"Принцесса Анастасия" отправлялась из Санкт-Петербурга в Хельсински в 19.00, и до 18.00 мне предстояло пройти пассажирскую регистрацию и паспартный контроль в терминале и загрузиться на борт. Морской порт в Питере находится, хотя и не в самом центре города, но и не далеко от него. Добраться туда оказалось несложно: на метро до станции "Приморская", а затем еще несколько остановок на маршрутке.
Когда я приехала, регистрация уже шла. Нас, участников рекламного тура, отчего-то регистрировали в том же окошке, где и команду парома. Забавно! Посмотрев мой паспорт, сверившись с компьютером, молодой человек выдал мне сразу целую кучу магнитных карточек, все маленькие, как карманные календарики: одна - посадочный талон и ключ от каюты, вторая - ваучер на скидки в ресторане, третья - на конференц-услуги с пометкой "сауна" (она в первый день была у нас бесплатной) и ворох карточек-ваучеров на завтраки и ужины. Дело в том, что в стоимость рекламника от St.Petereline у нас входили далеко не все завтраки и ужины, остальные по желанию нужно было оплачивать самостоятельно. Я, когда утверждала у своего руководства этот рекламник, честно говоря, решила сэкономить их деньги и есть в круизе за счет командировочных (пусть небольшие, но их нам тоже дают), но начальник тогда был в хорошем настроении и сам предложил купить мне полный пакет питания. В общем, по идее, карточек на питание мне на регистрации должны были дать аж целых восемь штук: четыре на завтраки и четыре на ужины. Но так как давали их кучей, пересчитывать я их не стала, а когда хватилась, то была уже на корабле. В общем, почему-то нескольких у меня не хватало.
Ну, что за ерунда? Не успели отойти от Питера и уже такие косяки? Я решила не затягивать и сразу пошла разбираться на рецепцию парома. В общем, дай бог здоровья помощнику капитана по пассажирскому обслуживанию - он вник в мою ситуацию, пообещал разобраться, и в итоге карточки нашлись. Большое ему спасибо!
2.
Вы, наверное, спросите меня, зачем я так подробно сейчас рассказала эту историю? Всё просто. Потому что, пожалуй, она была единственной, когда представители команды парома проявили себя по-человечески, а в данном случае, даже несмотря на то, что это я сама лоханулась с карточками, должна была проверить еще при регистрации и сразу же спросить, почему их так мало.
Остальное же... Помните, мы с вами какое-то время назад разговаривали о том, что во многих отелях за границей есть объявления при входе в ресторан, где написано (чаще всего только по-русски), что выносить еду после завтраков со шведского стола запрещается. Так вот, это всё, други мои, цветочки. Такое объявление есть и на дверях паромного ресторана "Seven Seas", где тоже проходят такие завтраки. Но меня сразило другое, в терминале при регистрации. Оказывается, еду и напитки, причем, любые, заносить на паром тоже нельзя! То есть, решили вы взять с собой пачку печенья, яблоко или шоколадку - извольте съесть это на берегу, и ни в коем случае не на пароме. А если не хотите на берегу, то можете сдать на хранение команде, и вам отдадут всё на обратном пути, когда вы вернетесь в Питер! Сильно? По-моему, да! В поезд еду брать можно, в самолет можно, на любые другие паромы можно - никому дела нет, что вы едите в каюте, а на паром "Принцесса Анастасия" нельзя! А вот такие они! Но зато там есть масса кафе, ресторанов, магазин Дьюти Фри, там и еда, и вода, и алкоголь!
3.
Понятное дело, что St.Peterline гораздо выгоднее, если пассажиры все это будут покупать на борту, а не брать из дома. Ведь доход тогда идет компании! Только, имхо, это свинство. Правда, девушка Катя - сопровождающая нашего рекламного тура назвала мне и другую причину этого запрета: мол, круизы недорогие, и контингент, порой, встречается такой, что тащат с собой курицу, яйца, водку, напиваются в процессе, портят каюты и т.д. и т.п. Верю, что эта причина тоже имеет место. Но, во-первых, купить ту же водку такие товарищи могут при желании и на борту, а потом точно так же напиться. Во-вторых, почему их просто не штрафовать за непотребное поведение и порчу имущества, как это делают, например, в отелях?
В общем, странно и неприятно. Я с собой яйца не потащу, но почему я не в праве взять шоколад или фрукты? Почему кто-то, кому я плачу деньги за круиз, меня в этом ограничивает? Впрочем, при посадке в Питере нам повезло. Был сильный ветер, и пассажирский трап устанавливать не стали, так как это было не безопасно. В итоге мы заходили на корабль через автомобильную палубу, а там сканера для вещей нет. Так что, всех нас пропустили абсолютно свободно.
4.
Но зато при проверке посадочных талонов отличился член экипажа, тоже помощник капитана, между прочим. Я даже его фамилию запомнила - нашла потом на стенде с фотографиями команды.
5.
Когда он сканировал мой посадочный, бросил: "Утюг, фен, кипятильник есть?" И таким, знаете ли, тоном, будто точно уверен, что это всё у меня с собой. Я даже растерялась. Ответила, что нет. "Смотрите, штраф 100 евро!" - и снова точно таким же гадким, хамским тоном. Тут уже я разозлилась. "Может, вам багаж показать?" - спрашиваю. "Видел я уже!" - отвечает. Вот что за урод? Отвратительно всё это! Оказывается, все эти вещи тоже проносить на борт нельзя. В общем, после такого отношения я точно на этом пароме сама больше никуда не поеду. Да, вот такая я нежная. И требую, чтобы ко мне относились уважительно, особенно если причины хамить нет.
Кстати, самое интересное, что этот же самый тип проверял посадочные на следующий день после стоянки в Хельсинки, когда мы уже погуляли по городу и возвращались на корабль. Официально проносить еду на паром нельзя во всех городах. Но Катя сказала, что, если туристы что-то покупают в европейских портах, то на это уже смотрят не так строго, как при посадке в Питере. И в любом случае, опять-таки действует то самое правило, когда продукты можно сдать на хранение команде и забрать по завершении круиза. Я же очень люблю финский шоколад "Karl Fazer". У нас он тоже продается, но в Хельсинки его сортов гораздо больше, и он там явно свежее. В общем, я купила этот шоколад (много шоколада) и, конечно же, сыр, от которого тоже млею, и коего у нас в Москве теперь из-за санкций днем с огнем. В общем, к проверке и к идее сдать это всё команде на хранение я уже была морально готова. Ну, а что делать? Посадка на паром теперь проводилась по пассажирскому трапу со сканером. И что вы думаете: только я приготовилась отправить рюкзак в сканер, этот помощник капитана вдруг изрекает: "Ничего не нужно, так проходите!" Нет, вы представляете? Сначала подозревает во всякой непотребщине, хамит, а день спустя пропускает так, не проверяя...
Каюта у меня была класса А на пятой палубе с окном в сторону океана. Мой начальник расщедрился и здесь и проапгрейдил мне самую дешевую каюту, которая предлагалась в рекламнике, до этой и без подселения. Он хороший, да, я знаю. :) В общем, в четырехместной каюте я жила одна. В принципе, что касается полок, то сделаны они довольно-таки удобно. Верхние полки не нависают, как в купе поезда, а подняты и плотно прилегают к стене. От этого в каюте появляется дополнительное место, а главное - они абсолютно не мешают. Но, честно говоря, этот факт и окно - два единственных ее плюса. В целом же, каюта показалась мне так себе. Во-первых, она маленькая, всего 9 квадратных метров. Да, побольше купе и полки пошире, но даже до самого миниатюрного номера в отеле ей далеко.
6.
В ней нет ни одного шкафа, только вешалки, и куда складывать вещи, чемоданы (ведь многие туристы ездят с ними), - вопрос.
7.
Нет холодильника: кстати, вот она - еще одна причина, почему на борт не разрешают проносить еду, ее банально негде хранить, а поставить холодильники и минибары - St.Peterline, по всей видимости, жаба душит. Нет телевизора, нет утюга и фена тоже нет. Правда, есть платная прачечная, где вам могут погладить любую вещь, а фен можно брать в аренду за три евро и под залог за 2000 рублей. Гы! Вы так же, как и я, теперь поняли, почему их под страхом смертной казни нельзя было проносить на борт? :)
Зато в каюте есть прикроватный столик, один табурет, зеркало с полкой, радио, кондиционер а-ля климат-контроль, душ, туалет.
Не лезет!
8.
В ванной гель для душа в бадье, никаких шампуней в бутылочках и, уж тем более, зубных счеток и пасты не было и близко. Кстати, несмотря на то, что мебель в самой каюте была вроде бы вполне новая и нормальная, душ оказался совсем убогий, и у меня появилось стойкое ощущение, что он старый и грязный, и что с подстаканников перед зеркалом пыль не вытирали неделями.
Так было, когда я только туда заселилась.
9.
Что делали с этой мыльницей?
10.
Честно говоря, что касается уборки в каюте, я вообще ничего не поняла. Сначала я решила, что каюту в процессе круиза просто не принято убирать. По крайней мере, после того, как я возвращалась с прогулок во время остоновок в портах, все выглядело точно так же, как перед ними: постель не заправлена, полотенца не сложены и т.д. Но потом я заметила, что мусор все-таки из урн выносили. Загадка!
В каюте была всего лишь одна (!!!!) розетка - не забываем, что каюта четырехместная!!! Как людям подзаряжать свои девайсы, если даже у меня, а я совсем не фанат всякой техники, их три - мобильный, фотокамера и ноутбук? Вай-фай платный - 189 рублей в час. В общем, вот так. И ведь у меня была далеко не самая дешевая каюта! Я боюсь предположить, какие же каюты более низкого класса...
Впрочем, в первый же вечер нам провели экскурсию по парому, и другие каюты мы посмотрели. Правда, более дорогие и привелегированные. В общем, друзья мои, если вы хотите хотя бы минимальных удобств, то нужно брать именно их. Следующей по уровню после каюты класса А идет Commodore. Она относится уже к категории VIP. В ней вместо полок - двуспальная кровать, есть телевизор, минибар, фен и пара небольших кресел. В целом, она уже больше похожа на номер в отеле, но все еще очень маленькая. Дальше идет Deluxe. Вот эта каюта уже выглядит так, как типичный номер в какой-нибудь трехзвездной гостинице. Ну, а самые крутые каюты - это Suite. Они двухкомнатные, в гостиной - диваны, кресла, на стенах картины, есть стол для переговоров, телевизор, кофеварка, минибар. В спальне - двуспальная кровать, шкаф, гладильная доска и утюг. А еще в таких каютах аж два туалета. :)
Вот гостиная.
11.
12.
А вот, что на "Принцессе Анастасии" действительно поставлено неплохо, это питание. В принципе, покупать билеты можно с ним и без. Если вы покупаете билет без питания, то никакой проблемы в этом нет - на борту огромное количество ресторанчиков, причем, на любой вкус и кошелек и голодным никто не останется. Например, есть кафе "Bake&Coffee". Там можно и позавтракать, и поужинать, и просто зайти на чашечку кофе по ценам ниже средних по Москве.
13.
Есть итальянский ресторан "Napoli Mia" (см. фото 3) с огромным количеством паст, пицц и всяких итальянских вкусностей, есть японский суши-бар "Kampai", есть множество баров (в том числе, кстати, и ночных), где можно не только заказать коктейли, но и тоже перекусить. По оформлению мне очень понравился "Funny Rabbit Bar" в оранжевых тонах с торчавшими ото всюду кроликами.
14.
15.
16.
Если же вы покупаете билет с питанием, то, во-первых, можно выбрать завтраки, ужины или взять и то и другое. А во-вторых, шведский стол или "a la carte". Самый выгодный вариант - это пакет из четырех завтраков и четырех ужинов по системе шведского стола. Он стоит 144 евро и это дешевле, чем если брать то же самое не пакетом. Шведский стол накрывают в ресторане "Seven Seas" на седьмой палубе.
17.
18.
У меня там было три завтрака и три ужина. Что могу сказать? Конечно, это не буфет на Silja Line, на пароме которой мы с Антоном несколько лет назад ездили из Хельсинки в Стокгольм, но тоже весьма прилично. Завтраки были ничуть не хуже, чем в обычных финских отелях: овощи, мясные и сырные нарезки, йогурт двух видов, творог, каша, яичница, омлет, жареные колбаски, бекон, круасаны, булочки нескольких видов, варенье, мед, соки, чай, кофе.
19.
20.
Вот, например, несколько моих завтраков.
21.
22.
Кофе с плюшечкой. :)
23.
Ужины тоже оказались неплохи: суп, салат-бар где-то из пяти видов салатов, соленья, свежие овощи, лосось и сельдь нескольких видов, морепродукты, икра (правда, увы, белковая); на горячее курица, мясо, рыба также нескольких видов, гарниры на выбор; на десерт - большое количество всяких пирогов, тортиков и пирожных, мороженое и фрукты, включая свежие ананасы, дыни и арбузы. Ну, и неограниченное количество белого и красного вина и пива из краников, чай, кофе, соки. По-моему, очень неплохо. Правда, ужины проходили в две смены, и в начале каждой из них выстраивались дикие очереди, но потом народ рассасывался, и можно было уже нормально поесть.
24.
25.
26.
27.
28.
Есть детское меню.
29.
Так выглядил мо обед, к примеру.
30.
31.
32.
33.
Что же касается завтраков и ужинов "a la carte", то они проводились в ресторане "New York City" - более продвинутом по уровню, чем "Seven Seas", и с обслуживанием. Вообще, "а la carte" - это значит по меню, но по факту на пароме это было не совсем так.
Например, на завтраках был точно такой же шведский стол, как в "Seven Seas", разве что еще был лосось и чуть больше горячих блюд. Тем не менее, позиционируются же эти завтраки, как более крутые, с икрой и шампанским, и стоят гораздо дороже обычных. Шампанское, правда, на них действительно подавали, но икра, увы, была только минтаевая.
34.
35.
Мой завтрак выглядел так.
36.
37.
Что же касается ужина, то накануне нам предложили три варианта меню, и каждый выбрал один, самый подходящий. Я выбрала меню под №1. Туда входил салат из лосося, утка под брусничным соусом с грушей и с овощами вок и бананово-шоколадное фраппе. Всё оказалось вполне вкусно и достойно, еда была ресторанного уровня, а порции большие настолько, что я едва их осилила. Но с другой стороны, между переменами блюд паузы были тоже большие, и я успевала приходить в себя.
Салат из лосося.
38.
Утка под брусничным соусом с грушей и овощами вок.
39.
Бананово-шоколадное фраппе.
40.
Всевозможных развлечений на пароме тоже оказалось немало. Вы только представьте: на пароме всего 11 палуб. Каюты, располагаются на четырех палубах.
41.
Еще две палубы - автомобильные, а на всех остальных - развлечения. Разумеется, посетить их все было нереально, да и, признаться, какие-то из них, к примеру, казино и ночные клубы с дискотеками, мне не интересны.
Вот, к примеру, игровые автоматы.
42.
До других я просто не дошла, так как программа круиза у нас была очень плотная, и я была просто не в силах. Ну, а так есть аквазона с ее бассейном, сауной, джакузи, тренажерным залом, салярием и спа, салон красоты с парикмахерской и кабинетами маникюра и педикюра, магазин Дьюти Фри, о котором я уже упоминала, такс фри, караоке, спорт-бар с трансляцией матчей для любителей, кальянная, кинотеатр, где каждый день показывали по несколько фильмов для детей и взрослых, творческая мастерская с мастер-классами, детская игровая комната с аниматорами-нянями, куча разных дискотек и т.д. и т.п.
Вот, кстати, игровая комната для детишек - милейшее место.
43.
44.
45.
А так выглядят несколько верхних палуб. Оттуда хорошо осматривать окрестности и там тоже есть бары.
46.
47.
48.
49.
Вид с палубы.
50.
Из всех развлекух на пароме я посетила три.
Во-первых, вместе с нашей группой побывала на мастер-классе по приготовлению суши и на дегустации саке и японского сливового вина. Проводили мастер-класс, как я поняла, шеф-повар и повар-сушист ресторана "Kampai".
Мастер-класс начался грамотно: нас сначала угостили свежеприготовленными суши, роллами, а заодно саке и вином.
51.
52.
53.
А пока мы это все ели-пили, нам рассказывали всякие интересные вещи.
54.
Например, оказалось, что первое упоминание о суши в Японии (а именно она - их родина) относится ко 2 веку до новой эры, второе упоминание - к 10-11 веку уже новой эры. Тогда суши считались пищей бедняков и выглядели они совсем по-другому, чем нынче. По сути, это была этакая "каша" - рис, перемешанный с рыбой. Для их приготовления брали сырую рыбу, очищали ее от чешуи и костей, измельчали, перемешивали с рисом и клали под гнет. Через несколько дней могли есть. Честно говоря, я с трудом представляю, что это были за суши и пробовать их мне категорически не хочется. А, вот, в том виде, в котором мы их знаем, они пришли к нам из Калифорнии и уже не так давно. Сейчас для приготовления суши и роллов принято использовать мелкозренистый рис, овощи - обычно свежий огурец, болгарский перец и авокадо, рыбу и морепродукты.
55.
Чтобы рис хорошо склеивался, его, во-первых, перед варкой промывают несколько раз в холодной воде, во-вторых, после варки оставляют еще на некоторое время в теплом месте, а в-третьих, потом добавляют в него рисовый уксус. Если всю процедуру проделать правильно, то рис становится, словно пластилин, и вылепить из него можно не только суши, но и вообще все, что угодно.
Сначала повар показал нам, как он сам готовит суши и роллы. Главное приспособление для них - это тростниковый коврик, а все остальное уже мелочи, даже начинку для роллов, как оказалось, можно придумывать самостоятельно, здесь нет никаких особых правил, и не секрет, что, например, во многих российских суши-барах уже давно перешли от классики к тому, что больше по вкусу нашему средне статистическому соотечественнику. А что ему по вкусу? Да-да, и маянезик в том числе. В общем, лепят начинки, из чего придется, включая тот самый маянезик, соленый огурчик, курочку, салат оливье и т.д. и т.п. Но я все-таки за классику!
Делаются же роллы просто. Вы берете горсть, а точнее, шарик риса размером примерно со снежок.
56.
Кладете его на лист водоросли нори, а затем ровняете так, чтобы он не только лежал равномерным слоем, но и чтобы с одной стороны немного вылезал за край листа нори, а с другой немного не доставал до края.
57.
После этого все переворачиваете лист рисом вниз (это не страшно, так как рис приклеивается к водоросли почти намертво) и кладете начинку: например, сливочный сыр а-ля "Филадельфия" (настоящей "Филадельфии" у нас сейчас нет из-за санкций) и огурчик.
58.
59.
Подтягиваете весь будущий ролл на край коврика и одним хитрым движением сворачиваете.
60.
Ну, а дальше - ловкость рук и никакого мошенничества. С помощью все того же коврика вы придаете роллу нужную форму - овальную, квадратную, треугольную.
61.
Затем подравниваете края, сверху красиво укладываете рыбку.
62.
Разрезаете на восемь частей и вуаля - блюдо готово.
63.
Повар так быстро проделал весь процесс, что мы попросили повторить его помедленнее. Он повторил, но мы все равно прочно "зависли" в тех местах, где ролл нужно было сворачивать и придавать ему форму - какое же все-таки это нелегкое дело!
Потом нам показали, как делать суши. В принципе, на первый взгляд, сие показалось мне не настолько сложным. А вы знаете друзья, как закрепляется на сушке полоска водоросли после того, как ее обматывают вокруг риса? На ее край приклеивается рисинка, и вот, именно на этой самой рисинке она и держится!
64.
65.
66.
67.
Ну, а после того, как повар закончил демонстрировать нам свое искусство, попробовать себя в профессии сушиста пригласили и нас. Честно признаюсь, друзья, что приготовление суши для меня всегда было процессом непостижимым. Еще несколько лет назад Антон подарил мне набор для этого дела. Но тогда я открыла его, посмотрела в ужасе на все приспособления и... закрыла. Рис мы потом отварили и съели так, соевый соус использовали для других блюд, а коврик лежит дома до сих пор. В общем, я поняла, что теперь настал мой шанс научиться, и решила попробовать. Что могу сказать? Сушист из меня не выйдет, точно вам говорю. Роллы-то у меня в итоге получились, но только с помощью специалиста - сворачивать их оказалось нереально сложно!
Коллеги стараются.
68.
Вторым и третьим развлекательными мероприятиями на пароме, на которых я побывала, стала шоу-программа от театра-балета Мюзик-Холл. Их проводили каждый вечер в баре "Columbus" и, по словам нашей Кати, программа шоу всегда была разная. Наверное, так оно и было, ибо я побывала на этом шоу дважды, и программы действительно отличались. В первый раз, несмотря на то, что я пришла вовремя, я застала еще и кусочек предыдущего рок-концерта и даже немного пожалела, что не пришла туда раньше. Концерт был весьма неплох.
69.
Ну, а потом началось шоу. В принципе, мне понравилось. Танцы сменялись вокальными номерами, вокальные номера танцами. Костюмы танцоров и танцовщиц были вполне на уровне, танцевали они тоже очень достойно, причем, абсолютно разные композиции, начиная с морского танца и кадрили и заканчивая варьете а-ля "Чикаго 1920-х", рок-н-ролом и вальсом. Единственным минусом было то, что на шоу почему-то нельзя было фотографировать, так что, сначала я немного стеснялась, но потом осмелела
и вылезла из-под стола. В общем, фото, какие есть фото. Правда, замечаний мне никто не делал. Видимо, фотографировать запрещено все-таки только со вспышкой.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Во второй раз, на следующий вечер, артисты на шоу выступали те же самые, но акцент шел больше на советскую эстраду: песни были 1960-1970-1980-х годов, танцы русские народные, русские народные обработанные, цыганские и даже немного украинских. В общем, тоже всё хорошо.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
Что-то начала я эту заметку за упокой, а закончила за здравие. А собственно, таким, пожалуй, круиз и был. Остается только добавить, что, если вы все-таки решите его себе устроить, то для этого вам обязательно потребуется многократная шенгенская виза, ибо "Принцесса Анастасия" считается "территорией вне государств", и в каждом порту, чтобы выйти на берег, вы будете проходить паспортный контроль и получать штампы в паспорт. Правда, процесс это быстрый и лишнего времени не отнимает. С другой стороны, если вы обратитесь в любую турфирму за этим самым круизом (можно, в том числе, и к нам), то оформят вам эту визу без проблем.
Наши координаты:
+7(495)788-04-42; travel@scan.travel ; http://scantravel.ru/
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, июнь:
Санкт-Петербург, Шлиссельбург. Разгрызть Орешек
Санкт-Петербург. Зонтики!
Санкт-Петербург. Кафе "Республика кошек". А пошли в Мурчальную?
Санкт-Петербург. Питер на макете!
Санкт-Петербург. В Питер на двухэтажном поезде
Фотообзор: Санкт-Петербург, Финляндия, Швеция, Эстония. Балтийские воды: вид сбоку и изнутри
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
2014 год, апрель:
Фотообзор: Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике
2010 год, август:
Торжественный ужин с капитаном
Шлюзы
Мандроги. Развесистая клюква для иностранцев
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Царское Село. Почувствуйте себя принцем!
Петергоф. Фонтан или не фонтан?
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
2010 год, май:
Кронштадт. История о том, как мы проникли на военный корабль
Кронштадт. Бескозырка белая, в полоску воротник...
Выборжское граффити - искусство
Выборг. Как мы фестивалили на "Майском дереве"
Монрепо. Вот это, я понимаю, - дача!
Выборг. Под сенью средневековья в шведско-финском исполнении
Фотообзор: море, замки и майские деревья
2009 год, декабрь:
Музей шоколада. А вы пробовали Ленина на вкус?
Кунсткамера. В гости к индейцам, монголам и жителям Африки
Мариинский театр. Есть билет на балет
Музей хлеба. Конфетки-бараночки...
Музей Арктики и Антарктики
"Васька" - Васильевский остров
На "Сапсане" из Москвы в Петербург
Фотообзор: Зимой в Санкт-Петербург
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Финляндии:
2014 год, май:
Финский почти шопинг
Окрестности Ноормарку и Марикарвия. Рыбалка в Финляндии - это вещь!
Ноормарку. Завод-курорт
Пори, Юутери. Вспомнить море!
Раума. Самая красивая, самая старинная
Херранкуккаро. Рыбный рай
Наантали. Где живет Снусмумрик?
Турку. Ужин в средневековом замке
Турку по-рабочему
Про Турку и про то, как я там по деревьям лазала
Фотообзор: Туроператорская Финляндия
2014 год, апрель:
Где жить в Эстонии?
На пароме из Хельсинки в Таллинн
Хельсинки. Гастрономический тур
Иматра. 6 километров от России, и уже Финляндия!
"Holiday Club Saimaa". Курорт на берегу финского озера
По Нордическим странам с Гудлайном
Фотообзор. Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике
2010 год, сентябрь:
Наш такс-фри в Финляндии и дорога домой
Аландские острова. Кобба Клинтар. Как мы попали на необитаемый остров между Швецией и Финляндией
Аландские острова. Мариехамн. Под парусами "Поммерна"
Мариехамн. На Аландских островах...
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Швеции:
2010 год, сентябрь:
Наш такс-фри в Финляндии и дорога домой
Элливаре, национальный парк "Муддус" и Йоккмокк. Про настоящих саамов
Лулео и Гаммельстад. Как молились шведы на дачах?
Транспорт Швеции
Дроттнингхольм. Как живет шведский король? Скромненько!
Стокгольм. Юнибакен. В гостях у сказок
Стокгольм. Корабль "Васа". Королевский и утонувший
Стокгольм. Скансен. Швеция изнутри
Стокгольм. Метро, как произведение искусства
Стокгольм. А вы никогда не мечтали о Нобелевской премии?
Стокгольм. Главный город шведов
На пароме от финнов к шведам
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Эстонии:
2014 год, апрель:
Что в тарелках у эстонцев?
Таллинн. Любят ли в Эстонии русских? Ждут ли?
Таллинн. Есть ли у Эстонии подводные лодки?
Таллинн. На эстонском небе!
Далеко ли до Таллинна?
Про эстонские автобусы
Пярну. Курорт по-эстонски
Тарту. Научный центр "АХХА". Под куполом на велосипеде
Тарту. За курение в университете - на три дня в карцер!
Где жить в Эстонии?
На пароме из Хельсинки в Таллинн
По Нордическим странам с Гудлайном
Фотообзор: Вкусная Эстония и изюмистая Финляндия в моем не совсем рекламнике