya   обратиться по имени Вторник, 29 Марта 2016 г. 09:05 (ссылка)

Ответ на комментарий nnadink

Есть там выпь, ага! Правда, она у нас проходила под "Ой, смотри, какая птичка симпатичная, давай фотай ее!" :))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Вторник, 29 Марта 2016 г. 09:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Andrrr

Ну, а почему нет? Главное - желание!
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Вторник, 29 Марта 2016 г. 09:17 (ссылка)

Ответ на комментарий atrus28

Они такие! А какие древние!
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Вторник, 29 Марта 2016 г. 09:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Счастливая_74

Нет, язык жестов один во всем мире.
Да я думаю, заселили бы нас, куда делись. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Среда, 30 Марта 2016 г. 01:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Lussit

Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_i   обратиться по имени Суббота, 30 Апреля 2016 г. 20:58 (ссылка)
Как красиво! И позабавило то как вы в отель заселялись)
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 30 Апреля 2016 г. 21:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Alina_i

Да уж... :))
Ответить С цитатой В цитатник
Habik   обратиться по имени Re: Как иранцы ГЭС построили Вторник, 17 Мая 2016 г. 10:32 (ссылка)
Наташ, а сотрудникам отеля было достаточно вашего словесного утверждения, что вы муж и жена? Они же никак это не проверят - верят на слово? : )

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Вторник, 17 Мая 2016 г. 10:35 (ссылка)
Даа, поверили на слово и успокоились. :))