Наконец-то, сегодня осилила книгу Исраэля Шамира "Израиль. Страна сосны и оливы".
Честно говоря, хоть на обложке и значилось, что сия книга - бестселлер, читается она довольно-таки тяжко, и в целом, повествование больше походит не на документальный роман, а на выложенный на бумагу сборник лекций об истории Израиля и Палестины, о политической ситуации, о взаимоотношениях евреев и палестинцев, мощно приправленных мнением автора на этот счет. Язык, которым это всё написано, совсем не из легких, книга просто-таки напичкана названиями разных деревень (при этом, карты нет и посмотреть, где из них какая находится, негде - в инете настолько подробной карты я тоже не нашла), фамилиями широко известных в узких кругах израильских и палестинских деятелей, большинство из которых не израильтянину просто неведомы, и тому подобным. В общем, странный какой-то "бестселлер".
Речь же в книге в основном идет о том, как евреи в новосозданном в 1947 году государстве Израиль начали притеснять живших до них на этих землях палестинцев, и как их взаимоотношения складываются по сей день. То есть, даже название книги "Страна сосны и оливы" говорит само за себя. Олива - это символ Палестины. Эти деревья палестинцы выращивали на своей земле тысячелетиями. Сосна - символ Израиля. Когда он появился, то много олив было выкорчевано, а на их месте посажены сосны.
Честно говоря, я крайне не люблю, когда авторы "бестселлеров" начинают однобоко подходить к любой проблеме и высказывать только одну точку зрения, выдавая ее за единственно верную. Тут же это сплошь и рядом: евреи плохие, палестинцы хорошие. И куча доказательств по поводу. К тому же, как написано в аннотации, "Страна сосны и оливы" впервые была выпущена в 1980-х годах. Сам Шамир пишет, что нынешнее издание - это та самая книга с минимальной правкой. Но при этом, буквально в каждой главе (а их в книге 35), автор то и дело перескакивает с 1980-х годов на настоящее время, и такую правку минимальной я бы уж точно никак не назвала. К тому же, имхо, она только мешает: так как не всегда понятно, что именно и где он описывает под понятием "сейчас" - наше время или все те же 1980-е...
В общем, как-то так. И собственно, таким мое мнение о книге и осталось бы, кабы я не знала, что ее автор - сам чистокровный еврей русского происхождения, и да, при этом вот такой вот "антисемит". Согласитесь, подобное встречается редко, а потому личность товарища меня заинтересовала, и читать опус я не бросила. К тому же, в целом, он вроде как высказывается за дружбу народов, примирение израильтян с палестинцами и т.д. Правда, вряд ли те способы, которые он для этого предлагает, устроят евреев.
Тем не менее, в книге встретилось несколько исторических эпизодов, о которых мне захотелось узнать больше. Например, история резни в палестинском селе Дейр-Ясин. Тогда в ночь с 9 на 10 апреля 1948 года отряды сионистких боевиков напали на это мирное село и вырезали его безоружных жителей: всего 245 мужчин, женщин, стариков и детей. Потом Бен-Гурион осудил боевиков и они были наказаны. Но, как пишет Исраэль Шамир, практически все они чуть позже заняли видные посты на государственных должностях. Кроме того, в книге приводится вот такое описание того кошмара. Рассказывает 12-летняя Фахими Зейдан, одна из выживших в той резне: "Евреи поставили всю нашу семью к стенке и стали нас расстреливать. Я была ранена в бок, но большинство нас, детей, спаслись, потому что мы прятались за спинами родителей. Пули попали моей четырехлетней сестре Капри в голову, моей восьмилетней сестре Сами в щеку, моему брату Мохаммеду семи лет - в грудь. Но все остальные были убиты". Еще из воспоминаний: "...человек загнал пулю в шею моей сестры Сальхие, которая была на девятом месяце. Затем он распорол ей живот ножом".
Вот, как бы да, чем не история из концлагерей, когда точно так же издевались фашисты над евреями? А тут получается, евреи над палестинцами... Жуть!
И вторая история. Где-то в начале 1950 годов в Израиле случился наплыв евреев из стран Магриба, в том числе, из Марокко. Власти вроде бы сами зазывали их в Израиль, на историческую родину. Но по факту отнеслись к ним крайне странно. О примерах того, как именно, в книге дается ссылка на документальный израильский фильм "Стригущий лишай": "Многие марокканские еврейские (заметьте, еврейские!!!) дети страдали этим противным, но довольно безобидным кожным заболеванием, которое в народе называли "парша". Европейские евреи долго обзывали марокканцев "пархатыми фрэнками". Глава минздрава Израиля доктор Хаим Шиба решил справиться с "непрестижной" болезнью. Он привез из США несколько мощных рентгеновских установок. Его врачи отбирали марокканских детей в школах и везли, не объясняя причины, на "экскурсию" на военную базу под Хайфой. Там их брили, выдирали остатки волос горячим воском, зажимали головы в тиски и подвергали облучению. Допустимая доза облучения - 0,5 рада, но марокканские дети получали 350-400 рад. Фильм утверждает, что многие умирали на месте - возле базы выросло кладбище без имен и надгробных плит. Выжившие страдали всю жизнь. Из облученных в начале 1950-х годов детей осталось в живых меньше 40%, многие из которых болеют раком, страдают от опухолей мозга, тотального облысения".
В общем, я не знаю, кому порекомендовать читать "Страну сосны и оливы". Но задуматься она меня-таки заставила.