На прошлых выходных мы с Антоном и с моей знакомой Олей
Belfree побывали в музее. Причем, в очень необычном - в Еврейском музее и центре толерантности, что у нас в Марьиной Роще. Причем, честно признаюсь, я ничего толком об этом музее раньше не слышала. Надоумила побывать в нем меня как раз Оля и любезно согласилась еще и побыть нашим с Антоном экскурсоводом, за что ей большое спасибо.
Ну, а я... я думала, ну, музей и музей, ну, с современной экспозицией, ну с проходящими в нем (он же еще и центр) разными тематическими мероприятиями, призванными воспитывать толерантность. В общем, ничего я о нем не знала. Но еврейские традиции, обычаи, история, как и всё это другой нации, мне очень интересны, а поэтому мы, конечно же, с воодушевлением согласились на Олино предложение.
И вот, мы оказались рядом с огромным зданием. Это сейчас здесь - музей и центр толерантности, а по соседству - самые настоящие еврейские кварталы с синагогой, медицинской клиникой и несколькими магазинами кошерных продуктов. В прошлом же это был автобусный парк, а входные двери здания до сих пор напоминают сразу несколько "въездных ворот" для автобусов.
Впрочем, в музей мы ходили уже вечером, было темно, и я не стала фотографировать его внешний вид. А вот, внутри...
Еврейский музей открылся несколько лет назад и сделали его действительно так, как должны быть, имхо, сделаны современные музеи: много пространства, компьютеры, мониторы, 4D-кинотеатр, интерактивные карты, документы. Здесь вовсе не нужно чахнуть над каждым экспонатом и разглядывать подписи мелким шрифтом. Подписи есть, но они четкие и ясные. А если вам мало, то добро пожаловать к монитору рядом, нажимайте кнопки, углубляйтесь в информацию, смотрите фильмы, слушайте записи.
Кстати, насчет фильмов. Первым делом, мы как раз и отправились в 4D-кинотеатр, ведь именно с просмотра компьютерно-документального фильма начиналось введение в музейную экспозицию. Фильм был об истории еврейского народа, с момента появления народа Израилева.
Когда я вам говорила, что мы смотрели кино именно в 4D-кинотеатре, я не ошиблась. Всё было именно так. Молодой человек перед входом в зал выдал нам стерео-очки и предупредил, чтобы в случае чего не пугались: мол, и пошатования кресел бывают, и подергивания, и немного водичкой поливает, и прочие эффекты тоже могут быть. Так оно и оказалось. 4D - это, конечно, 4D, но местами эффект воссоздания реальности был действительно похож на реальность. Особенно, когда на царство Египетского фараона напали полчища москитов. Ооооо! Я в прямом смысле и на собственной шкуре испытала то, что он чувствовал! :))
А потом мы, наконец, попали в залы с экспозицией музея. Впрочем, сначала мы еще побывали в зале толерантности. Там были установлены маленькие индивидуальные экраны и на них можно было посмотреть короткометражные фильмы на эту тему, а еще пройти тест и узнать уровень своей толерантности. Я тест проходить не стала - смотрела в это время фильмы (они, кстати, оказались там очень достойные), а Антон прошел тест. Выяснилось, что уровень толерантности у него средний. :)
И вот, мы в Штетле!
Старик с мальчиком.
2.
Музыканты.
3.
Штетл - это еврейское местечко, городок. Они стали активно появляться в Польше и на Западной Украине в 18 веке, как правило, рядом с польскими поместьями. Потом эти земли перешли к России, и штетлы просуществовали вплоть до самого конца 19 века. Часто городки, где как раз жило много евреев, становились самыми настоящими ремесленными и торговыми центрами для окрестных крестьян.
Даже если евреи составляли меньшую часть населения штетла, его еврейский характер позволял им ощущать себя в большинстве. За всю историю своих скитаний евреи нигде больше не чувствовали себя так комфортно, как в штетле. И хотя их культурные традиции и диалекты могли отличаться в разных местностях, суть их жизненного уклада всюду оставалась одинаковой.
К рыночной площади в штетле примыкала синагога, дом учения, помещение для ритуального омовения, за ними располагались небольшие молельные дома и школы, ремесленные мастерские и лавки, богадельни и жилые дома - от лачуг бедняков до особняков процветающих евреев, возглавлявших общину.
Чаще всего евреи в местечке арендовали недвижимость шляхтичей с правом управления им и получения прибыли. А еще брали в аренду постоялые дворы, корчмы (вместе с правом производства и продажи спиртных напитков), мельницы, пруды для разведения рыбы и даже солеварни. Многие жители местечек занимались ремеслами, были купцами, мелкими торговцами, фельдшерами. В круг еврейских занятий входило также обслуживание различных религиозных потребностей, например, кошерный убой скота и птицы.
4.
В музее есть небольшой сектор, где можно виртуально ощутить себя кем-нибудь из жителей местечка. Антон решил попробовать стать ребе. Он подошел к монитору, включилась камера, и его лицо стало видно на экране. Там же появились предметы одежды, и Антону комп предложить снять размеры головы, ширину лба и другие параметры лица и плеч. После этого Антону было велено постоять пару секунд, не двигаясь. И вскоре на экране на другой стене возникла его фотография, где он был облачен в наряд ребе. Причем, фотография была "живая": когда Антон шевелился, поднимал руки и ноги, его фотография тоже шевелилась и поднимала конечности.
Красавец, не правда ли? :))
Кстати, очень похожие рисунки есть у меня на обложке книги Шолома Алейхема "Тевье молочник".
5.
Побывать в Доме учения и послушать, чему там учили еврейских мужчин, в музее тоже можно. А еще можно посидеть за семейным столом и увидеть, как принято есть шабатную халу. Мы, кстати, увидели: интересно, что мужчина, глава семейства, после молитвы сам разламывает руками халу, первый кусочек съедает сам, следующий дает жене, а она делится им с сидящей рядом дочкой, а затем дает хлеб и сыновьям, которые сидят по другую руку от отца.
А еще тут можно побывать в самой настоящей синагоге, ну, почти в настоящей!
6.
Синагога всегда была центром религиозной и общественной жизни местечка. Ее здание обычно было большим и заметным, служба велась с расположенного в середине зала помоста (бима), а молящиеся во время богослужений были обращены лицом к ковчегу со свитком Торы. Мужчины и женщины молились отдельно. Женщины - либо на галерее, либо в смежном с молельном залом помещении, которое было отделено окном или решеткой. А Дом учения, где мужчины слушали толкования священных текстов, зачастую примыкал к синагоге.
Тору в музее сейчас может попробовать прочесть любой желающий. Главное - уметь!
7.
Ну, а на рубеже 19 и 20 веков в нашей стране начались бурные изменения, которые коснулись и жизни 5 миллионов евреев. В этот период сотни тысяч из них стали переселяться в крупные города - в поисках лучшей жизни, в надежде найти работу, получить образование и приобщиться к достижениям современного мира. Так они попали в Одессу, Киев, Минск, Вильно. Здесь новое поколение евреев осознавало себя "русскими евреями". Они говорили по-русски, интересовались русской культурой и стремились влиться в общественную городскую жизнь. Но, к сожалению, именно в городах и начали происходить первые еврейские погромы.
В Еврейском музее рассказывается примерно о 150-летней истории жизни евреев, начиная где-то с середины 19 века и заканчивая нашим временем. Удивительное дело, но, когда к власти пришли большевики, они были одними из немногих, кто евреев поддержал. К тому времени к евреям наше коренное население относилось уже очень так себе. Еще бы: образованные, интеллигентные, не бедные и... чужаки со своими праздниками, обычаями, традициями, чужаки, которые не ассимилируются, а живут как бы сами по себе. Плюс к тому их много. Как мне кажется, именно все эти факторы и вызывали негативное отношение к евреям, причем, не только русских, а вообще, очень многих в мире. Ведь согласитесь, где только в ту пору не было погромов! О Холокосте, произошедшем позже, я пока вообще молчу!..
Ну, а Ленин после того, как пришел к власти, выступил с идеей, что евреи - отнюдь не враги рабочему классу, его главные враги - это капиталисты, а евреи... ну, что евреи? В общем, в итоге так и сложилось, что та самая первая советская интеллигенция в основном и имела как раз еврейскую национальность.
Ну, а что произошло потом, вы и сами прекрасно знаете.
Вот такие листовки и плакаты распространяли гитлеровцы на оккупированных ими советских территориях.
8.
9.
Холокост.
10.
Кстати, мы знаем о том, что евреи во время Второй мировой войны пострадали от Холокоста, но очень мало слышали о том, что они тоже воевали, тоже защищали Родину. В музее представлено множество документов - свидетельств этому.
11.
"На ваше письмо сообщаю, что Миромович Моисей Яковлевич погиб в боях за Социалистическую Родину и приказом ГУК НКО исключен из списков Красной Армии. Если вам известно место жительства его родителей или жены, то сообщите их почтовый адрес для высылки им официального извещения.
Начальник 4 Отдела подполковник Федоров."
12.
Письмо Бориса Дыскина жене, отправленное с фронта за 16 месяцев до его гибели под Сталинградом, 24 августа 1941 года:
"24/8-41г. Нас бомбардировали немецкие стервятники. Этими налетами фашистские сволочи нас не запугают. Еще с большей ненавистью буду бороться против этих людоедов. Тебя я прошу Аничка, при всей возможности стараться поступить на работу дабы суметь прокормить себя и ребенка. Если буду жив, то после победы над фашизмом заживем с тобой Аничка с новой силой и все раны нанесенные войной залечим. Приветствую твоему выезду из Киева... Особенно не горюй - по комнате и вещи, который в ней остались. Были бы кости - мясо нарастет..."
13.
Евреи шли на войну защищать свою Родину, а еще - спасать свои семьи от верной гибели: ведь они знали, что, если враг захватит их город, их родных расстреляют, как и всех местных евреев. Знали они и то, что, если сами попадут в плен, то, как евреи, будут казнены на месте. Теперь в музее есть мемориальный зал, посвященный погибшим.
14.
Кстати, а вы знали, что известнейшую военную песню "Катюша" написал еврейский композитор Матвей Блантер? А что производством легендарного танка Т-34, который до сих пор называют "Танком, выигравшем Великую Отечественную войну", руководил еврейский конструктор Исаак Зальцман? В 1942 году, находясь на посту директора танкового завода в Нижнем Тагиле, он организовал производство Т-34 в небывало короткие сроки - за 33 дня. А затем продолжал руководить его выпуском в Челябинске. За выдающиеся заслуги Зальцман был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
15.
Конечно, после войны жизнь еврейского населения у нас в стране наладилась. Однако отношение к ним снова безоблачным не было. Уже не было Холокоста, не было погромов, но "Черная книга" - книга, составленная из описаний документальных фактов зверств гестаповцов в годы Второй Мировой, опубликована тогда так и не была. Лишь в 1991 году она увидела свет.
В музее мы осмотрели и множество других экспонатов. Увидели небольшой фильм о жизни евреев в СССР в послевоенное время, фотографии с радостными и плачущими лицами первых эмигрантов, тех, кто первыми ласточками полетел на новую Родину из нашей страны, и фотографии их жизни там, самых первых лет среди всего нового!
16.
После того, как мы вдоволь нагулялись по музею, мы зашли в небольшое музейное кафе, чтобы выпить по чашечке кофе и обсудить увиденное. Кстати, в этом самом кафе, которое, по Олиным словам, раньше было обычной "Шоколаднице", теперь подавали, в том числе, и блюда еврейской кухни: форшмак, цимес, хумус, фирменные баклажаны, еврейский салат из мелко нарезанных помидоров и огурцов, мацу и прочие. Правда, за еврейскими вкусностями мы с Антоном все-таки потом зашли в кошерный магазин по соседству. Купленная там шоколадная маца нам, правда, показалась как-то не очень, а вот, израильские печеньки к чаю, весьма неплохими.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок по Москве:
2014 год:
Гостиный двор. Фуд-шоу. Хамон, оливки, швейцарский шоколад, или пир во время кризиса
Отель "Radisson Slavyanskaya". Зимний базар. В ожидании Рождества!
"City Quest". Как мы ограбили банк!
Театр кошек Куклачева. Олимпиада кота Бориса
Сокольники. InnoPark. Шоколадный Даня
ЦДХ. Фестиваль РГО. Попса и география
Колбасный заводик "Le bon Gout". Вкусные мясные штучки
Пожарная часть №15. Никогда не протирайте маяки!
"Exit Games". День без галстуков
Измайлово. Царская пасека. Три Спаса в один день
Парк имени Баумана. AFROFEST. Африканские слоники и косички
Щербинка. Парад паровозов
Фотовыставка. Тохоку. Природа, люди, жизнь
Сад "Эрмитаж". С едой по миру!
Планетарий. Как Даня управлял луноходом!
Планетарий. Космонавтом стать хочу! Пусть меня научат!
Первый Данин кастинг в Teatr.doc
Выставка "Путешествие с шиком и без!"
Океанариум "Рио". Скаты, акулы, крокодилы и немного шопинга
Эстонский семинар, или немного о моей работе
"Интурмаркет" и "Mitt". Две выставки и кое-что полезное
Музей 1960-х. Узнали какие-нибудь вещи, которые были у вас или у ваших родителей?
ВВЦ. Международный фестиваль сладостей. Сластенам посвящается...
2013 год:
ТЦ "Золотой Вавилон". Корпоратив-лазертаг
Окунуться в Рождество!
Гостиный двор. Рождественское фуд-шоу
Музеон. Тбилисоба - праздник урожая
Новый сезон начался с Рош-а-Шана
Сокольники. Парад матрёшек
Сокольники. "Эквифест-2013". Лошадиный праздник
Планетарий. Выставка иллюзий. Мы в Мире наизнанку
Парк "Красная Пресня". "Латинофест - 2013". В Москве танцевали румбу
Уточки у Новодевичьего монастыря
Картинг "Арена". Гонки на картах
Измайловский парк. Атмосфера танца. Смешались танго, брейк, сиртаки...
ВВЦ. Калейдоскоп PICABOLO
Театр зверей "Уголок Дедушки Дурова". Однажды на Мышиной планете...
Сад им. Баумана. Танцы по-шотландски и мальчики в килтах
Сад им. Баумана. Рок-фестиваль "Этнопланета"
Детский кукольный театр "Альбатрос. Как Даня побывал на своем первом полноценном спектакле "Колобок"!
Шестая выставка "Forest Cat Show" на ВВЦ. Даня и котеги
Мемориальный музей космонавтики. Мурыс сказал, что хочет стать космонавтом!
Фестиваль цветов в Аптекарском огороде. Семейный выход!
Выставка "Сокровища Гималаев"
Весенний бёрдинг в Алтуфьевском заказнике
День Испании на дизайн-заводе "Флакон". Хамон, маслины и фламенко
Гаура Пурнима, или Рождество по-кришнаитски
Выставка-ярмарка "Восточная Сказка". Рынок а-ля Черкизон, а не Восточный базар!
Выставка-ярмарка "Восточная Сказка". Мехенди
Фотовыставка "Грузинский акцент"
Небесные фонарики-сердечки на День святого Валентина в парке Дружбы
ПИП "Останкино". "Следопыт" с точки зрения соорганизатора
Фотовыставка "Золотая Черепаха" - 7
Утиная охота на Яузе и Самотеке
Станция метро "Пятницкое шоссе" через три дня после открытия
2012 год:
Ярмарка "Пир" в Крокусе. Пиру пир!
Как мы играли в Ханукальном интеллектуальном казино
Фестиваль "Формула Востока" в Сокольниках. В гостях у самой Шахерезады
Фестиваль "Дни Якутии в Москве". День Олонхо по-якутски
Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов!
Фестиваль "Дни индийской культуры". Мы снова в Индии!
Баварская вечеринка в саду "Эрмитаж". А где здесь немцы?
Рош-а-Шана - это еврейский Новый Год! Празднование в Израильском культурном центре
Фестиваль культур в Сокольниках. Самый веселый фестиваль, или как дружили народы!
"Аквамарин". Цирк танцующих фонтанов
Аэротруба и Живописный мост в Крылатском. Полный улёт!
От Новоспасского моста до Киевского вокзала по Москве-реке
Латинофест-2012. Ощутили вкус Латинской Америки. Хорошо, но мало!
Вечер "Тель-Авив в Москве: импульс лета"
Фотовыставка "Камчатка. Ускользающий мир"
Музей театра "Уголок дедушки Дурова". Как Даня к зверям ходил
Выставочный центр РЖД. Даня и модели паровозов
"Fantasy". Купонный аквапарк
Вороново. Как мы с Даней ездили в гости к дедушке в санаторий
Московский зоопарк. Даня и звери
Музей истории железнодорожной техники и паровозная прогулка. Даня, Лиза и паровозы
Базар в посольстве Индии
Выставка "Комиссар исчезает"
Музей "Автовилль". Даня и ретро-автомобили
Бункер-42 на Таганке
Как Даня катался на монорельсе
Океанариум на Чистых Прудах. О том, как Даня побывал в Океанариуме
Фотовыставка Кристофера Беркетта. Фотографии, как картины
Измайловский парк. Первая Данилкина Масленица
Фотовыставка "Geo_метрия"
2011 год:
Музей эротического искусства "Точка-G". По самое не балуйся!
Фотопроект Яна Артюс-Бертрана "6 миллиардов других"
Зорбонавты
Фотовыставка "Хотим, чтобы помнили!"
"Следопыт" в Дорогомилово. Центр Москвы, в котором мы никогда не были
2010 год:
Московский вино-коньячный завод "КиН". Как я коньяки дегустировала
Измайловский кремль. "Турки строят муляжи..."
Песчаные скульптуры на ВВЦ
Как мы в кинотеатр 5D ходили
История о том, как я на шоппинг ходила
Выставка. Медведи Тедди, медведи не Тедди и прочие куколки
Фотовыставка "Москва - 1957"
2009 год:
Открытие новых станций: от Мякинино до Митино на метро
На "Сапсане" из Москвы в Петербург
О том, как мы ходили есть осетинские пироги
Музей "Русские валенки"
Музей "Ледниковый период"
Фотовыставка "Россия из окна поезда - 2009"
Музей уникальных кукол
Побег в усадьбу "Измайлово"
Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено
Сказ о том, как мы в Эфиопский ресторан ходили
2008 год:
Как я на Зимний базар ходила
Фотовыставка "Россия из окна поезда"
Из Строгино на Щелковскую на "живописном поезде"
Наш Хэллоуин в Доме Булгакова
"Следопыт" в Измайлово!
Мир, в котором я живу - часть 1: Новобратцево
Про благодатный огонь и мой Крестный ход
2007 год:
Почти незаброшенный Симонов монастырь
Музей-заповедник Царицыно
Откуда совы в Москве?
Москва - хороший город! :))
2006 год:
В Москве у индийских сикхов
Автостопом по Москве