Честно говоря, когда я начинала читать эту книгу, я думала, что получу от нее совсем другие впечатления, чем те, которые в итоге получила. Роман о Турции, о любви, о взаимоотношениях в обществе... На самом же деле, все оказалось совсем не так. Да, действие происходит в Турции 1970-1980-х годов, в Турции, ориентированной на Европу, в которой традиционный восточный уклад жизни дал мощную трещину из-за новых свободных европейских веяний; в Турции, в которой модно ездить в Париж и учиться в Сорбонне, кататься на горных лыжах в Швейцарии, носить короткие платья и с женихом "идти до конца" до свадьбы. И тут Памук отлично показывает все нравы Турции того времени. В этом он - мастер!
Но, вот, сам сюжет романа меня разочаровал категорически. По крайней мере, до нескольких последних глав. Богатый 30-летний бизнесмен Кемаль вот-вот должен обручиться с подходящей ему по статусу, возрасту и всему прочему Сибель. Но буквально за месяц до помолвки он случайно встречает свою дальнюю родственницу 18-летнюю Фюсун и влюбляется в нее по уши. Тем не менее, помолвка с Сибель все же происходит. Но вскоре Кемаль понимает, что жить без Фюсун он не может, и начинается...
В общем, что я могу сказать? На мой взгляд, это даже не любовь. Это - страсть, одержимость, фетиш, психоз... Называйте, как угодно. Кемаль доходит до того, что начинает воровать вещи из дома Фюсун, которыми она пользовалась, чтобы потом смотреть на них часами, трогать их, вдыхать их запах, и потом именно из них он создаст свой музей невинности. И, если сначала его такие поступки вызывали эмоции от недоумения до какой-то жалости, что ли - ну, страдает же мужчина, да... То потом, кроме жалости и желания найти ему хорошего психиатра, они лично у меня больше не вызывали ничего.
"Мне доставляло огромное наслаждение быстро положить в карман какую-нибудь вещицу, например, солонку, которую она только что держала в руке, задумчиво глядя в телевизор; а за беседой, глотая ракы, сознавать, что солонка у меня в кармане и теперь я "ею обладаю".
"Некоторые предметы - такие как спичечные коробки, окурки от сигарет Фюсун, солонки, кофейные чашки, шпильки и заколки - забирать получалось почти незаметно. Исчезновение же пепельницы, чашки или тапки вызывало переполох, поэтому со временем я начал покупать и приносить взамен унесенных вещей новые".
Или вот, совсем уж, имхо, тяжелый случай:
"За восемь лет моих ужинов у Кескинов я собрал и сохранил 4213 окурков Фюсун. Каждый из них, к которому прикасались прекрасные как розы губы Фюсун, побывал у нее во рту, дотрагивался до ее языка, намокал от ее слюны и в большинстве случаев окрашивался в приятный красноватый цвет ее помады".
Бррр!
И такая тягомотина о страданиях и о фетишизме на протяжении всей книги. Уф...
Правда, в конце меня-таки пробило на сентиментальность. Не зря, видимо, Памук - нобелевский лауреат, и концовка романа, имхо, весь роман все ж вытянула за уши. А, может, и нет. Но, по крайней мере, я перестала жалеть о потраченном на книгу времени.
Кстати, примерно год назад в Стамбуле открылся-таки настоящий Музей невинности, где собрана "коллекция"
окурков вещей Фюсун. Ну, какбэ Фюсун. Вообще, этот музей - музей романа. Для фанатов, по всей видимости.